Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура, состоящая из восьми аятов, получила своё название по её первому аяту.
Главной темой суры является порицание чрезмерной привязанности к мирским благам, неразумной погони за ними и стремления человека превзойти других количеством имеющихся у него мирских благ.
В суре содержится порицание и упрёк, адресованные тем, кого увлечённость приумножением мирских благ и стремление перещеголять других в мирском отвлекла от мыслей о мире вечном и от того, чтобы трудиться для него, и кто ведёт такой образ жизни до тех пор, пока не завершится их земное существование и пока они не окажутся в могилах, подобно своим предшественникам. Всевышний Аллах предостерегает таких людей и угрожает им суровым наказанием. Также в суре содержится побуждение размышлять о том, что способствует спасению от Огня, а также напоминание о том, что люди непременно будут воскрешены и спрошены о том, что делали в земной жизни, и им обязательно придётся отвечать за то, что они не благодарили Создателя за те многочисленные милости, которыми Он постоянно одарял их.
Связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку именно страсть к бездумному приумножению мирских благ и стремление превзойти других количеством этих благ осуждается в этой суре, и это осуждение является её главной темой. А осуждается оно потому, что отвлекает человека от главного, для чего он создан, и самого полезного для него. Это поклонение Всемогущему и Великому Аллаху и различные проявления богобоязненности. Когда человек чрезвычайно увлечён тленными и недолговечными украшениями мира этого, у него обычно не остаётся ни времени, ни желания трудиться для мира вечного, собирать благой запас для Судного дня, в который он предстанет перед Всевышним, и делать что-то для собственного спасения, преуспеяния и попадания в Рай.
Насколько неразумно для человека проживать земную жизнь подобно животному, интересуясь лишь мирскими благами и удовольствиями и даже не думая благодарить Создателя за все эти блага! И тем не менее множество людей живут именно так: мирское занимает и отвлекает их, отодвигая поклонение Аллаху, богобоязненность и исповедание единобожия на второй план. И вся эта сура является, по сути, предостережением от того, что выражено в её названии.
Примечательно начало суры, в котором сразу после упоминания порицаемого явления упомянут Судный день, который большинство тех, кого это явление затрагивает, предают забвению.
Между началом и концом данной суры также существует тесная и хорошо заметная связь. Начинается сура с повествования о том, как искушения мира этого и стремление обрести как можно больше ничтожных по своей сути мирских благ отвлекают людей от того, что действительно важно, до тех пор, пока смерть не прервёт их бесконечную погоню за наслаждениями — а она приходит внезапно, и они вдруг оказываются в могилах. А завершается сура упоминанием об опасностях, которые подстерегают их в мире вечном, и ужасах, с которыми им предстоит столкнуться там и от которых будет избавлен лишь верующий, запасавшийся благими деяниями в этом мире и понимавший, что мир вечный — лучше и долговечнее.
Нетрудно заметить связь и между началом данной суры и концом предыдущей суры «Великое бедствие». Та сура завершается упоминанием о Судном дне, воскрешении, расчёте и воздаянии и подчёркиванием их неизбежности и неотвратимости. В конце её порицаются беспечные, предающие забвению Судный день и воздаяние, и содержится указание на то, что люди делятся на две категории: счастливых и преуспевших обителей Рая и злосчастных и оказавшихся в убытке обитателях Огня, причём завершается сура упоминанием о злосчастных. А эта сура начинается с разъяснения причины этого злосчастья и страшной участи, ожидающей эту категорию людей в мире вечном: когда человек полностью поглощён мирскими благами и ненасытен в своей погоне за ними, так что у него не остаётся ни времени, ни сил, ни желания думать о мире вечном и заботиться о своей загробной судьбе, какой участи он может для себя ожидать?
Содержание этой и предыдущей суры имеет много общего. Так, в обеих сурах затрагивается тема Судного дня, воскрешения, расчёта и воздаяния. Кроме того, в обеих сурах упоминается о существовании двух категорий людей: счастливых и преуспевших обитателях Рая и злосчастных и пропащих обитателях Огня — и об участи, ожидающей их в мире вечном. Также обе суры содержат указание на безграничность могущества Всевышнего Аллаха, поскольку воскрешение, расчёт и воздаяние относятся к величайшим свидетельствам Его могущества.
Суру можно условно разделить на два смысловых отрезка, посвящённых следующим темам: стремление превзойти других количеством мирским благ отвлекает человека от трудов для мира вечного; страшные последствия бездумной погони за мирскими благами и чрезмерной привязанности к ним.
Земные блага отвлекают от мира вечного
Страсть к приумножению [мирских благ] отвлекает вас,
пока вы не посетите могилы.
