Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мединская сура получила такое название потому, что посвящена разводу, его последствиям и связанным с ним нормам Шариата.
Главная тема суры — развод и связанные с ним религиозные нормы. Связь названия суры с её главной темой очевидна, поскольку в суре затрагиваются как раз предписания ислама, касающиеся развода.
Видна связь и между началом суры и её концом. Начало её посвящено разъяснению норм, связанных с разводом, и содержит предостережение от нарушения установленных Всевышним ограничений и сообщение о том, что поступающий так притесняет самого себя, а также побуждение жить по законам Всевышнего, которые являются источником великого блага. А завершается сура подтверждением этих предписаний.
Прослеживается связь и между этой сурой и предыдущей сурой «Обделение». В той суре упомянуты испытания и то, как верующий должен реагировать на них. В этой же суре подробно рассказывается об одном из достаточно серьёзных, особенно в моральном плане, испытаний, коим является расторжение брака и разрушение семьи, и также подчёркивается необходимость встречать это испытание терпением и богобоязненностью и аккуратно исполнять веления Аллаха, связанные с этим испытанием.
Также в той суре упоминается искушение, источником которого становятся жёны и дети, а в этой суре продолжается тема супружеских отношений и говорится о средстве, к которому приходится прибегать в случае, когда очевидно, что отношения супругов зашли в тупик и дальше они не могут быть вместе. Это узаконенный Шариатом развод.
Также в обеих сурах упоминается участь, которая постигает считающих ложью религию Всевышнего и призыв Его посланников, в этом мире и в мире вечном, а также воздаяние, ожидающее верующих. Обе суры завершаются возвеличиванием Аллаха и указанием на абсолютность Его знания и могущества. Также в обеих сурах содержится призыв к богобоязненности и побуждение к вере и совершению благих деяний.
Шариатские нормы, касающиеся развода
О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счёт этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не уходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, а Аллах, возможно, после этого решит иначе.
Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите в свидетели двух справедливых мужей из вас и будьте свидетелями ради Аллаха. Таково увещевание для тех, кто верует в Аллаха и в Последний день. Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход
и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Своё дело. Аллах уже установил меру для каждой вещи.
Связь этой части суры с её главной темой очевидна, потому что посвящена она как раз разводу и связанным с ним нормам Шариата.
Сура начинается обращением к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), которому надлежало донести до верующих нормы, касающиеся развода. Развод — самое ненавистное для Аллаха из дозволенного, однако в некоторых случаях он является последним средством, последним лекарством, к которому приходится прибегнуть, несмотря на всю его горечь. Когда совместная жизнь супругов становится невозможной и возникшие между ними разногласия всё разрастаются и процесс становится необратимым, ислам указывает им выход из положения, подчёркивая, что для того, чтобы столь неприятное событие имело для супругов минимальные негативные последствия и происходило при наиболее благоприятных для обоих условиях, в атмосфере справедливости и благодеяния, осуществляться развод должен в строгом соответствии с предписаниями Господа миров.
Если верующий твёрдо решил дать развод жене, то сделать это он должен определённым образом, а не когда и как пожелает. Развод даётся в период чистоты после менструации, в который мужчина ещё не вступал с женой в половую связь. Это правильный развод, соответствующий Сунне. Если же развод даётся во время менструации или в период чистоты, в который муж уже вступал с женой в половую близость, этот развод считается нововведением.
Верующим надлежит бояться Аллаха и не вынуждать жён, которым они дали развод, покидать их жилища до окончания идды, то есть срока, в течение которого разведённая не имеет права снова выходить замуж и в течение которого муж может вернуть её. И женщина не должна покидать это жилище по собственному желанию. В этот период ей запрещается ночевать где-либо, кроме своего дома, а днём ей дозволено выходить, когда в этом есть необходимость.
И только в случае, если женщина совершит явную мерзость, мужу разрешается лишить её права жить в супружеском доме до конца идды. Согласно толкованию некоторых учёных, мерзостью является в том числе явная грубость и скверное, вызывающее, неподобающее поведение по отношению к родственникам мужа. Учёные также упоминают, что к мерзостям относятся греховные деяния вообще — прелюбодеяние, воровство и так далее. И если женщина перебирается в другое жилище до окончания идды без уважительной причины, она берёт на душу грех. Если же ей, например, угрожает какая-то опасность, вынуждающая её перебраться в другой дом, то ей дозволено сделать это.
Таковы ограничения, установленные Всевышним Аллахом, и отказывающийся соблюдать их притесняет сам себя, рискуя понести наказание и лишая себя возможности вернуть жену и причиняя вред ей, поскольку лишающий жену возможности оставаться в её жилище до окончания идды нарушает право, закреплённое за ней Всевышним. Ведь Всевышний Аллах предписал разведённой находиться в том же доме на протяжении всего периода, в который ещё возможно воссоединение супругов, чтобы их совместное пребывание способствовало этому воссоединению.
Развод во время менструации или в период чистоты, в который мужчина уже вступал с женой в половую близость, также относится к нарушению ограничений, установленных Мудрым и Милостивым Господом.
