Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта состоящая из трёх аятов сура, которую некоторые учёные причисляют к мекканским, а некоторые — к мединским, получила своё название по первому аяту.
Каусар — это райская река, которую Всевышний Аллах даровал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Известный толкователь Корана Ибн Касир (да помилует его Аллах) собрал хадисы о Каусаре. Среди этих хадисов и переданный Анасом ибн Маликом, о том, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал, когда ему было ниспослано: «Поистине, Мы даровали тебе Каусар»: «Знаете ли вы, что такое Каусар?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Это река, которую обещал мне Всевышний Аллах в Раю, и на ней — много блага» [Муслим].
Анас ибн Малик также передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне был дарован Каусар. Я увидел реку, текущую по земле, на берегах которой были строения из полых жемчужин. Нет там никакой кровли. И я потрогал рукой землю её, и оказалось, что земля эта представляет собой благоухающий мускус…» [Ахмад].
Эта сура относится к числу сур, кратких по форме, но очень глубоких по содержанию. Хотя в ней всего три аята, она затрагивает сразу несколько крайне важных тем и занимает достойное место в Книге Аллаха, которая исполнена блага и мудрости и в которой нет ни одного случайного или неважного слова.
Это сура, посредством которой Всевышний Аллах поддержал Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и обрадовал его благой вестью.
Главной темой суры являются многочисленные милости и множество благ, которыми Всевышний Аллах одарил Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах щедро наделил его милостями, в числе которых и райская река Каусар. Господь миров напоминает Пророку (мир ему и благословение Аллаха) об этих милостях и повелевает ему в знак благодарности за них со всей искренностью поклоняться Ему одному — в том числе и посредством совершения молитв и жертвоприношений.
Также сура призвана утешить Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которого неверующие не только всячески обижали и оскорбляли, — они ещё и злорадствовали по поводу того, что все сыновья Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умерли в раннем детстве и у него остались только дочери и, соответственно, род его должен был оборваться. В суре содержится достойный ответ людям, которые пытались таким образом причинить боль Божьему Пророку и унизить его.
Связь между названием данной суры и её главной темой очевидна, поскольку райская река Каусар является частью того великого блага, которым одарил Всевышний Аллах Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в этом мире и в мире вечном.
Связь между началом и концом данной суры также несложно заметить. Начинается сура с упоминания о великих благах, которыми наделил Всевышний Аллах Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и о многочисленных милостях, которыми Господь миров одарил его в этом мире и в мире вечном и к числу которых относится и прекрасная райская река Каусар. Это множество благ и милостей — повод благодарить Создателя посредством усердного и постоянного поклонения Ему одному без придавания Ему каких-либо сотоварищей.
А завершается сура благой вестью, которую Всевышний Аллах сообщает Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), то есть упоминанием о том, что уделом его врагов, которые ненавидели его, наносили ему обиды и всячески старались помешать ему вести призыв к религии Аллаха, станет унижение и лишение всякого блага в этом мире и в мире вечном. В то время как имя Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) останется на страницах мировой истории и будет жить в памяти верующих, так что миллионы людей на протяжении многих веков будут поминать это имя, те злодеи, которые когда-то пытались причинить ему вред, будут преданы забвению, и никто не помянет их добрым словом, не говоря уже о том, что все их попытки повредить ему окажутся бесплодными.
Начало данной суры также тесно связано с концом предыдущей суры «Утварь». Та сура заканчивается упоминанием о крайней степени скупости, присущей лишённому веры скупцу и заставляющей человека отказывать другим даже в простой домашней утвари, которую у него желают одолжить. А эта сура начинается упоминанием о наищедрейшем даянии — даянии Всевышнего, Который одарил Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) многочисленными милостями.
Нетрудно увидеть, что эти две суры тесно связаны между собой. Если в той суре речь шла о самых скверных представителях рода человеческого, то эта сура представляет собой обращение к заключительному Божьему Пророку (мир ему и благословение Аллаха), лучшему из творений и свободному от скверных и порицаемых качеств, присущих представителям упомянутых в той суре категорий.
Эта сура — своеобразное заключение для некоторых предшествующих ей коротких сур. В тех сурах упомянуты различные блага и достоинства, которыми Всевышний Аллах по милости Своей одарил Своего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). И то, чем Господь наделил его, лучше этого мира со всем, что в нём, лучше всех мирских благ вместе взятых. А посему его главная задача, важнейшее дело всей его жизни, которое должно наполнять его дни и ночи — это усердное поклонение Всевышнему Аллаху. Поклонение одному лишь Господу миров, Создателю вселенной, Творцу всего сущего. Поклонение это может иметь самые разные формы, и к числу этих форм относится молитва и жертвоприношения.
