Из Священного Корана и Пречистой Сунны известно, что мусульманам велено совершать пять ежедневных намазов. И если в хадисах их времена и названия упоминаются ясно и недвусмысленно, то в Коране мы находим только указания на них.
Всевышний сказал: «Посему будь терпелив к тому, что они говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом (совершай рассветный и послеполуденный намазы), славь Его в течение ночи (совершай вечерний и ночные намазы), а также в начале и конце дня (совершай полуденный и закатный намазы)» (Та ха, 130).
Большинство комментаторов считали, что в этом аяте речь идет о ежедневных намазах. Перед восходом солнца совершается рассветный намаз, а перед закатом – послеполуденный. В течение ночи совершается вечерний намаз и необязательные ночные молитвы. Выражение "атраф ан-нахар", переведенное как "в начале и в конце дня", комментаторы Корана истолковывали по-разному.
Слово "нахар" означает светлое время суток. Одни языковеды считали, что оно начинается с рассвета и продолжается до заката солнца. Другие полагали, что оно начинается с восхода солнца. Слово "тараф" означает "край", "сторона".
Поэтому, по мнению некоторых богословов, это выражение указывает на времена полуденного и закатного намазов. Полдень – это окончание первой половины дня, а закат солнца – окончание его второй половины.
В то же время другие богословы считали, что это выражение указывает на закатный намаз и дневные намазы в целом, а конкретного указания на полуденный намаз в этом аяте нет. Так или иначе, но оно недвусмысленно упоминается в другом откровении.
Всевышний сказал: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете» (аль-Исра, 78).
Выражение "дулук аш-шамс" означает время, когда солнце только проходит зенит и начинает клониться к закату. Употребление его с предлогом "ли" означает, что время полуденного намаза заходит после того, как солнце проходит зенит.
Выражение "гасак аль-лейл" означает "самое темное время суток". Совершенно ясно, что речь идет о середине ночи, потому что в это время солнце находится в зените на противоположной стороне земного шара. При этом ночь, по мнению большинства богословов, начинается с заката солнца и продолжается до рассвета.
Таким образом, в этом аяте Аллах предписал совершать намазы с полудня до полуночи, а также молиться на рассвете. Времена полуденного, послеполуденного, закатного и вечернего намазов здесь упомянуты вместе, что указывает на то, что они плавно сменяют друг друга. Время послеполуденного намаза заходит сразу после окончания времени полуденного, а время закатного намаза – сразу после окончания времени послеполуденного и т.д. Вместе с тем рассветный намаз отделен от остальных молитв промежутками времени, когда не предписано совершать обязательные намазы.
Понимание этого очень важно, поскольку многие ученые считают, что время вечернего намаза продолжается до рассвета. Это мнение не подтверждается ни кораническими аятами, ни достоверными хадисами, поскольку известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, никогда не откладывал вечерний намаз за полночь. А лучше всего об этом известно Аллаху.