Между богословами нет разногласий относительно того, что время рассветной молитвы начинается с наступлением истинного рассвета и завершается с восходом солнца. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Время рассветной молитвы — с начала рассвета до восхода солнца» (Муслим 612). Ибн аль-Мунзир сказал: «Богословы единодушны в том, что человек, совершивший рассветную молитву после наступления рассвета и до восхода, совершил её вовремя» [Иджма‘. С. 38].

Однако они разошлись во мнениях относительно того, когда лучше совершать эту молитву.

По мнению ханафитов, рассветную молитву желательно совершать, когда засияет заря, то есть когда появится желтизна или краснота, предшествующая восходу. Этого же мнения придерживался Суфьян ас-Саури. Аль-Касани «Бадаи‘ ас-санаи‘» (1/124) пишет: «Откладывать рассветную молитву до появления зари предпочтительнее, чем совершать его во время рассветных сумерек, и во время поездок, и на месте постоянного проживания, и летом, и зимой. И это относится ко всем, кроме паломников, находящихся в долине Муздалифа».

В качестве довода они приводят слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Откладывайте рассветную молитву до тех пор, пока не засияет заря. Ведь, поистине, в этом больше награды для вас» (ат-Тирмизи 154).

‘Абдаллах ибн Мас‘уд рассказывал: «Я не видел, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил какую-либо молитву не вовремя, кроме закатной и вечерней молитвы в Муздалифе. В тот день он также совершил рассветную молитву раньше времени» (аль-Бухари 1682, Муслим 1289). Иными словами, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил рассветную молитву раньше, чем обычно. Следовательно, в другие дни он совершал эту молитву позже, когда уже светало.

Ибрахим ан-Наха‘и сказал: «Сподвижники Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, не были так единодушны в чём-либо, как они были единодушны в откладывании рассветной молитвы до тех пор, пока не станет светло» [‘Умда аль-кари. Т. 4. С. 91].

Кроме того, откладывание рассветной молитвы облегчает многим людям совершение её в мечети. Сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ‘Усману ибн Абу аль-‘Асу: «Совершай молитву со своими товарищами, принимая во внимание самого слабого из них. Ведь, поистине, среди них есть слабые, пожилые и испытывающие потребность [в чём-либо]». Этот хадис передали Абу Ну‘айм в «Хилья аль-аулия» (8/141) и аз-Зайля‘и в «Насб ар-рая» (4/140).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: «Тот, кто совершит коллективную молитву на рассвете, затем сядет поминать Аллаха до восхода солнца, а затем совершит молитву из двух ракатов, получит награду, подобную награде за совершение хаджа и умры» (ат-Тирмизи 586). А поскольку многие не имеют возможности долго сидеть в мечети в ожидании восхода солнца, предпочтительнее совершать рассветную молитву позже.

Несмотря на убедительность этих доводов, большинство законоведов — маликиты, шафииты и ханбалиты — считали, что рассветную молитву желательно совершать сразу после наступления её времени. Этого же мнения придерживался ханафитский законовед Абу Джа‘фар ат-Тахави. Ибн Кудама в «Мугни» (1/286) пишет: «Что касается рассветной молитвы, то совершать её предпочтительно во время рассветных сумерек. Этого мнения придерживались Малик, аш-Шафи‘и и Исхак. Косвенно на это указывают и сообщения, переданные от Абу Бакра, ‘Умара, Ибн Мас‘уда, Абу Мусы, Ибн аз-Зубайра и ‘Умара ибн Абд-аль-‘Азиза».

В пользу данного мнения свидетельствуют следующие доводы:

1. Всевышний сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 133). Это значит, что мусульманам следует спешить с совершением праведных деяний, к которым, несомненно, относится молитва. Тем более что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самое лучшее деяние — это молитва, совершенная в начале отведенного для неё времени» (аль-Хаким 701).

2. Джабир ибн ‘Абдаллах рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал рассветную молитву во время рассветных сумерек (аль-Бухари 560, Муслим 646).

3. ‘Аиша рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал рассветную молитву во время рассветных сумерек, и когда женщины выходили из мечети, их невозможно было узнать из-за полумрака (аль-Бухари 872, Муслим 645).

4. Мугис ибн Сумайй рассказывал: «Я совершил рассветную молитву вместе с ‘Абдаллахом ибн аз-Зубайром во время рассветных сумерек, и, когда он произнес таслим, я обернулся к Ибн ‘Умару и спросил: “Что это за молитва?” Он ответил: “Такой была наша молитва вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакром и ‘Умаром. Когда же ‘Умара ударили [кинжалом], ‘Усман стал откладывать молитву до времени появления зари”» (Ибн Маджа 671), то есть они стали откладывать молитву для обеспечения безопасности молящихся.

5. Зайд ибн Сабит рассказывал, что как-то раз они вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, поели перед рассветом, а потом он совершил молитву. Его спросили, сколько времени прошло между [завершением] предрассветной трапезы и азаном, и он ответил: «Столько, сколько достаточно для прочтения пятидесяти аятов». В другой версии говорится, что его спросили: «Сколько времени прошло между предрассветной трапезой и началом молитвы?» (аль-Бухари 1134).

