Именем Аллаха, Милостивого, Милующего!
Эта мекканская сура получила своё название по первому аяту, в котором говорится: «Клянусь небом и ночным путником!» (сура 86 «Ночной путник», аят 1)
.
Основным назначением этой суры является утверждение единобожия и указание на безграничное могущество Аллаха, на Его распоряжение всем сущим и на Его мудрость, а также на абсолютность Его знания и на то, что Коран — от Всевышнего Аллаха, и что благой конец ожидает богобоязненных.
Главной же темой суры является указание на некоторые проявления и свидетельства могущества Господа миров.
При этом связь между названием суры и её главной темой очевидна, поскольку ночной путник, о котором идёт речь в данной суре — это явно видная звезда. И звезда эта относится к проявлениям могущества Аллаха, подобно остальным проявлениям его, упоминаемым в данной суре.
Также нетрудно проследить связь между началом и завершением данной суры. Начинается сура с упоминания о звезде, которая ясно видна на небесах и относится к доказательствам безграничного могущества Аллаха. А завершается сура угрозой, адресованной неверующим, столь же ясной и явной, как эта звезда. Таким образом, сура начинается с ясности и заканчивается ею, а осью её является утверждение единственности и всемогущества Аллаха.
Между началом данной суры и концом предыдущей суры «Созвездия» также существует тесная связь. Та сура завершается упоминанием о славном Писании в Хранимой скрижали. А данная сура начинается с упоминания о небесах и о том, что «нет души, над которой не было бы хранителя». Всевышний Аллах — хранитель и для Корана, и для Хранимой скрижали, и для небес, и для всякой живой души. Он — Творец и Хранитель для всего сущего. Он распоряжается всем и поддерживает порядок и жизнь, Он совершенный и мудрый, и могущество Его безгранично.
Легко заметить связь и между содержанием этой и предыдущей суры, поскольку они имеют много общего. Если главная тема той суры — испытания, которым подвергаются верующие на протяжении веков и утешение верующих посредством напоминания о том, что если их и постигают испытания, то ведь многих из их предшественников постигли испытания ещё более тяжкие и страшные, то в данной суре основное внимание уделяется различным проявлениям могущества Всевышнего и указаниям на безграничность этого могущества.
Да, испытания, постигающие верующих, могут быть очень суровыми. Но могущество Господа миров безгранично, и те, кто причиняет страдания верующим и обижает их, ответят за это перед Всевышним, и Всевышний Аллах вознаградит верующих за терпеливое перенесение этих испытаний.
Господь не оставляет уверовавших без Своей помощи и поддержки, и никто и ничто не способно противостоять Его воле, и злодеям не избежать справедливого наказания. Поддержка, которую оказывает Всевышний Аллах притесняемым, — одно из важнейших доказательств Его могущества.
Суру можно условно разделить на три части, две из которых начинаются клятвой.
Различные свидетельства могущества Всевышнего
Клянусь небом и ночным путником!
Откуда ты мог знать, что такое ночной путник?
Это звезда, пронизывающая [небеса своим] светом.
Нет души, над которой не было бы хранителя.
Пусть же посмотрит человек, из чего он создан.
Он создан из жидкости изливающейся,
которая выходит между чреслами и грудными костями.
Поистине, Он способен вернуть его [к жизни в Судный день].
В тот день откроются все тайны,
и тогда не будет у него ни силы, ни помощника.
Всевышний Аллах клянётся небесами и тем, что ясно видно на них ночью, и тут же вопрошает: мол, откуда тебе знать, что такое ночной путник? И далее поясняет, что это звезда, пронизывающая своим ярким светом небеса.
Упоминание об этой звезде может служить указанием на какую-то конкретную звезду, обладающую такими свойствами, но может также указывать на определённую категорию звёзд, которым присущая яркость и которые хорошо видны на ночном небе.
Далее Всевышний Аллах упоминает о том, ради подтверждения чего принесена Им эта клятва: над всякой душой есть назначенный Им хранитель из числа ангелов, записывающий все благие и скверные деяния данного человека. Это указание на то, что все деяния любого человека записываются, и что Всевышнему Аллаху в любом случае известно всё об этих деяниях, и за свои деяния человеку предстоит ответить перед Всевышним, и в зависимости от того, благими были эти деяния или скверными, человека ожидает либо награда, либо наказание.
Многие люди не знают о том, что их деяния записываются, и потому творят всё, что им заблагорассудится, совершенно не задумываясь о последствиях и о том, что за всё содеянное им придётся отвечать перед Аллахом. И в этих аятах Всевышний Аллах сообщает о том, что деяния людей действительно записываются, и что Ему известно о каждом человеке абсолютно всё, а это означает, что никому не избежать воздаяния, и это должно быть столь же ясным и очевидным для всякого человека, как ясна и хорошо заметна на ночном небе звезда, которой клянётся Всевышний Аллах во имя подтверждения этой важной истины.
Важна она в том числе и потому, что когда эта истина утверждается в человеческом сознании, она побуждает человека к совершению благих деяний и благонравию, а также к безоговорочному принятию и аккуратному исполнению велений Всевышнего Аллаха и соблюдению Его запретов.
