Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта сура, которую большинство учёных считают мединской и которая состоит из пяти аятов, получила такое название её первому аяту. Она посвящена очень важному и благодатному периоду времени, а именно — ночи предопределения, одной из ночей благодатного месяца рамадан.
Поистине, говорит Господь, Мы ниспослали Коран в ночь почёта и милости. Это была одна из ночей рамадана. Откуда мог ты, о Пророк, знать, что представляет собой эта ночь предопределения? Ночь предопределения — благодатная ночь, и благое деяние, совершённое в эту ночь, лучше благих деяний, совершаемых на протяжении тысячи месяцев, в которых нет этой ночи. Такова милость Аллаха к этой общине. В эту ночь ангелы и Джибриль (мир ему) много раз нисходят на землю с позволения Господа по каждому Его повелению, предопределённому для этого года. Эта ночь безопасна и благополучна и не случается в неё никакого зла до самого рассвета.
Цель суры — подчеркнуть благодатность и важность этой ночи, в которую каждый мусульманин имеет возможность обрести великую награду и снискать довольство Всевышнего Господа.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку сура посвящена как раз ночи предопределения и её достоинствам. Это ночь, в которую началось ниспослание Корана и в которую на землю спускаются ангелы, в том числе и Джибриль (мир ему). Это особая по своей значимости и благодатности ночь, подобной которой нет. И не приходится сомневаться в том, что эта чудесная ночь — ещё одно явное указание на Всемогущего и Великого Творца.
Также нетрудно заметить связь между началом и концом данной суры. В начале суры сообщается о ниспослании Корана в эту ночь, а в конце суры упоминается о том, что ночь эта исполнена мира и благополучия. А главным фактором этого мира и благополучия как раз и было ниспослание Корана. Ведь Коран — источник мира и благополучия и безопасный путь для тех, кто неуклонно придерживается его учения, следует его спасительному руководству и аккуратно исполняет его заветы.
Существует тесная связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Сгусток». Та сура завершается велением совершать земные поклоны Всевышнему Аллаху и приближаться к Нему, то есть усердно поклоняться Ему одному и не обращать внимания на тех, кто старается помешать верующим в поклонении Аллаху и совершении богоугодных дел. А эта сура начинается с упоминания о ниспослании в неё Корана.
При этом коранические аяты в этой суре словно побуждают нас уделять особое внимание этой благодатной ночи, которая бывает раз в году, и ни в коем случае не придавать её забвению и не упускать возможность получить огромную награду, которая предоставляется этой ночью каждому верующему. А для того, чтобы получить эту награду и извлечь для себя пользу из этой благой ночи, верующий должен посвятить её искреннему и усердному поклонению Всевышнему Аллаху. И это поклонение, вне всяких сомнений, включает в себя и чтение Корана, и совершение дополнительных молитв, и обращение к Аллаху с мольбами, и неустанное поминание Его. И, конечно же, среди этих действий присутствует совершение земных поклонов и стремление приблизиться к Нему, упомянутые в конце предыдущей суры.
Поклоняться Всевышнему со всей возможной искренностью и усердием, устремляясь к Нему при этом всем сердцем, мусульманин должен всегда, на протяжении всей своей жизни, однако в благодатные периоды времени он должен относиться к поклонению с особым вниманием, ибо это уникальный шанс многократно увеличить свою награду, совершая практически те же действия, что и в обычные дни.
Также хорошо заметна связь между этой сурой и предыдущей. У содержания этих двух сур в действительности много общего. Так, в суре «Сгусток» Всевышний Аллах велит Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) читать Коран во имя Господа его, Который сотворил всё сущее и научил человека тому, чего тот не знал. А в данной суре содержится упоминание о Коране и Его ниспослании и указание на его достоинства, и то, что он — от Всемогущего и Великого Господа, знающего о том, в чём благо для людей и что им требуется для того, чтобы быть счастливыми в этом мире и в мире вечном, и что он ниспослан в ночь предопределения, благодатность и достоинства которой описываются в суре.
Кроме того, та сура начинается с веления: «Читай!», а заканчивается велением совершать земной поклон Господу миров и искать приближения к Нему. Веления эти адресованы Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А данная сура повествует о ниспослании Корана, читать который было велено Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). К тому же, сура «Сгусток» была ниспослана в самом начале ниспослания Откровения, а в данной суре разъясняется, что ниспослание Корана, которое началось с ниспослания аятов суры «Сгусток», имело место в ночь предопределения.
