Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта сура получила своё название по первому аяту, в котором упоминается имя Аллаха Аль-А‘ля (Высочайший): «Славь имя Господа твоего Высочайшего» (сура 87 «Высочайший», аят 1)
.
Главной темой суры является единобожие, а именно: единственность Аллаха в господстве (таухид ар-рубубийя) и единственность Аллаха в божественности (таухид аль-улюхийя).
Между названием суры и её главной темой существует тесная связь, поскольку Высочайший — это Всевышний Аллах, а сура посвящена единственности Аллаха, единобожию.
Нетрудно заметить и связь между началом и концом данной суры. Начинается она с веления прославлять Высочайшего Господа, а завершается указанием на древность призыва к единобожию и, соответственно, к прославлению Господа: все пророки Всевышнего, приходившие к человечеству на протяжении веков, призывали к одному и тому же: поклоняться Единственному Богу, жить по установленным Им законам и прославлять и поминать Его. Все Божьи пророки проповедовали одну религию, одни убеждения, хотя практические законы для разных народов в разные эпохи могли отличаться друг от друга. И об истинной сущности земной жизни говорили своим соплеменникам все без исключения пророки Господа: она — пашня для жизни вечной, и её предназначение в том, чтобы на протяжении её собирать запасы для мира вечного. Совершая благие деяния, которые помогают человеку спастись от Огня и обрести вечное блаженство в Раю.
Также связаны между собой конец предыдущей суры «Ночной путник» и начало данной суры. Та сура завершается велением оставить неверующих на суд Аллаха, предоставив им отсрочку, и не торопить Господа с их наказанием, ибо оно и так неизбежно для них и постигнет их, когда придёт время. А данная сура начинается с веления прославлять Господа и свидетельствовать о Его совершенстве и о том, что Он свободен от каких-либо недостатков и пороков. Аллах — совершенный, мудрый и всемогущий, и Он знает, когда, как и кого подвергать наказанию, и Ему не присуща торопливость. И торопить Его с этим — значит не признавать Его совершенство, и это не согласуется с прославлением Его.
Эта и предыдущая сура имеют много общего в своём содержании. Обе суры содержат указание на всемогущество Господа миров и различные свидетельства этого. Также обе суры содержат упоминания о Судном дне и подтверждения его истинности и неизбежности. Кроме того, обе суры повествуют об участи двух категорий людей — верующих и неверующих — которая ожидает их в Судный день. Обе суры содержат призыв смотреть вокруг, вглядываться в чудеса Всевышнего во вселенной и размышлять об увиденном и о Том, Кто сотворил все эти чудеса. Они учат нас обращать внимание на знамения Всевышнего, которые окружают нас со всех сторон. Обе суры побуждают нас смотреть на различные творения Всевышнего, которые являются указанием на существование Творца, Его совершенство, могущество, абсолютное знание, мудрость.
Суру можно условно разделить на три части. Они посвящены следующим темам: прославление и возвеличивание Всевышнего Господа; напоминание и подтверждение истинности пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха); путь к преуспеянию.
Прославление и возвеличивание Господа
Славь имя Господа твоего Высочайшего,
Который сотворил [всё сущее и всему] придал соразмерность,
Который предопределил судьбу [творений] и указал путь,
Который взрастил пастбища,
а потом превратил их в тёмный сор.
Эта часть суры связана с главной темой суры самым непосредственным образом, ибо повествует о Всевышнем и содержит подтверждения единобожия.
Всевышний Аллах велит Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) и, как следствие, членам его общины восхвалять, прославлять и возвеличивать Всемогущего Господа, Который сотворил всё сущее в наилучшем виде, поддерживает жизнь и порядок, распределяет удел и распоряжается всем. Он распределил всё наилучшим образом, и Он наставляет на истинный путь. Всё в мире происходит согласно Его предопределению и ничто не способно противостоять Его воле: чего Он желает, то непременно осуществляется, а чего Он не желает, того никогда не будет. И Он с Его совершенством и всемогуществом несомненно достоин хвалы.
Таким образом, Всевышний Аллах не просто повелел нам восхвалять и возвеличивать Его, но и привёл присущие Ему описания, которые заставляют нас задуматься и осознать Его величие и служат, таким образом, дополнительным побуждением к восхвалению и прославлению Его. Эти описания заставляют нас осознать собственную слабость, несовершенство, ничтожность в сравнении с Господом миров: что мы такое перед Всемогущим, Всесильным, Всезнающим, Вечным? И как велика наша потребность в Нём! Так как же мы можем не восхвалять и не возвеличивать Его?
