Законоведы четырех мазхабов единогласно считают, что преднамеренное произнесение таслима раньше имама нарушает молитву. Аль-Бахути в «Кашшафе» (1/465) пишет, что если молящийся произнес таслим до имама преднамеренно и без уважительной причины, то его молитва нарушается, потому что, не последовав примеру имама, он сознательно не выполнил обязательное предписание. Если же он поступил так по ошибке, то он должен повторить таслим вслед за имамом, потому что непреднамеренное действие не выводит его из молитвы, пока имам продолжает молиться.

Такой вывод вытекает из хадисов о необходимости брать пример с имама и не опережать его своими действиями. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Имам назначается для того, чтобы остальные брали с него пример. Поэтому, если он возвеличит Аллаха, то и вы возвеличьте Его, и не делайте этого раньше него. Когда он совершит поясной поклон, вы тоже поклонитесь, и не делайте этого раньше него» (Абу Давуд).

В другом хадисе говорится: «О люди, я — ваш имам, и поэтому не совершайте поясной и земной поклоны, не поднимайтесь и не завершайте молитву прежде меня» (Ахмад и Муслим).

Однако между законоведами есть разногласия о том, когда лучше произносить таслим, совершая молитву позади имама, и можно ли вообще произносить таслим одновременно с имамом.

В ханафитском мазхабе распространены два мнения на этот счет. По мнению Абу Ханифы, совершающему молитву позади имама желательно произносить таслим вместе с имамом. Согласно его же другому мнению, таслим нужно произносить после имама, и так считали Абу Юсуф аль-Куфи и Мухаммад аш-Шайбани. [Аль-Касани, Абу Бакр ибн Мас‘уд. Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 1. С. 214.]

У маликитов обязательным условием подчинения имаму считается произнесение первого такбира и таслима после имама: если молящийся в одном из этих двух действий произнесет хотя бы одну букву раньше имама или одновременно с ним, то молитва нарушается, даже если он завершит произнесение такбира или таслима после имама. Молитва нарушается и в том случае, если молящийся начал произносить первый такбир или таслим после имама, а завершил раньше него. Это относится к тем случаям, когда молящийся опередил имама преднамеренно; если же он поступил так по ошибке, то он должен еще раз произнести таслим, но уже после имама. Если же он не сделает этого и пройдет много времени или он выйдет из мечети, то его молитва считается неправильной. [‘Иллиш, Мухаммад ибн Ахмад. Минах аль-Джалиль шарх Мухтасар Халиль. Т. 1. С. 380.]

Мнения шафиитских законоведов суммировал имам ан-Навави в «Маджму‘» (3/463): «Молящемуся позади имама следует произносить таслим после того, как это сделает имам. Аль-Багави считал, что желательно не начинать таслим до тех пор, пока имам не завершит оба приветствия. Аль-Мутавалли же считал, что желательно произносить таслим после того, как имам завершит первое приветствие, и именно так понимаются слова аш-Шафи‘и в передаче аль-Бувайти. <…> Разногласий по поводу того, что разрешается произнести таслим после того, как имам завершит первое приветствие, нет, и вопрос лишь в том, что лучше. А вот если молящийся произнес таслим одновременно с имамом, то на этот счет есть два мнения. Согласно одному из них, это нарушает молитву, если он не сделал этого сознательно, чтобы отделиться от имама. То же относится к случаю, когда молящийся произносит вместе с имамом первый такбир. Согласно другому мнению, более правильному, молитва не нарушается, как если бы молящийся совершил одновременно с имамом любой другой столп молитвы, кроме первого такбира».

Ханбалитские ученые не делали разницы в этом вопросе между таслимом и другими внешними действиями молящихся, за исключением первого такбира. Аль-Мардави в «Инсафе» (2/237-238) пишет, что для молящегося позади имама предпочтительнее начинать то или иное действие после того, как его начнет имам, и нежелательно совершать любое из них, кроме первого такбира [потому что первый такбир нужно произносить только вслед за имамом], в одно время с ним. Между тем такой поступок, согласно достоверному мнению в мазхабе, не нарушает молитву, хотя есть мнения, что молитва нарушается, если молящийся позади имама совершит поясной поклон или произнесет таслим одновременно с имамом.

Ибн Кудама в «Мугни» (1/377) пишет чуть иначе: «Желательно, чтобы молящийся позади имама начинал свои действия в молитве, такие как выпрямление и опускание, после того, как имам совершит их, и нежелательно, по мнению большинства улемов, чтобы он совершал их одновременно с имамом».

Причиной разногласий в данном вопросе является рассказ известного сподвижника ‘Итбана ибн Малика: «Мы молились вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и произносили таслим вместе с ним». В «Сахихе» аль-Бухари этот хадис приводится в главе «О том, что таслим нужно произносить вместе с имамом». Там же сообщается, что Ибн Умар считал желательным произносить таслим, когда его произносит имам.

Из этих слов нельзя сделать однозначный вывод о том, что произносить таслим нужно одновременно с имамом. Это может означать, что начинать таслим можно после того, как имам начнет произносить слова «Ас-саляму ‘аляйкум». А может быть, здесь имеется в виду, что произносить таслим нужно сразу после того, как имам завершит его. Ибн Хаджар пишет: «Оба предположения допустимы, и молящийся позади имама может поступить и так, и так. В этих словах будто содержится указание на то, что молящемуся позади имама не следует медлить с таслимом, увлекаясь мольбами или чем-то другим».

Таким образом, между законоведами нет разногласий по поводу действительности молитвы того, кто произнесет таслим сразу вслед за имамом, или после того, как имам завершит первое приветствие, или после того, как он произнесет оба приветствия. Главное — чтобы молящийся позади имама не начинал и не завершал это действие раньше, чем его имам. Разногласия есть только по поводу произнесения таслима одновременно с имамом, что одни законоведы считали нежелательным, другие — запрещенным, и только некоторые ханафиты — желательным. А Аллах знает лучше.