Что же касается тех верующих, которые аккуратно исполняют предписанное Аллахом, то их ждёт милость Аллаха, и рано или поздно они непременно смогут вкусить плоды своей богобоязненности и терпеливого следования прямым путём. Верующий не знает, что может случиться во время идды его разведённой жены: возможно, Всевышний Аллах изменит что-то в его сердце таким образом, что у него появится желание вернуть жену и их супружеская жизнь продолжится. Ведь нередки случаи, когда мужчина жалеет о том, что дал жене развод, спасает семью от разрушения и супруги потом живут вместе ещё много лет по милости Всевышнего.
Когда же идда подходит к концу, мужчина должен сделать свой выбор: либо удержать жену и продолжить супружескую жизнь с ней самым благим образом, соблюдая все веления Аллаха, регулирующие супружеские отношения, либо отпустить её, предоставив ей возможность распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению. Последний вариант также должен сопровождаться исполнением всех соответствующих предписаний Аллаха и соблюдением прав жены.
При этом и в случае расставания, и в случае возобновления отношений верующему желательно поставить в известность об этом двух свидетелей — справедливых и праведных людей, которым он доверяет. Это поможет соблюсти справедливость и установить истину в случае возникновения разногласий между супругами по этим вопросам в будущем: свидетель сможет указать, чьё утверждение верное.
Соблюдение всех упомянутых предписаний непременно принесёт пользу богобоязненному верующему, который боится расчёта и наказания в Судный день. И тому, кто боится Аллаха, Он непременно укажет выход из любой трудной ситуации, из любой печали, из любого постигшего его испытания. И после испытания и печали придут милости и радость, причём даяние может прийти оттуда, откуда человек его совсем не ждёт. Таким образом, богобоязненность — ключ к избавлению и благополучию, уделу и даянию.
Тому, кто всецело полагается на Аллаха, делая всё от него зависящее, достаточно Его. Ведь мы знаем, что всё в руках Аллаха и на всё Его воля, а значит, нам следует уповать лишь на Него и не полагаться на других, и не искать у других того, что надлежит искать у Него. Всевышний Аллах сделал так, что благополучие сменяется испытаниями, и у каждого из них свой срок, который не может быть ни меньше, ни больше установленного Всевышним, потому что ничто не способно противостоять Его воле и всё может быть только так, как желает Он.
Шариатские нормы, имеющие отношение к разводу
Для тех из ваших женщин, которые уже не надеются на [приход] менструаций, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок — три месяца, как и для тех, у которых ещё не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела.
Таково повеление Аллаха, которое Он ниспослал вам. Тому, кто боится Аллаха, Он простит злодеяния и увеличит награду.
Поселяйте их там, где живёте сами — по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени. Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и договаривайтесь между собой по-хорошему. Если же вы станете обременять друг друга, то кормить для него будет другая женщина.
Пусть состоятельный расходует согласно своему достатку, а тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем наделил его Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. А после тяготы Аллах создаёт облегчение.
Эта часть суры тесно связана с главной темой суры, поскольку в ней речь идёт о нормах, имеющих отношение к разводу.
Также видна связь и между этой частью суры и предыдущей, поскольку продолжается повествование о нормах Шариата, связанных с разводом и иддой — сроком, в течение которого разведённая не имеет права вновь выйти замуж.
В этой части суры разъясняется продолжительность идды для разных категорий женщин. Если речь идёт о пожилых женщинах, у которых уже прекратились менструации, но возникли сомнения, например, у женщины было кровотечение, но она не знает, менструация это была или просто кровотечение, то идда такой женщины составляет три месяца. И если у женщины ещё вообще не было менструаций из-за каких-то особенностей организма, то её идда также составляет три месяца. Что же касается беременной, то её идда заканчивается с рождением ребёнка, вне зависимости от того, разведённая она или вдова.
Эти нормы являются велениями Аллаха и несут верующим лишь благо, и тому, кто боится Аллаха и соблюдает эти предписания, Он дарует облегчение, простит им прошлые грехи и дарует великую награду.
Если развод неокончательный, то есть мужчина имеет право вернуть жену, то до самого окончания идды он обязан содержать её и она должна оставаться вместе с ним в его доме. Что же касается самого жилища и содержания, то они должны соответствовать материальному положению мужчины. При этом мужчине не дозволено всячески стеснять женщину и обижать её, дабы вынудить её покинуть его дом.
Если же развод окончательный, то бывший муж не обязан предоставлять женщине содержание и жилище на период идды. Если же она беременна, то он обязан предоставить ей содержание и жильё, а если она будет кормить грудью его ребёнка, то она имеет право на материальное вознаграждение за это. Это одна из милостей Всевышнего к женщине, ведь во время кормления ребёнка ей необходимо заботиться о своём здоровье и питании, и содержание, которое она получает от бывшего мужа, является, таким образом, соблюдением её права и права ребёнка.