Подобные описания и призыв обратить внимание на окружающие нас со всех стороны чудеса и знамения Всевышнего — Его удивительные творения — были действенным способом побудить человека прославлять и возвеличивать Создателя ещё в незапамятные времена, до того, как люди совершили множество научных открытий и усовершенствовали инструменты, позволяющие им эффективно изучать вселенную. В наш же век, когда эти открытия сделаны и все эти инструменты имеются в нашем распоряжении, напоминание о том, как чудесно и удивительно сотворено всё вокруг, тем более должно побуждать нас к прославлению и возвеличиванию Творца. Ведь всё созданное Им, включая нас самих, призвано напоминать нам о Нём, о Его единственности и о Его именах и качествах.
Подтверждение истинности миссии Мухаммада
Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего,
кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто.
Мы облегчим тебе путь к легчайшему.
Наставляй же людей, если напоминание принесёт пользу.
Воспримет его тот, кто страшится,
и отвернётся от него самый несчастный,
который войдёт в Огонь величайший.
Не умрёт он там и не будет жить.
Эта часть суры связана с общей темой суры, представляя доказательства всемогущества Аллаха и Его совершенства, которые свидетельствуют о Его единственности. Связана эта часть суры и с предыдущей. В той части суры Всевышний Аллах упоминает о Своих милостях к человечеству вообще, напоминая нам о том, что это Он сотворил нас и придал нам наилучший облик, одаривает нас благами и наставляет на прямой путь. А в этой части суры Всевышний упоминает о Своей милости к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Он ниспослал Пророку (мир ему и благословение Аллаха) Коран, и Он же гарантировал ему, что он не забудет ничего из того, что он должен запомнить.
Упоминание о том, что Всевышний Аллах оберегает Коран и что Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) не мог забыть ничего из того, что он должен был помнить, — ещё одно доказательство единственности Аллаха в господстве. Это свидетельство Его всемогущества, а также следующее за ним упоминание о том, что Он знает и тайное, и явное, то есть о Его абсолютном знании, служат указанием на Его единственность и в божественности. Он знает всё и обо всём. Ему известно о том, что было, и о том, что будет, и Он знает о том, чего не было, каким бы оно было, если бы было.
Эта милость, которую Всевышний Аллах оказал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), облегчив ему запоминание ниспосылаемого ему Откровения и даровав ему лёгкий для исполнения закон, предполагает благодарность. А наилучшим проявлением благодарности является исполнение Пророком (мир ему и благословение Аллаха) возложенной на него обязанности доносить ниспосланное ему до людей и напоминать им. Его делом было донести Откровение до человечества, а уверует призываемый или не уверует, известно лишь Аллаху, и Божьи пророки не несли ответственности за результаты своего призыва и плоды осуществления своей пророческой миссии.
Аллах наставляет на истинный путь кого пожелает. Одни уверуют, другие останутся неверующими. Одни сердца с готовностью раскроются навстречу истине, а другие останутся запертыми и глухими ко всем наставлениям и увещаниям. Счастливые уверовавшие войдут в Рай и вкусят там плоды своей веры и богобоязненности. А тем злосчастным, кто отринет веру и отвергнет призыв к единобожию, суждено войти в Адскую обитель. В этой страшной обители они не познают смерти, которая положила бы конец их мучениям, но и жизни там им не будет: они будут существовать, но жизнью их полное страданий и мук существование назвать нельзя, ибо никакой радости и удовлетворения эта жизнь им приносить не будет.
Путь к преуспеянию
Преуспел тот, кто очистился,
поминал имя своего Господа и совершал молитву.
Но нет! Вы отдаёте предпочтение земной жизни,
хотя Последняя жизнь — лучше и дольше.
Поистине, это записано в первых свитках —
свитках [пророков] Ибрахима и Мусы.
Эта часть суры связана с общей темой суры, упоминая о древности Его религии — религии единобожия. Связана эта часть суры и с предыдущей: если в той части упоминается о двух категория людей — уверовавших и неуверовавших — соответственно, счастливых и злосчастных, — то в этой части говорится о тех, кому призыв и напоминание принесли пользу, и кто уверовал.
Упоминается именно о преуспевших, во-первых, потому, что упоминание о них является благой вестью для человеческой души, да и положение злосчастных понятно из контекста. К тому же, отказ от упоминания о них — доказательство их ничтожности пред Аллахом.
Тот, чья душа чиста от придавания Аллаху сотоварищей и кто наполнил свою жизнь поминанием Аллаха, преуспеет и спасётся. А кто выбрал иной путь, тот обрёк себя на злосчастие, ибо он предпочёл земную жизнь жизни вечной и таким образом отказался от спасения, ведь для каждого разумного человека очевидно, что жизнь вечная — лучше и дольше, и об этом говорили все без исключения Божьи посланники, то есть в этой непреложной истине нет ничего нового, и она известна обладателям разумов с незапамятных времён. Эту истину важно осознавать каждому, кто надеется обрести спасение и вечное счастье. Её проповедали лучшие из людей — посланники Господа миров. Этой истине учит нас религия единобожия — религия Всевышнего Создателя, Единственного Господа и Бога всего сущего.