Суру можно условно разделить на три смысловых отрезка, в которых затрагиваются следующие темы: блага и милости, которыми Всевышний Аллах одарил Своего Пророка; веление благодарить Аллаха за эти милости посредством усердного поклонения Ему одному; благая весть, которую Всевышний Аллах сообщает Своему Пророку.
Блага, которыми Аллах одарил Своего Пророка
Поистине, Мы даровали тебе Каусар.
Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой суры, поскольку речь в ней идёт как раз о благах, которыми наделил Господь миров Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и к которым относится и чудесная райская река Каусар.
Эта река — лишь один пример милостей Господа. Это неиссякаемый источник блага. А сколько подобных милостей даровал Господь Пророку (мир ему и благословение Аллаха)!
Милости, которыми Всемогущий Творец одарил Пророка (мир ему и благословение Аллаха), воистину многочисленны. Это милости, относящиеся к миру этому, и милости, относящиеся к миру вечному. Господь напоминает Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) об этих благах, о Своей заботе о нём, поддерживая его таким образом и согревая его сердце этим напоминанием.
Веление благодарить Аллаха
Посему совершай молитву ради своего Господа и совершай заклание.
Эта часть суры связана с предыдущей. Если в той части суры содержится указание на блага, которыми Всевышний Аллах одарил нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то в этой части суры мы видим адресованное Пророку (мир ему и благословение Аллаха) веление совершать молитвы и жертвоприношения, то есть поклоняться Господу миров, благодаря Его таким образом за дарованные ему многочисленные милости.
Поклонение Всевышнему Аллаху — главное в жизни мусульманина и его путь в Рай. И верующий должен поклоняться Аллаху, несмотря ни на что, в радости и в горе, в дни благополучия и в дни испытаний, невзирая на помехи и препятствия, чинимые недоброжелателями, коими были для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) его современники-многобожники.
Благая весть, которую Аллах сообщает Своему Пророку
Поистине, твой ненавистник сам окажется лишённым [всякого блага].
Эта часть суры связана с главной темой суры. Ведь эта благая весть, призванная утешить и поддержать Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), тоже относится к благам, которыми Всевышний Господь самым щедрым образом одарил Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха).
Мекканские язычники, люто ненавидевшие Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), неустанно строили козни и плели интриги против него и были готовы на всё, чтобы причинить ему вред и нанести ему обиду. Они дерзнули назвать его колдуном, поэтом и одержимым. Они злословили о нём и всячески очерняли его, стараясь отвратить людей от религии Всевышнего, которую проповедовал Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), и внушить им сомнения в отношении истинности его пророческой миссии. И одним из придуманных ими способов уязвить Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и причинить ему боль было их злорадство по поводу смерти сыновей Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Как известно, все сыновья Пророка (мир ему и благословение Аллаха) умерли в раннем детстве. В обществе, в котором сыновья в числе других мирских благ считались показателем успешности и значимости мужчины, это должно было стать ударом по больному месту. Курайшиты принялись насмехаться над Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и говорить: «Никто из его сыновей не выжил, а значит, он умрёт, не оставив после себя потомков мужского пола. Род его оборвётся, и очень скоро его забудут». При этом они использовали слово «абтар» — отсечённый, отрезанный — для указания на то, что в силу отсутствия у него сыновей Пророк (мир ему и благословение Аллаха) останется безвестным, лишённым блага и будет предан забвению.
Их злые речи не могли не огорчать Божьего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И Всевышний Аллах пожелал поддержать и утешить Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха), порадовав его благой вестью о том, что если кто-то и не оставит доброй молвы о себе и будет лишён блага в обоих мирах, то это будет не он, а его враги-язычники, которые насмехались над ним и стремились всячески принизить и обидеть его. Люди не скажут о них доброго слова, и их сыновья не принесут им никакой пользы. Им не будет счастья в этом мире, а в мире вечном они подвергнутся заслуженному наказанию, поскольку сами обрекли себя на вечные муки в Адском пламени.
И эта благая весть осуществилась в полной мере. Вот уже полторы тысячи лет миллионы людей поминают имя Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и призывают на него благословение. А кто сегодня помнит людей, которые когда-то насмехались над ним и говорили о нём дурное?..