Далее Всевышний Аллах побуждает человека обратить взор свой на самого себя. Ведь в нас, удивительных творениях Всевышнего, заключено не меньше знамений и указаний на единственность, мудрость и безграничное могущество Творца, чем в окружающем нас мире. Мы устроены не менее сложно и удивительно, чем другие творения Всевышнего, которые мы видим в нашей вселенной. Таким образом, мы сами относимся к числу чудес и знамений Всевышнего Господа.
Всевышний Аллах призывает человека обратить внимание на то, из чего он был сотворён, и задуматься. Ведь Господь миров сотворил его из ничтожной капли жидкости, зарождающейся в чреслах мужчинах и затем попадающей в лоно женщины. Из такой вот капли формируется человек, которого затем Всевышний Аллах проводит через различные стадии развития и этапы его земного существования.
Когда человек задумывается о том, что все его деяния записываются, а также думает о собственном сотворении, то это побуждает его задуматься и о своей дальнейшей участи, о последствиях деяний, совершаемых им в земной жизни, о своей загробной судьбе, о том, что ждёт его в Судный день. А подобные размышления, вне всяких сомнений, самым положительным образом отражаются на поведении человека и на его действиях — словом, на том, как он проводит и чему посвящает свою земную жизнь, — способствуя укреплению веры человека.
Всевышний Аллах напоминает в этих аятах о том, что Он способен воссоздать и воскресить человека, и что смерть — это не конец всему, как думают многие. Грядёт Судный день, воскрешение, расчёт и воздаяние. Люди ответят перед Всевышним за свои деяния и отправятся, соответственно, либо в Рай, либо в Ад.
Создавший человека в первый раз способен и воссоздать его, и воскресить, и подвергнуть расчёту. Именно это непременно произойдёт в Судный день. Это будет день, в который тайное станет явным — все убеждения, намерения, слова и деяния человека, в том числе и те, которые он тщательно скрывал в дни своей земной жизни.
В этот день не будет у человека силы, способной уберечь его от расчёта и воздаяния, и не будет у него помощника, который смог бы отвести от него наказание и защитить его. Он останется в этот день наедине со своими деяниями и ничего уже не сможет изменить или исправить.
Истинность Корана
Клянусь возобновляющим дожди небом!
Клянусь раскалываемой землёй!
Это — слово различающее,
а не нечто несерьёзное.
Связь между этой частью суры и её главной темой очевидна, поскольку Коран — одно из величайших знамений Всевышнего и свидетельство Его единственности и всемогущества.
Связь между этой частью суры и предыдущей также хорошо заметна. Потому что упомянутое в предыдущей суре есть указание на не подлежащие сомнению коранические истины, а в данной части суры Всевышний Аллах подтверждает, что Коран — от Него, и что Коран есть истина. К тому же, обе части суры начинаются с клятвы ясными знамениями и чудесами Всевышнего во вселенной.
Всевышний Аллах клянётся небом, которое то и дело проливает дожди, приносящие пользу всему живому, и землёй, которая трескается, производя различные растения и выпуская ростки из своих недр наружу, что Коран — Его Слово, и это Слово — истина, а не нечто несерьёзное и неважное. Это Писание, проводящее разделительную черту между истиной и ложью, между верным руководством и заблуждением. И всякий разумный человек должен следовать его верному руководству, исполнять содержащиеся в нём веления и соблюдать содержащиеся в нём запреты.
Это достойный ответ невежественным многобожникам, которые презрительно называли Коран мифами древних народов и считали его чем-то незначительным, не воспринимая всерьёз и Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который принёс это Писание людям: ведь Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил им о Судном дне и о жизни вечной, а их ограниченным умам, пропитанным языческими суевериями, сам факт воскрешения после смерти казался чем-то нелепым и невозможным.
Но Всевышний Аллах непременно воскресит всех людей в Судный день подобно тому, как посредством ниспосылаемого с небес дождя Он оживляет мёртвую землю, выводя из неё множество разных растений.
Участь считающих Коран и воскрешение ложью
Они замышляют козни,
и Я замышляю козни.
Предоставь же неверующим отсрочку, помедли с ними недолго!
Эта часть суры тесно связана с главной темой суры, поскольку эта угроза неуверовавшим относится к указаниям на Его могущество и единственность. Связана эта часть и с предыдущей: упомянув об истинности Корана и подтвердив её клятвой, Всевышний Аллах сообщает в этих аятах, что тех, которые отказываются уверовать в единственность Всевышнего и в истинность Его Писания, Он непременно подвергнет наказанию и что ничто из содеянного ими зла не сойдёт им с рук.
Эти злодеи строили козни и плели интриги, желая причинить вред верующим. Но Всевышний Аллах приготовил достойный ответ на эти козни. Да, воздаяние может и не последовать сразу за скверным деянием. Оно может даже не постичь некоторых из этих людей до конца земной жизни. Но это воздаяние непременно будет. А что такое короткая земная жизнь в сравнении с вечностью? Она пройдёт, и заслуженная кара всё равно обрушится на них. Зло не останется безнаказанным. Господь всемогущ, и к проявлениям Его могущества относится и Его способность покарать злодеев, отринувших веру и творящих нечестие на земле.