Уединение в мечети для моления (и‘тикаф) считается желательным и для мужчин, и для женщин. Известно, что матери правоверных при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, уединялись в мечети с этой целью. Ал-Бухари и Муслим передали со слов ‘Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана до тех пор, пока Аллах не призвал его к себе, а после его смерти так поступали его жены.

Однако женщина может приступить к совершению данного обряда только с позволения мужа, потому что уединение в мечети мешает ей выполнять свои супружеские обязанности полностью. Кроме того, Абу Ханифа и Ахмад считали, что женщина может уединиться в мечети только в том случае, если её муж тоже совершает этот обряд.

Если жене было позволено уединиться в мечети и если этот обряд является необязательным, то муж может потребовать от неё прервать богослужение. Но если женщина дала обет уединиться в мечети и муж позволил ей сделать это, то он не имеет права требовать от неё прервать уединение. Этого мнения придерживались аш-Шафи‘и и Ахмад, и в его пользу свидетельствует хадис, переданный ал-Бухари и Муслимом со слов ‘Аиши: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся для богослужения в последние десять дней рамадана. Я устанавливала для него палатку, и он совершал рассветный намаз, а потом заходил в неё. Хафса и ‘Аиша попросили у него разрешения тоже установить для себя палатки, и он разрешил им сделать это. Увидев это, Зайнаб бинт Джахш тоже установила свою палатку. Наутро Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел сразу несколько палаток и спросил: “Что это такое?” Ему рассказали обо всём, и он сказал: “Вы считаете, что это сделано из благочестия?” Он прервал уединение в том месяце, а потом уединился в течение десяти дней в шаввале».

Решение Посланника, мир ему и благословение Аллаха, было вызвано опасением за искренность его жён, которые могли приступить к поклонению Аллаху не ради приближения к Нему, а ради того, чтобы подчеркнуть свою близость к мужу. Возможно, присутствие сразу нескольких жён рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, могло помешать ему сосредоточиться только на поклонении Аллаху и общении с Ним, а это главная цель данного обряда. Абу Ханифа и Малик считали, что если муж позволил жене уединиться в мечети, то он не имеет права приказать ей прервать обряд, даже если он носит добровольный характер. Однако, по мнению Ибн ал-Мунзира, хадис ‘Аиши свидетельствует об обратном. Об этом пишет Ибн Хаджар. Если во время уединения у женщины начались месячные кровотечения, то она должна покинуть мечеть и установить палатку во дворе мечети. Абу Давуд передал со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не разрешаю находиться в мечети женщинам в период менструации и людям в состоянии полового осквернения» [Ал-Албани назвал хадис слабым, однако Ибн Хузайма, Ибн Каттан и аш-Шаукани считали его достоверным, так как он усиливается похожими сообщениями. См.: Ирва ал-Галил. Т. 1. С. 210-212].

Если в мечети нет двора, то женщина обязана вернуться домой, а после очищения продолжить уединение в мечети. При этом она не должна совершать дополнительных искупительных действий. Этого мнения придерживался имам Ахмад. ‘Амр ибн Динар, Малик и аш-Шафи‘и считали, что в случае менструации женщине нет необходимости переносить палатку во двор мечети и её следует уйти домой, а после очищения продолжить уединение. Ибн Кудама пишет, что в этом случае пребывание во дворе мечети не обязательно, а желательно, и если женщина уйдёт домой, то не совершит греха. [Ибн Кудама. Мугни. Т. 4. С. 485-488; Ибн Хаджар. Фатх ал-Бари. Т. 4. С. 349-352.] А лучше всего известно Аллаху.