Ибн Хаджар в «Фатхе» (2/55) пишет: «Промежуток между завершением предрассветной трапезы и началом молитвы, достаточный для прочтения приблизительно пятидесяти аятов, равен трем пятым часа. Возможно, что речь идет о времени, достаточном для совершения омовения». В другом месте (4/138) он пишет: «Арабы оценивали длительность времени по делам, говоря, например: “Время, достаточное для доения овцы или заклания верблюда”. Однако Зайд ибн Сабит отказался от этого и оценил длительность времени чтением Корана, как бы указывая на то, что это время — время поклонения и чтения Корана. Если бы они оценивали длительность не по делам, то он сказал бы, например: “Прошёл один градус или три пятые часа”». ⅗ часа равны 4 минутам, так же как и 1° равен 4 минутам. Естественно, расчёт Ибн Хаджара приблизительный, так как время прочтения пятидесяти аятов зависит от скорости чтения и величины самих аятов. Но в любом случае из рассказа Зайда ибн Сабита следует, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не стал откладывать рассветную молитву до тех пор, пока не стало светло.

Что же касается хадисов, на которые опирались ханафитские законоведы, то по мнению большинства улемов, в них содержится указание на удлинение рассветной молитвы до тех пор, пока не засияет заря. Это подтверждается рассказом Абу Садаки, вольноотпущенника Анаса ибн Малика: «Я спросил Анаса о молитве Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал полуденную молитву, когда солнце проходило зенит, а послеполуденную — посередине между этими двумя молитвами (т. е. между полуденной и закатной). Закатную молитву он совершал после заката солнца, вечернюю — после исчезновения [вечерней] зари, а рассветную — с наступления рассвета до тех пор, пока не становилось возможным хорошо видеть [всё вокруг]”» (ан-Насаи 1/94, 95, Ахмад 3/129, 169).

Последнюю фразу можно истолковать как временные рамки рассветной молитвы или как указание на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал эту молитву долго, читая длинные суры Корана и завершая её, когда уже было светло. Об этом же говорится в хадисе Абу Барзы аль-Аслями: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал в рассветной молитве от шестидесяти до ста аятов Корана и завершал её, когда человек мог узнать того, кто сидел рядом с ним» (аль-Бухари 599, Муслим 461).

Ибн Хаджар (3/27) пишет: «Это доказывает, что следует торопиться с совершением рассветной молитвы, так как увидеть лицо сидящего рядом можно в конце рассветных сумерек, и Абу Барза разъяснил, что в это время они уже завершали молитву. Известно, что обычно Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран размеренным чтением и тщательно выполнял каждый столп молитвы, а значит, он начинал молитву в сумерках. Аз-Зайн ибн аль-Мунир полагал, что этот хадис противоречит приведённому ниже хадису ‘Аиши о том, что женщин невозможно было узнать из-за полумрака. Однако на это можно возразить тем, что разница между двумя хадисами очевидна, хадис Абу Барзы касается узнавания сидящего рядом с молящимся на заре, что допустимо, а хадис ‘Аиши касается тех, кто закутан в одежду и находится на расстоянии, что вряд ли возможно».

Сподвижники также придерживались этой сунны. Так, сообщается о том, что Абу Бакр (или ‘Умар) прочёл в рассветной молитву суру «аль-Бакара». После молитвы ему сказали, что солнце чуть было не взошло, на что он ответил: «Если бы оно взошло, то не встретило бы нас беспечными». Этот асар передали ат-Тахави в «Шарх ма‘ани аль-асар» и аль-‘Айни в «Нахб аль-ахбар» (3/404).

Поэтому имам ат-Тахави пишет: «Необходимо начинать рассветную молитву во время рассветных сумерек и завершать её, когда сильно рассветёт, в соответствии с тем, что мы передали от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников. И этого мнения придерживались Абу Ханифа, Абу Юсуф и Мухаммад ибн аль-Хасан» [Шарх ма‘ани аль-асар. Т. 1. С. 184].

Таким образом, мнение большинства законоведов в данном вопросе более предпочтительно, так как оно учитывает и объясняет все хадисы на данную тему. Рассветную молитву желательно начинать сразу после наступления рассвета и растягивать до тех пор, пока не станет светло, если это не в тяготу молящимся.

Что касается разногласия между учёными по данному вопросу, то оно является приемлемым, и если имам какой-либо мечети или мусульмане в том или ином регионе придерживаются одного мнения, то тем, кто руководствуется другим мнением, не следует отдаляться от общины по этой причине, так как совершение рассветной молитвы в предпочтительное время желательно, а совершение коллективной молитвы при определённых условиях обязательно. И даже если придерживаться мнения, что коллективная молитва желательна, а не обязательна, то по своей важности она всё равно опережает совершение молитвы в предпочтительное время и сулит человеку большую награду. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Коллективная молитва в двадцать семь раз превосходит молитву, совершенную в одиночестве» (аль-Бухари 645, Муслим 650). А Аллах знает лучше.