Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура получила своё название по своему первому аяту, в котором Всевышний Аллах клянётся солнцем.
Главная тема суры — подчеркнуть единственность Всевышнего Аллаха и Его безграничное могущество. Важное место в суре занимает прельщение и устрашение, благая весть богобоязненным и праведным уверовавшим и суровое предостережение и угроза неуверовавшим. Сура содержит побуждение к поклонению исключительно Всевышнему Аллаху, то есть исповеданию единобожия, покорности Ему и совершению благих деяний, и предостерегает от ослушания Его и совершения грехов. Также в суре мы видим указание на историю одного из Божьих пророков (мир и благословение Аллаха им всем). Это пророк Салих (мир ему).
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку солнце упоминается в числе объектов, которыми клянётся Всевышний Аллах в подтверждение важной истины, утверждаемой в данной суре. Эта истина заключается в том, что для того, чтобы обрести преуспеяние, спасение и Рай, человек должен заботиться о собственной душе, укрепляя свою веру, исполняя веления Аллаха, соблюдая Его запреты и усердствуя в совершении благих дел ради Него. И кто не прилагал подобных усилий для собственного спасения и не уцепился вовремя за спасательный круг под названием вера, тому остаётся пенять на себя, ибо он сам обрекает себя на Адские муки.
Связь между началом и концом данной суры также хорошо заметна и проследить её не составляет труда. Сура начинается с клятвы разными великими творениями Всевышнего, которые являются свидетельствами Его единственности, а также безграничности Его мудрости, знания и могущества. А в конце суры упоминается о том, как Всевышний Аллах покарал неверующих соплеменников пророка Салиха (мир ему), которые не только отказались уверовать, несмотря на показанное им чудесное знамение, но и творили зло и не боялись Аллаха. Упоминание о постигшей этот народ Божьей каре есть ещё одно свидетельство единственности Господа миров и Его безграничного могущества.
Между началом данной суры и концом предыдущей суры «Город» также существует тесная связь. Та сура завершается упоминанием о людях правой стороны и людях левой стороны, то есть обитателях Рая и обитателях Ада, а также об Огне, который Всевышний Аллах уготовал для обитателей Ада. Это одно из свидетельств Его безграничного могущества. Данная же сура начинается с клятв, назначение которых — также утвердить и подчеркнуть безграничность Его могущества.
Эти две суры имеют много общего. Так, обе суры начинаются с клятв, призванных подтвердить жизненно важную истину. В обеих сурах Всевышний Аллах клянётся Своими значимыми творениями, которые сами по себе служат указанием на Его существование, Его единственность, Его божественность, Его господство, Его всезнание и всемогущество. Кроме того, в обеих сурах упоминается о двух категориях людей — уверовавших и неуверовавших, праведных и нечестивых, преуспевших и оказавшихся в убытке, обитателях Рая и обитателях Ада. Также в обеих сурах содержится указание на участь, ожидающую представителей этих двух категорий. И, наконец, из обеих сур следует, что если человек желает обрести счастье в обоих мирах, преуспеть, спастись от Огня и войти в Рай, то он должен прилагать усилия для этого, то есть уверовать и быть покорным Всевышнему, исполнять Его веления и соблюдать Его запреты, стремиться к Его довольству, тяготеть к богобоязненности и праведности и заботиться о том, чтобы деяния его были благими и угодными Аллаху.
Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, посвящённых следующим темам: великая клятва и истина, которую она призвана утвердить; наглядный пример.
Великая клятва и истина
Клянусь солнцем и его утренним сиянием!
Клянусь луной, которая следует за ним!
Клянусь днём, который делает [солнце] ясным!
Клянусь ночью, которая скрывает его!
Клянусь небом и Тем, Кто его воздвиг [или тем, как Он воздвиг его]!
Клянусь землёй и Тем, Кто её распростёр [или тем, как Он распростёр её]!
Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик [или тем, как Он сделал её облик соразмерным]
и внушил ей порочность и богобоязненность!
Преуспел тот, кто очистил её,
и понёс урон тот, кто вверг её [в заблуждение и погибель].
Эта часть суры самым тесным образом связана с главной темой, поскольку клятвы, которые составляют большую её часть, призваны подтвердить важную истину, которая, по сути, и является главной темой суры.
Всевышний Аллах клянётся Своими великими творениями, которые относятся к числу Его знамений и свидетельств Его могущества. Это солнце и луна, день и ночь, небо и земля, и, конечно же, живая душа, человек, относящийся к числу самых чудесных Его творений. А назначение этих клятв — подтвердить истинность того, о чём говорится далее в этой части суры: «Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто вверг её [в ослушание, заблуждение и погибель]» (сура 91 «Солнце», аяты 9–10)
.
Ведь в том, как эти два небесных светила — солнце и луна — сменяют друг друга, а также в смене дня и ночи заключено знамение для людей размышляющих. А небеса и земля также наполнены великим множеством чудес и, несомненно, относятся к числу свидетельств Его могущества.
