Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура, состоящая из десяти аятов, получила своё название по первому аяту, в котором Всевышний Аллах предостерегает каждого, кто хулит и злословит.
Главная тема суры — угроза превозносящимся и насмехающимся над религией и исповедующими её, а также жадным до мирских благ и чрезмерно увлечённым их накоплением.
Зло и погибель всякому, кто злословит о людях и очерняет их, и при этом озабочен лишь накоплением имущества и исчислением его! Он думает, что с помощью этого богатства обеспечил себе вечность в этом мире и ускользнул от расчёта. Но всё не так, как он полагает! Он непременно будет брошен в Огонь, который пожирает всё, что бросают в него. Как тебе, о Посланник, постичь истинную суть Огня? Поистине, это полыхающее, бушующее пламя Аллаха, и жар этого пламени таков, что он проникает сквозь тела, добираясь до самых сердец. Оно смыкается над ними в длинные цепи и оковы, дабы они не выбрались из него.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, потому что как раз воздаяние, ожидающее злословящего о людях и религии хулителя, является главной темой данной суры.
Связь между началом и концом данной суры также нетрудно проследить. Начинается сура с угрозы хулителю, которого ожидает скверная участь в мире вечном за то, что творил его язык в этом мире. А завершается сура как раз упоминанием об ужасающем Адском пламени, которое и послужит достойным воздаянием ему подобным.
Существует тесная связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Время». В конце той суры разъясняется, что весь род человеческий — в убытке и злосчастии, за исключением обладающих определёнными качествами. А эта сура начинается с указания на свойства и положение оказавшихся в убытке. Её аяты повествуют о некоторых качествах заблудших, проявлениях их скверного положения и их загробной судьбе.
Содержание этих двух сур в действительности имеет много общего. Так, в обеих сурах содержится упоминание об участи, ожидающей людей в мире вечном. Также в обеих сурах содержатся указания на то, что люди делятся на две категории: счастливых и преуспевших уверовавших обитателей Рая и злосчастных и оказавшихся в убытке неуверовавших обитателей Огня. В суре «Время» упоминаются качества, присущие первой, то есть счастливой и преуспевшей, категории людей и сказано, что остальные, то есть не обладающие этими спасительными качествами — в злосчастии и убытке. Таким образом, в той суре хоть и указывается на существование категории злосчастных обитателей Огня, но не называются присущие им качества. Что же касается данной суры, то в ней, наоборот, не называются качества преуспевшей категории людей, а внимание акцентируется на качествах, присущих многим представителям противоположной категории, то есть категории оказавшихся в убытке обитателей Адского пламени. Таким образом, обе суры посвящены разъяснению категорий, на которые делятся люди, и содержат при этом указания на неизбежность Судного дня и воздаяния в мире вечном.
Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, которые посвящены следующим темам: некоторые качества злосчастных и участь обладателей этих скверных качеств; некоторые описания Адского пламени, которое станет воздаянием для злосчастных.
Некоторые качества злосчастных и их участь
Горе всякому хулителю злословящему,
который копит состояние и подсчитывает его,
думая, что богатство увековечит его.
О нет! Он будет ввергнут в Огонь сокрушающий.
Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой суры, поскольку рисует образ человека, относящегося к категории злосчастных, и такому человеку адресована угроза Всевышнего: обладающий указанными качествами станет обитателем Адского пламени и участь его будет поистине страшной. Таково заслуженное воздаяние ему подобных.
Учёные разошлись во мнениях относительно того, имеется ли в виду конкретная личность — один из тех, кто порицал Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и злословил о нём и о других верующих — или же речь идёт о категории людей, которым присущи упомянутые в этих аятах качества. Как бы там ни было, в этой части суры Всевышний Аллах предупреждает нас о том, что ничего хорошего человеку, обладающему названными скверными качествами, ожидать не стоит. Его участь будет незавидной, а заслуженное воздаяние — страшным, внушающим ужас.
Эти аяты рисуют образ ничтожного по своей сути человека, обладателя низкой натуры, напрочь лишённого благородства и возвышенных нравственных качеств. Злой язык такого человека не даёт покоя ни ему самому, ни окружающим. Вместо того, чтобы работать над собой, стремиться к совершенству, поклоняться Всевышнему Аллаху, совершать угодные Ему деяния и усердствовать в этом, он направляет всю свою энергию на злословие и причинение другим вреда своим языком. С уст его слетают скверные, ранящие, обидные слова, и успокоиться он не может. Как будто смысл его жизни и заключён в этой низкой отвратительной и недостойной нормального, разумного человека деятельности. Какая польза в его злых речах? Очевидно, что никакой. Однако он выбрал для себя занятие, соответствующее его скверной натуре, и упивается собственным злословием. Он неустанно клеймит и критикует людей, особенно благих, богобоязненных и праведных, и этими ядовитыми речами словно пытается компенсировать собственное ничтожество и духовную пустоту.
