Между законоведами нет разногласий по поводу наличия в праздничной молитве дополнительных такбиров. Но высказываются разные мнения о том, сколько их должно быть и когда их следует произносить.
По мнению ханафитов, следует произносить три дополнительных такбира в первом ракате до чтения Корана и три дополнительных такбира во втором ракате после чтения Корана. В пользу этого мнения можно привести следующие три довода.
1. Са‘ид ибн аль-‘Ас спросил Абу Мусу аль-Аш‘ари и Хузайфу ибн аль-Ямана о том, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, произносил такбиры в праздничных молитвах, и Абу Муса сказал: «Он произносил такбиры четырежды, подобно такбирам в заупокойном намазе». Хузайфа сказал: «Он прав». Потом Абу Муса добавил: «Я так же произносил такбиры в Басре, когда был там главой» (Абу Давуд 1153). В данном случае под четырьмя такбирами подразумеваются четыре такбира в первом ракате вместе с начальным такбиром и четыре такбира во втором ракате вместе с такбиром для поясного поклона.
2. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, совершая праздничную молитву, произносил девять такбиров. В первом ракате он произносил четыре такбира до чтения Корана, а затем произносил такбир, совершая поясной поклон, а во втором ракате произносил четыре такбира после чтения Корана и совершал поясной поклон (‘Абд-ар-Раззак 5687). Четыре такбира в первом ракате включают в себя начальный такбир, а четыре такбира во втором ракате — такбир для поясного поклона.
3. ‘Абдаллах ибн аль-Харис рассказывал: «Ибн ‘Аббас совершил с нами праздничную молитву, произнеся девять такбиров: пять в первом ракате и четыре в последнем, — не прерывая при этом чтение Корана» (Ибн Абу Шайба 2/5/2, ат-Тахави 2/401). Под пятью такбирами в первом ракате подразумеваются начальный такбир, три дополнительных такбира и такбир при совершении поясного поклона, а под четырьмя такбирами во втором ракате — три дополнительных такбира и такбир для поясного поклона. Под непрерывным чтением Корана подразумевается то, что он не произносил дополнительных такбиров между чтением Корана в первом и втором ракатах, то есть в первом он произносил их до чтения Корана, а во втором — после него.
По мнению шафиитов, следует произносить семь дополнительных такбиров до чтения Корана в первом ракате и пять дополнительных такбиров до чтения Корана во втором ракате. Они опираются на следующие доводы:
1. ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В молитве на праздник разговения такбир произносится семикратно в первом ракате и пятикратно — во втором, а Коран читается после такбиров в обоих ракатах» (Абу Давуд 1151, Ибн Маджа 1278).
2. ‘Аиша рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая молитву на праздники разговения и жертвоприношения, произносил в первом ракате семь такбиров, а во втором — пять такбиров без такбира для поясного поклона (Абу Давуд 1149, 1150, Ибн Маджа 1280).
3. Нафи‘, вольноотпущенник Ибн ‘Умара, рассказывал: «Я совершал праздничную молитву в дни разговения и жертвоприношения вместе с Абу Хурайрой, и он произносил в первом ракате семь такбиров до чтения Корана, а во втором — пять такбиров до чтения Корана» (Абу Давуд 1151, ат-Тирмизи 536, Ибн Маджа 1297).
4. ‘Аммар ибн Абу ‘Аммар рассказывал, что Ибн ‘Аббас произносил в праздничной молитве двенадцать такбиров: семь в первом ракате и пять — во втором (Ибн Абу Шайба 2/6/1, аль-Байхаки 3/289).
По мнению маликитов и ханбалитов, следует произносить шесть дополнительных такбиров до чтения Корана в первом ракате и пять дополнительных такбиров до чтения Корана во втором ракате. Они опираются на те же доводы, что и приверженцы второго мнения, но считают, что в данных сообщениях под семью такбирами в первом ракате подразумеваются начальный такбир и шесть такбиров после него. Своё истолкование они подкрепляют рассказом о том, что Ибн ‘Аббас, совершая праздничную молитву, произнес в первом ракате семь такбиров вместе с начальным такбиром, а в последнем ракате — шесть такбиров вместе с такбиром, который произносится при вставании на второй ракат. И в обоих ракатах он произносил такбиры до чтения Корана (Ибн Абу Шайба 2/5/1).
Поскольку каждое из вышеприведенных мнений опирается на хадисы и практику сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, каждый из данных способов считается дозволенным. Это также подтверждается практикой ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, от которого приводятся различные варианты совершения праздничной молитвы. Он также сказал: «Желающий может произнести такбир семь, девять, одиннадцать или тринадцать раз» (ат-Тахави 2/401).
Имам Ахмад сказал: «Сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разошлись во мнениях относительно такбиров [в праздничном намазе], и все эти варианты являются разрешёнными» [Рауд мурби‘ 1/162].
Имам Ибн ‘Абд-аль-Барр сказал: «Я считаю, что разногласия в данном вопросе подобны разногласиям по поводу азана. Всё это дозволено, и нет никаких проблем ни в одном из этих вариантов, ибо все они переняты от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подобно тому как от него было перенято однократное, двукратное и трехкратное мытье органов тела при омовении, чтение различных частей Корана в молитве, разное количество ракатов в ночной молитве» [Истизкар 2/397].
Таким образом, имам может следовать любому из перечисленных мнений, и лучше, если он чередует их в разное время, чтобы наилучшим образом следовать Сунне. Что же касается мусульман, молящихся за имамом, то они обязаны следовать его примеру и не противоречить ему в этом. А Аллах знает лучше.