Упоминание о том, что Всевышний Аллах внушил душе порочность и богобоязненность, есть указание на предопределение Аллаха, которое относится к важнейшим догматам нашей религии. Всевышний Аллах предоставил человеку выбор между верой и неверием, между добром и злом, предварительно разъяснив ему последствия этого судьбоносного и жизненно важного для каждого из нас выбора. И если человек выбирает путь, который ведёт в Ад, несмотря на все предостережения и знание о последствиях этого выбора, то ему некого винить, кроме себя.
Всевышний Аллах изначально знает, каким будет выбор каждого человека, со времён Адама (мир ему) и до того момента, когда оборвётся земная жизнь последнего представителя рода человеческого. И если человек предрасположен к неверию и нечестию и выбирает для себя именно их, то Всевышний Аллах предоставляет человеку возможность сделать такой выбор и претворить его в жизнь, дабы потом он ответил перед Ним за сделанный выбор и за добровольно совершённые им действия и подвергся заслуженному наказанию.
Всевышний Аллах знает, чего заслуживает тот или иной человек. И Он знает, благая у него душа или скверная. И Всевышний Аллах воздаёт каждому по заслугам и предоставляет ему возможность проявлять свою скверную либо благую натуру и совершать действия, соответствующие этой натуре.
Все эти клятвы Всевышнего Аллаха Его великими творениями имеют очень важную цель: заставить нас не только задуматься о могуществе и величии нашего Единственного Создателя, Господа и Бога, но и уяснить для себя раз и навсегда, что спасение и преуспеяние, к которому стремится всякий разумный человек, требует от нас, чтобы мы трудились и усердствовали.
С нашей стороны требуется вера, искренность, благие деяния, покорность Господу, богобоязненность, благочестие, праведность. Это и есть путь к довольству Аллаха и Его Раю. Это и есть дорога преуспевших. Это и есть способ обрести счастье в обоих мирах. И если мы не делаем всего этого, а поступаем наоборот, то нам придётся отвечать за свои действия, о чём мы предупреждены заранее и о чём нам известно из Книги Аллаха и Сунны нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если человек самостоятельно обрекает себя на заблуждение, гибель и убыток, то какой участи для себя он ждёт в загробном мире, какого блага для себя ожидает он в Судный день?..
Наглядный пример
Самудяне сочли лжецом [пророка Салиха] из-за своего беззакония,
и самый несчастный из них вызвался [убить верблюдицу].
Посланник Аллаха сказал им: “Берегите верблюдицу, [посланную] Аллахом [в качестве чудесного знамения], и питьё её!”
Они сочли его лжецом и подрезали ей поджилки, а Господь поразил их за этот грех казнью, которая была одинакова для всех [или сровнял их с землёй].
И не опасался Он последствий этого.
Эта часть суры, хотя и представляет собой отдельное, казалось бы, повествование, в действительности самым тесным образом связана и с главной темой суры, и с предыдущей частью суры.
Ведь это упоминание об истории праведного Божьего пророка Салиха (мир ему) и его неверующих и нечестивых соплеменников призвано подчеркнуть безграничность могущества Всевышнего Аллаха и, следовательно, Его единственность, что и является главной темой суры.
К тому же, эта история является смысловым продолжением к предшествующим аятам, потому что служит примером, призванным наглядно продемонстрировать истинность сказанного там: преуспеет тот, кто заботился о душе своей, очищал её и воспитывал, укрепляя свою веру, взращивая в себе богобоязненность и совершая угодное Аллаху; тот же, кто сознательно отказался от спасения собственной души и тем самым погубил её, лишив её шанса на преуспеяние, останется ни с чем и будет горько сожалеть в Судный день, когда обитатели Рая отправятся в Рай, а обитателей Ада погонят в Адское пламя.
Злосчастные и нечестивые соплеменники Салиха (мир ему) отказались уверовать и покориться, когда он призвал их к поклонению одному лишь Аллаху и отказу от придавания Ему каких-либо сотоварищей. Они упорствовали в своём неверии и требовали явить им чудесное знамение, призванное подтвердить истинность пророческой миссии Салиха (мир ему) и подкрепить его призыв.
Таким знамением стала чудесная верблюдица огромных размеров. Однако вместо того, чтобы уверовать и последовать за Салихом, эти злые и нечестивые люди решились на отвратительное преступление: они задумали погубить чудесную верблюдицу и претворили своё намерение в жизнь, за что и понесли страшное и суровое, но абсолютно заслуженное наказание: Всевышний Аллах погубил их, обрушив на них Свою кару. И при этом Ему нечего было опасаться, ибо Он — Господь миров, Который создал всё и распоряжается всем, всё в Его власти и никто не способен противиться Его воле, и никто не способен как-то повредить Ему, ибо Он совершенен и могуществу Его нет предела.
Эта история — всего лишь пример и напоминание о том, какая участь постигла множество других древних неверующих народов. Ведь соплеменники Салиха (мир ему) не были единственными неуверовавашими нечестивцами, погубленными Всевышним. Таких народов было много. Однако упоминания об одном из них достаточно для напоминания о том, что могущество Всевышнего безгранично и что тем, кто навлёк на себя гнев Аллаха, ни за что не избежать заслуженного наказания. А значит, нужно позаботиться о своём спасении, пока есть такая возможность, пока земная жизнь не закончилась и пока есть шанс что-то изменить и исправить.