Во время молитвы желательно сосредоточиться, преисполниться смирения, размышлять над прочитанными аятами, зикрами и тем, что связано с молитвой, и не думать о посторонних вещах.

Посторонние мысли во время молитвы возникают у всех верующих, потому что шайтан не оставляет в покое сердце, обратившееся к Аллаху. Как бы ни старался мусульманин сосредоточиться на молитве и думать только об Аллахе, ему все равно не удастся избавиться от наущений шайтана полностью. Ведь шайтан не оставляет его в покое именно из-за его веры и стремления к прощению и милости Аллаха. Одному из праведных предков рассказали, что иудеи и христиане говорят: «Мы не испытываем наущений». Он ответил: «Они говорят правду. Для чего шайтану разрушенный дом?» [Маджму‘ ал-фатава].

А в достоверном хадисе сообщается, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда призывают на молитву, шайтан убегает, громко испуская ветры, чтобы не слышать азан, а когда призыв заканчивается, он возвращается. Когда произносят икамат перед молитвой, он снова убегает, а после его окончания снова возвращается, чтобы наущать человека. Он говорит: "Вспомни то, вспомни это". Он напоминает ему о том, о чем человек не думал, пока тот забывает, сколько ракятов совершил» (ал-Бухари и Муслим).

Для того чтобы уберечься от подобных наущений, следует представить себя стоящим перед Господом миров и призвать себя к ответу за свои слова и поступки. Ведь молитва — это малое предстояние перед Аллахом, предшествующее великому предстоянию в день страшного суда. А если шайтан подбросит какую-либо мысль или напомнит о мирских делах, то следует обратиться за помощью к Аллаху. В «Сахихе» Муслима сообщается, что ‘Усман ибн Абу ал-‘Ас пришел к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и подаловался на то, что во время молитвы и чтения Корана шайтан подбрасывает ему разные мысли. Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Этого шайтана зовут Хинзаб. Если почувствуешь его, попроси у Аллаха защиты от него и поплюй в левую сторону». ‘Усман сказал: «Я так и поступил, и Аллах удалил его от меня». Это значит, что при появлении навязчивых мыслей следует сказать: «Я прибегаю к защите Аллаха от Хинзаба /А‘узу билляхи мин хинзаб», а потом слегка повернуть голову влево и трижды поплевать без выделения слюны. Если же мусульманин опасается причинить неудобство молящемуся рядом с ним во время коллективной молитвы, то ему достаточно только прибегнуть к защите Аллаха.

Если избавиться от посторонних мыслей не удалось и человек не получил удовлетворения от своей молитвы, он не должен повторять её. В противном случае он откроет дверь для ещё больших наущений, которые могут перерасти в серьёзное заболевание. Ан-Навави пишет: «Во время молитвы желательно сосредоточиться, преисполниться смирения, размышлять над прочитанными аятами, зикрами и тем, что связано с молитвой, и не думать о посторонних вещах. Посторонние мысли, даже если их было много, не делают молитву недействительной, но нежелательны, независимо от того, подумал человек о дозволенном или о запретном, как например, об употреблении вина» [Шарх ал-мухаззаб].

Восполнять недостатки в обязательных молитвах нужно дополнительными молитвами, чтением Корана и поминанием Аллаха. Если хочешь наслаждаться близостью к Господу во время молитвы, то устремись к Нему всем сердцем не только после азана, но и в остальное время. Занимайся полезными делами, окружи себя праведными людьми, сторонись грехов, празднословия и бессмысленных потех. И тогда тебе удастся собраться с мыслями на молитве и заслужить прощение и великую награду. Ведь обязательные молитвы, смывая грехи, совершенные в промежутках между ними, будто закрывают очередной отчетный период. И если ты провел его в грехе и развлечениях, то тебе вряд ли удастся подвести положительный итог. Если же ты занимался полезными делами, много поминал Аллаха и не упускал возможности совершить доброе дело, то твоя молитва станет красивым завершением прожитых нескольких часов и искуплением всего того, что ты упустил. А удаётся это лишь тем, кого Аллах поддержал и кому оказал особую милость.