Законоведы единодушны в том, что полоскание рта и носа во время малого омовения являются сунной Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Однако они разошлись во мнениях относительно того, является ли это действие обязательным. На сей счет есть два основных мнения.

Первое — и это мнение ханбалитов — полоскание рта и носа обязательно во время малого омовения, и без него малое омовение недействительно. Ибн Бальбан пишет: «Обязательных действий во время малого омовения шесть: мытьё лица вместе с промыванием рта и носа…» [Ибн Бальбан, Мухаммад ибн Бадр-ад-Дин ад-Димашки. Ахсар аль-мухтасарат. С. 93.]

Сторонники этого мнения опираются на слова Всевышнего: «О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (сура 5 «Трапеза», аят 6). Суть этого довода в том, что если мыть лицо во время малого омовения обязательно, то данное положение распространяется и на рот и нос, поскольку они являются его частями. Имам Ахмад сказал: «Тот, кто не прополоскал рот и нос, должен совершить молитву заново. Ведь Великий и Всемогущий Аллах сказал: «…умойте ваши лица…» Разве рот и нос не относятся к лицу?» [Ан-Нишапури, Исхак ибн Ибрахим. Масаиль аль-имам Ахмад. Т. 1. С. 16.]

Другой аргумент в пользу этого — отсутствие хадисов о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершая малое омовение, не промывал бы рот и нос. Напротив, в одном из достоверных хадисов говорится: «Если совершаешь омовение, то высморкайся, а если очищаешься камнями после отправления нужды, то делай это нечетное количество раз» (Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа). Повеление поступать так указывает на обязательность полоскания носа, а по аналогии с ним и рта. Есть также хадисы, в которых содержится прямое повеление полоскать рот и нос, но между улемами есть разногласия по поводу их достоверности.

Получается, если человек не прополощет рот или нос по забывчивости или преднамеренно, то его омовение недействительно. Сын имама Ахмада — ‘Абдаллах — спросил отца о положении того, кто забыл прополоскать рот и нос и вспомнил об этом после молитвы или во время неё, и тот ответил: «Ему следует прополоскать рот и нос и совершить молитву заново. Если он вспомнил это во время молитвы, то ему следует прервать её и совершить омовение, прополоскав при этом рот и нос». [‘Абдаллах ибн Ахмад. Масаиль аль-имам Ахмад. С. 24.] Но если человек не в состоянии прополоскать рот или нос по уважительной причине, например, из-за раны во рту или в носовой полости, то он обязан, помимо омовения, совершить также очищение песком (таяммум).

Второе мнение — его придерживается большинство ханафитов, маликитов и шафиитов — полоскание рта и носа во время малого омовения желательно, но не обязательно. Бурхан-ад-Дин аль-Маргинани пишет: «К желательным действиям малого омовения относится <…> промывание рта и носа». [Аль-Маргинани, ‘Али ибн Абу Бакр. Аль-Хидайа фи шарх Бидая аль-мубтади. Т. 1. С. 97-99.] Имам ан-Навави пишет: «Промывание рта и носа желательно». [Ан-Навави, Яхья ибн Шараф. Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб. Т. 1. С. 395.]

Сторонники этой точки зрения также ссылаются на вышеупомянутый аят из суры «Трапеза», утверждая, что в нём упомянуто только мытье лица и ничего не сказано о полоскании рта или носа. Что касается хадисов, в которых упомянуто полоскание этих частей тела, то действие само по себе не указывает на обязательность. Что же касается хадисов, содержащих повеление полоскать рот или нос, то они недостоверны, а в достоверных сообщениях на эту тему нет однозначного указания на обязательность этих действий.

Наконец, рот и нос, по их мнению, являются отдельными органами, и в пользу этого свидетельствует хадис аль-Микдада ибн Ма‘дикариба о том, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, принесли воду для омовения, и он трижды вымыл кисти рук, затем трижды вымыл лицо, затем трижды вымыл предплечья, затем трижды прополоскал рот и нос, обтёр голову и внутреннюю и внешнюю часть ушей и трижды вымыл стопы ног (Ахмад и Абу Давуд). Однако знатоки хадисов разошлись во мнениях относительно достоверности этого сообщения.

Как было уже отмечено, имам Ахмад считал промывание рта и носа обязательным, несмотря на то, что сам передал хадис аль-Микдада. Это может указывать на то, что он не считал этот хадис достоверным или же считал необязательным придерживаться последовательности в том, что касается полоскания рта и носа. Второе объяснение наиболее вероятно, так как Исхак ибн Ибрахим спросил его о человеке, забывшем прополоскать рот и нос, и он ответил: «Пусть прервёт молитву и прополощет рот и нос, если [остальные вымытые части тела] ещё не высохли». [Ан-Нишапури, Исхак ибн Ибрахим. Масаиль аль-имам Ахмад. Т. 1. С. 16.]

Как видим, аргументы обеих сторон убедительны, и трудно отдать предпочтение какому-либо из этих двух мнений. Поэтому мусульманину следует из предосторожности никогда не оставлять эту сунну, независимо от того, является ли она желательной или обязательной. А Аллах знает лучше.