Также Всевышний Аллах велит родителям советоваться друг с другом в том, что касается их детей, будь то воспитание, обучение, здоровье, нравственный облик или что-то иное.
Веление советоваться по-хорошему можно понимать и так: каждый из родителей должен принимать от другого побуждение к одобряемому исламом. Речь может идти и о том, что договариваться о плате за выкармливание они должны по-доброму, так, чтобы ни женщина, ни мужчина не стремились причинить вред друг другу. Может также иметься в виду, что мужчина должен соблюдать право жены и предоставлять ей достойное содержание, а женщина, в свою очередь, должна наилучшим образом соблюдать права ребёнка и как можно лучше выкармливать его и заботиться о нём.
Если же родители не смогли договориться и женщина отказалась выкармливать ребёнка с таким содержанием, которое предложил ей бывший муж, то он не имеет права принуждать её и должен найти другую кормилицу. Если же он не смог найти другую кормилицу или ребёнок не принимает никого, кроме матери, то она обязана выкормить его, поскольку это будет соблюдением его права на жизнь, а отец ребёнка обязан предоставить ей содержание в соответствии со своим достатком.
Мужчина обязан содержать своего ребёнка и его мать в соответствии со своими возможностями. От него не требуется ничего непосильного, и в то же время он не должен скупиться на это содержание, если сам живёт в достатке. То есть требуется золотая середина. Если мужчина беден, то он должен расходовать в соответствии со своим достатком и от него не требуется того, что требуется от состоятельного, а Аллах заменит бедность состоятельностью по милости Своей и устроит ему выход из трудного положения, в котором он оказался.
Наставление верующим
Сколько селений ослушались повелений своего Господа и Его посланников! Мы предъявили им суровый счёт и подвергли их ужасным мучениям.
Они вкусили пагубные последствия своих деяний, и исходом их деяний стал убыток.
Аллах приготовил для них тяжкие мучения. Бойтесь же Аллаха, о обладающие разумом, которые уверовали. Аллах уже ниспослал вам напоминание —
Посланника, который читает вам ясные аяты Аллаха, чтобы вывести тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, из мрака к свету. Тех, которые уверовали в Аллаха и совершали благие деяния, Аллах введёт в райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!
Аллах — Тот, Кто сотворил семь небес и столько же земель. Повеление нисходит между ними, дабы вы знали, что Аллах может всё и что Аллах объемлет знанием всякую вещь.
Связь между этой частью суры и её главной темой легко проследить. Побуждая к соблюдению норм Шариата, связанных с разводом, Всевышний Аллах в то же время предостерегает верующих от ослушания и указывает им на последствия этого ослушания и на воздаяние, которое ожидает покорных Ему богобоязненных верующих.
Между этой частью суры и предыдущей существует тесная связь. Если в предыдущей части разъясняются нормы Шариата, касающиеся развода или так или иначе связанные с ним, и содержится побуждение к соблюдению этих норм, то в этой части суры повествуется об участи тех, кто отказывается исполнять веления Аллаха, а также верующих, которые совершают благие деяния и покорны Всевышнему.
После разъяснение норм, касающихся развода, Всевышний побуждает к их соблюдению, напоминая об участи ослушников, которые отказались следовать прямым путём и отринули покорность Ему. Сколько было на свете селений, жители которых отказались повиноваться Господу и исполнять Его веления, которые доносили до них Его посланники, и какие страшные наказания постигли их, когда им пришлось вкусить горечь собственного неверия, нечестия и восстания против Господа миров! Их уделом стали гибель и невосполнимый убыток. И всякому, кто идёт против воли Господа и отвергает Его предписания, есть чего опасаться.
Напомнив об этом, Всевышний Аллах призвал верующих быть богобоязненными и извлечь урок из участи ослушников, погубленных Им в минувшие века и тысячелетия. Именно так и пристало поступать разумным людям: учиться на чужих ошибка, а не на собственных.
Всевышний Аллах ниспослал верующим напоминание — Коран, содержащий божественные законы. Это Божественное откровение принёс им Божий посланник. Это ясные знамения от Господа, разъясняющие дозволенное и запретное и проводящие разделительную черту между прямым путём и заблуждением, между истиной и ложью. А ниспосланы они для того, чтобы богобоязненные верующие вышли от тьмы к свету, от заблуждения к истинному пути, от невежества к знанию.
Того же, кто уверовал и был покорен Аллаху, соблюдая Его веления, Он введёт в мире вечном в райские сады с их дворцами и реками. И в этом райском блаженстве они пребудут вечно. Они никогда не покинут райскую обитель и никогда не умрут. Их награда и дарованный им удел будут поистине великими.
Аллах сотворил семь небес и семь земель. Под семью землями могут подразумеваться слои земли, или подобные земле планеты, или же материки нашей планеты. Учёные высказывали разные мнения на этот счёт. И между небесами и землёй ниспосылается Его откровение и осуществляется Его предопределение. И это должно помочь верующим осознать, что Всевышний Аллах может всё и объемлет Своим знанием всё. Ничто не способно противостоять Его воле и ничто не ускользает от Его знания.