Вокруг него — множество людей, которые усердствуют ради мира вечного, исполняя веления Аллаха и соблюдая Его запреты, делая добро и посвящая своё земное существование богоугодным делам. Но их благой пример не оказывает никакого воздействия на этого низкого человека. Такие люди лишь раздражают его и приводят в ярость, и он считает своим долгом злословить о них, ругать их и высмеивать, хотя никаких оснований для этого у него нет.
Такой человек также чрезмерно привязан к мирским благам. Богатство и иные мирские блага кажутся ему наивысшими жизненными ценностями, и он оценивает людей по этому критерию, то есть по отсутствию либо наличию у них этих благ. Эти материальные блага для него — самоцель. Он готов день и ночь заниматься их приобретением, не вкладывая в это занятие никакого возвышенного и глубокого смысла и не преследуя при этом никакой высокой и благородной цели. Его интересуют мирские блага ради самих этих благ. Они для него — не средство достижения какой-то важной и достойной цели. Он желает иметь как можно больше материального, потому что всё остальное его просто не интересует.
Вовсе не обязательно человеку присущи оба названных качества в равной степени. Бывает, что одно из них выражено сильнее. Бывает, что мы явно видим в том или ином человеке лишь одно из названных двух качеств. Но по сути это типичный портрет очень многих представителей категории злосчастных, отринувших веру и отказавшихся трудиться ради мира вечного и усердствовать ради своего Создателя.
Если человек не стремится снискать довольство Господа миров и обрести Его милость, то какой участи для себя он может ожидать в загробном мире? Очевидно, что он получит лишь то, к чему сам стремился. Скверным будет его воздаяние в мире вечном, потому что натура его была скверной, деяния его были скверными, слова его были скверными, помыслы его были скверными, убеждения его были скверными.
Каждый человек должен очень внимательно относиться к такого рода предупреждениям, которые мы находим в разных сурах и аятах Книги Всевышнего. Всевышний Аллах по милости Своей предостерегает нас от всего скверного, от всего, что может навредить нам и негативно отразиться на нашей участи в мире вечном. И мы должны быть благодарны за это нашему Творцу и внимать Его предостережениям со всей серьёзностью и бдительностью, на которые мы только способны, поскольку в действительности это в наших же интересах, ведь это наша судьба, и наша покорность или непокорность, вера или отсутствие таковой никак не влияют на Всевышнего, и это мы нуждаемся в Нём, тогда как Он совершенно не нуждается ни в нас, ни в нашем поклонении. Если мы не желаем пополнить число обитателей Огня, то мы должны следовать тому пути к спасению и преуспеянию, который указывает нам наш Создатель и Господь, и избегать качеств и деяний, от которых Он нас предостерегает.
Описание Адского пламени
Откуда ты мог знать, что такое Огонь сокрушающий?
Это — разожжённый Огонь Аллаха,
который вздымается над сердцами.
Он сомкнётся над ними
высокими столбами.
Эта часть суры тесно связана с главной темой, поскольку представляет собой описание Огня, ожидающего человека, которому адресована приведённая в этой суре угроза Всевышнего. Связана эта часть суры и с предыдущей, поскольку в той части содержится упоминание об обладателе скверных качеств, которых не должно быть у верующего, а в этой части описывается Адское пламя, которое послужит воздаянием скверному и злосчастному обладателю этих качеств.
Адский огонь ужасен, и мы даже не способны представить себе, насколько. Ведь он относится к сокрытому от нас и неведомому нам миру сокровенного. Но имеющихся в нашем распоряжении коранических описаний Ада вполне достаточно разумному человеку, дабы устрашиться и делать всё, чтобы не оказаться в этой страшной обители, и всеми силами избегать даже кратковременного попадания в неё. Достаточно нам того, что это пламя во много раз жарче известного нам земного пламени. Ведь даже этот привычный для нас огонь способен причинить нам серьёзный вред и невыносимую боль и стать причиной нашей гибели в этом мире. А что говорить о грозном и бушующем Адском пламени, которое окружит и поглотит тех, кто будет заслуженно брошен в него, и больше не даст ему покоя и не отпустит его, достигая самого его сердца, так что, корчась в муках, он мигом забудет все ничтожные земные наслаждения, которые он предпочёл вере и усердию в совершении благих деяний ради Аллаха!
Человек отвергает истину, отказывается уверовать, посвящает всю свою жизнь мирским наслаждениям, насмехаясь над верующими и злословя о них, презрительно относясь к религии и проводя отпущенные ему дни в беспечности и грехах. Но что потом? Ужасное Адское пламя! Ведь земная жизнь однажды закончится и за ней последует неминуемое воздаяние. Нет, не так надлежит поступать человеку разумному и заботящемуся о своей участи в обоих мирах!