К тому же, в той суре содержится веление читать Коран во имя Господа, совершать земные поклоны Ему и приближаться к Нему посредством усердного поклонения Ему одному. А в данной суре упоминается благодатная ночь предопределения, в которую поклонение Всевышнему и благие дела лучше, чем то же поклонение и те же благие дела, совершаемые на протяжении тысячи обычных месяцев, то есть приносят человеку большую награду. Об этом упомянуто для того, чтобы мусульманин использовал эту ночь, посвящая её чтению Корана, земным поклонам и приближению к Аллаху, упомянутым в суре «Сгусток».
Благодатность ночи предопределения
Поистине, Мы ниспослали его [Коран] в ночь предопределения [или величия].
Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения [или величия]?
Ночь предопределения [или величия] лучше тысячи месяцев.
Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой суры, поскольку повествует о ночи предопределения и её благодатности и величии. Ведь это ночь, в которую началось ниспослание Корана, ночь, в которую связь земного с вечным проявляется особенно чётко, ночь, в которую небесное общество ангелов наиболее тесно соприкасается с обществом земным, человеческим. Она пропитана благодатью и является уникальным даром Всевышнего человечеству.
Сура начинается с упоминания о том, что Великий Аллах ниспослал великий Коран в эту великую ночь. И она упоминается под одним и тем же названием в трёх аятах подряд, чем лишний раз подчёркивается её величие.
Ночь эта названа ночью предопределения, потому что в неё имеет место распределение событий, ситуаций, удела и жизненных сроков для всего сущего на предстоящий год: Всевышний Аллах оповещает о предопределённом Им ангелов, дабы те приступали к претворению этого предопределения в жизнь. Мы знаем, что Всевышний Аллах знает всё изначально — всё, что было, есть и будет. Что же касается данного предопределения, то оно представляет собой лишь детальное разъяснение того из уже предопределённого Им и записанного на Хранимой Скрижали, чему суждено произойти в предстоящем году.
Эти аяты обращают наше внимание на важную истину: порой небольшое количество благих дел, совершаемых в благодатный период времени или в благодатном месте, оказывается лучше, чем множество благих дел, совершаемых в обычное время или в обычном месте. К благодатным периодам времени относятся, например, рамадан, особенно последняя его декада, а также первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа. А к благодатным местам относится, например, Достопочтенная Мекка и Пресветлая Медина.
Это в высшей степени справедливо и когда речь идёт о ночи предопределения. И само упоминание об этом — явный призыв воспользоваться этим благодатным периодом времени и не упустить эту редкую возможность многократно увеличить свою награду и значительно утяжелить чашу с благими деяниями на наших весах в Судный день. И призыв этот адресован каждому верующему — обладателю живого и чуткого сердца, стремящемуся к спасению, преуспеянию и счастью в обоих мирах и желающему снискать довольство Господа миров.
Особенности ночи предопределения
В эту ночь ангелы и Дух [Джибриль] нисходят с дозволения их Господа по всяким делам.
Она благополучна вплоть до наступления зари.
Эта часть суры явно связана с главной темой суры, поскольку посвящена ночи предопределения и её особенностям. Связана она и с предыдущей частью суры, поскольку в ней сообщается о событиях, которые происходят в эту ночь и являются её особенностями и отличительными чертами и проявлениями её благодатности и величия.
Вообще связь между этими двумя частями суры вполне очевидна. Упоминая в той части суры о великом Коране, ниспосланном в великую ночь предопределения, Всевышний Аллах при этом подчёркивает её величие вопросом: «Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения [или величия]?» Это явное указание на достоинства и величие этой благодатной ночи. Известно, что Всевышний Аллах сделал одни места и периоды времени более благодатными, чем другие, и ночь предопределения однозначно относится к числу таких особенных и благодатных периодов времени, в которые верующий имеет возможность получить огромную пользу, увеличить свою награду и обрести много блага.
Затем Всевышний Аллах упоминает о ещё одной особенности этой ночи, о ещё одном проявлении и свидетельстве её благодатности — это нисхождение ангелов, в том числе и Джибриля (мир ему), который упомянут особо, учитывая его достоинства и высоту его положения среди ангелов. Эти чудесные создания, которые никогда не ослушиваются Господа и поклоняются Ему самым усердным образом, аккуратно и точно исполняя каждое Его веление, относятся к числу Его великих творений.
Завершается сура упоминанием о ещё одной чудесной особенности этой благодатной ночи, которая также относится к числу её достоинств: она исполнена мира и благополучия. При этом упоминание о мире может служить указанием на то, что особенностью этой ночи являются мир и благополучие до самого рассвета, а может служить указанием на то, что в эту ночь до самого её окончания, то есть до рассвета, пречистые и благородные ангелы Всевышнего приветствуют миром покорных Господу и занятых поклонением Ему.
Таким образом, все части суры самым тесным образом связаны между собой.