Эта часть суры самым непосредственным образом связана с главной темой суры. Всевышний Аллах сообщает в этих аятах о том, что стремление перещеголять других количеством мирских благ вовсе не безобидно. Это серьёзный порок, подвергающий того, кому он присущ, огромной опасности и способный погубить его, если он вовремя не опомнится и не исправит своё положение. Стремление это и погоня за мирскими благами на протяжении земной жизни забирает у человека драгоценное время и силы и отвлекает его от главного, ради чего он был создан, от исполнения своего предназначения, которое состоит в исповедании единобожия и совершении благих деяний ради Всевышнего Аллаха.
Все мы созданы для того, чтобы поклоняться Всевышнему, и в этом и состоит высшая цель нашего существования и именно ради этого мы проживаем нашу земную жизнь. Но когда человек отвлекается от этой цели и мирские блага ослепляют его своим блеском, так что он начинает видеть только их и забывает о действительно важном — о своей вере, об Аллахе, о Судном дне, — он отклоняется от пути, ведущего в Рай, и ступает на путь, ведущий в Ад. И нередко человек, который предпочёл мимолётные наслаждения и преходящие удовольствия довольству Аллаха, спасению и вечному блаженству в Раю, пребывает в своей беспечности до самой смерти: он так никогда и не просыпается от этого тяжёлого сна, пока не окажется в могиле. А тогда уже он хоть и понимает, что сотворил со своей жизнью, но уже слишком поздно что-то менять: подняты перья и высохли страницы…
Он кичится своим имуществом, кичится своими сыновьями, кичится властью, которой обладает, кичится высоким постом, который занимает, кичится своим положением в обществе и десятками других мирских благ, которыми Всевышний позволил ему владеть и которыми он лишь похваляется и гордится без всякого повода вместо того, чтобы благодарить за них, использовать их угодным Аллаху образом и не уделять им больше времени и внимания, чем они заслуживают.
Последствия чрезмерной привязанности к земным благам
Но нет [не пристало вам отвлекаться так]! Скоро вы узнаете [о страшных последствиях этого]!
Ещё раз нет! Скоро вы узнаете!
О нет! Если бы вы только обладали непреложным знанием!
Вы непременно увидите Ад.
Вы увидите его не подлежащим сомнению видением.
В тот день вы будете спрошены о благах.
Эта часть суры тесно связана с её главной темой, поскольку повествует о последствиях порицаемого и предосудительного стремления превзойти других количеством ничтожных мирских благ, которые ничто в сравнении с тем, что у Аллаха. Связана эта часть суры и с предыдущей: в той части суры называется крайне опасное, но, увы, весьма распространённое среди представителей рода человеческого явление, а в этих аятах содержится предостережение от него и предупреждение о его страшных последствиях.
Всевышний Аллах предупреждает человека и подчёркивает важность и серьёзность этого предупреждения: не пристало человеку отвлекаться подобным образом. Негоже ему попадать в сети ничтожных и преходящих мирских благ и губить себя таким образом. Всевышний Аллах указал ему правильный путь, предоставил ему выбор и разъяснил ему последствия его выбора. Так неужели он не задумается? Неужели не пожелает сделать правильный выбор? Неужели не предпочтёт дорогу, ведущую в Рай, дороге, ведущей в Ад?
Да, любой человек может, если пожелает, посвятить свою неимоверно короткую и быстротечную земную жизнь коллекционированию мирских благ и наслаждению ими. Но что потом? Ведь стоит ему покинуть этот мир, как он столкнётся со страшной реальностью, которую с таким упорством пытался игнорировать на протяжении всей земной жизни и о которой предпочитал не думать: возможность действовать осталась в прошлом, больше нельзя ничего изменить, впереди — Судный день и расчёт, и к тому запасу деяний, с которыми он предстанет перед Всевышним, уже ничего нельзя добавить. А что, если никакого запаса нет, потому что человек не утруждал себя подготовкой к переходу в мир вечный и встрече с Господом миров? К сожалению, именно таким будет положение множества людей, которые позволили мирским благам увлечь себя, забыли мир вечный ради мира этого и предпочли мимолётное и несовершенное наслаждение вечному и совершенному.
Человек может пребывать в беспечности все отпущенные ему в этом мире годы, но наступит миг, в который он испытает на себе последствия этой беспечности, легкомыслия и слепой алчности.
Каково будет человеку, который всю жизнь посвятил накоплению и приумножению мирских благ, когда он воочию увидит ужасное Адское пламя и когда Всевышний Аллах спросит его обо всех тех наслаждениях, ради которых он предал забвению мир вечный и на которые с такой лёгкостью променял вечное наслаждение в прекрасной райской обители?
Всевышний Аллах предостерегает нас в этой суре от страшной участи таких людей. Блажен тот, кто внял наставлению и помянул назидание прежде, чем завершится его недолгое земное существование и он пополнит число обитателей могил, чтобы в конце концов предстать перед своим Создателем и ответить за совершённые деяния и сделанный выбор и отправиться, соответственно, либо в Рай, либо в Ад!