Законоведы разошлись во мнениях относительно того, нарушается ли омовение от прикосновения друг к другу лиц противоположного пола. На этот счёт есть три разных мнения.
По мнению шафиитов, омовение нарушается у обоих лиц противоположного пола после прикосновения одного из них к другому. В качестве довода в пользу этого приводят слова Всевышнего: «Если же вы больны или находитесь в пути и не нашли воды после того, как кто-либо из вас пришёл из отхожего места или вы имели близость с женщинами, то найдите чистую землю и оботрите ваши лица и руки» (сура 4 «Женщины», аят 43)
. Дело в том, что выражение أَوْ لَامَسْتُمُ النِّسَاءَ ‘или вы имели близость с женщинами’ в другом харфе звучит: أَوْ لَمَسْتُمُ النِّسَاءَ ‘или вы прикоснулись к женщинам’. Первый харф получил распространение среди мединских чтецов, а второй — среди имамов куфийской школы. Таким образом, согласно кираатам Абу аль-Хасана аль-Кисаи и Хамзы аз-Зайята, после прикосновения к женщине следует совершить омовение. Соответственно, и женщине нужно совершить омовение после прикосновения к мужчине, так как положения Шариата являются общими для мужчин и женщин, если не установлено обратное. Говоря о необходимости искупаться после поллюции, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщины — сестры мужчин» [Ахмад 26238, Абу Давуд 236, Тирмизи 113], то есть в данном вопросе женщины и мужчины находятся в одинаковом положении.
Ан-Навави пишет, что, согласно шафиитскому мазхабу, если посторонние мужчина и женщина соприкоснулись кожей, то у того из них, кто прикоснулся, омовение нарушается, независимо от того, мужчина это или женщина, испытывал он желание или нет, получил он от этого удовольствие или нет, сделал он это преднамеренно, по ошибке или случайно, и независимо от того, долго продолжалось прикосновение или же они сразу отдалились друг от друга, прикоснулся он той частью тела, которую моют перед молитвой, или другой частью тела, и независимо от того, прикоснулся он к человеку здоровому или парализованному. Большинство шафиитов также считали, что омовение нарушается и у того, к кому прикоснулись, хотя Абу Бакр аш-Шаши и Абу аль-Махасин ар-Руяни не разделяли это последнее мнение [Маджму 2/29].
По мнению маликитов и ханбалитов, омовение нарушается у того, кто прикоснулся к лицу противоположного пола с вожделением. Причём у того, к кому прикоснулись, омовение не нарушается, если у него после этого не появилось чувственного желания. Ибн Кудама пишет: «Согласно наиболее распространённому мнению в мазхабе Ахмада, прикосновение к женщинам с вожделением нарушает омовение, а без вожделения — нет. Алкама, Абу Убайда, ан-Нахаи, аль-Хакам, Хаммад, Малик, ас-Саури, Исхак и аш-Шаби считали, что обязательно совершить омовение после поцелуя с чувственным желанием, но не обязательно после поцелуя из милосердия. Среди тех, кто считал омовение после поцелуя обязательным, были также Ибн Масуд, Ибн Умар, аз-Зухри, Зайд ибн Аслям, Макхуль, Яхья аль-Ансари, Рабиа, аль-Аузаи, Саид ибн Абд аль-Азиз и аш-Шафии» [Мугни 1/141-142].
Приверженцы данного мнения также основывались на вышеупомянутом аяте Корана, но конкретизировали его смысл тем, что здесь имеется в виду прикосновение с вожделением. В своём суждении они основывались на хадисах о том, что простое прикосновение не нарушает омовения. ‘Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поцеловал одну из своих жён, а затем вышел на молитву, не совершив омовение [Ахмад 25807, Абу Давуд 179, Тирмизи 86, Ибн Маджа 502]. Она же рассказывала: «Я спала перед Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и мои ноги находились в направлении его киблы. Когда Пророк совершал земной поклон, он тыкал меня, и я подбирала ноги, когда же он вставал, я снова протягивала их» [Бухари 382, Муслим 513]. Она также рассказывала: «Однажды ночью я не обнаружила Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в постели и стала искать его на ощупь, и моя рука коснулась его ступней, когда он совершал земной поклон» [Муслим 486]. Эти и похожие хадисы указывают на то, что обычное прикосновение лиц разного пола друг к другу не нарушает омовения.
В отличие от них, Абу Ханифа и его последователи считали, что омовение не нарушается от прикосновения к лицу противоположного пола, независимо от того, имело место вожделение или нет, и независимо от того, какие части тела соприкоснулись, если не было выделений, которые сопровождают половое возбуждение [Бадаи ас-санаи 1/244-245]. Как пишет Ибн Кудама, о том, что прикосновение к женщине не нарушает омовение, говорили ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Аббас, Ата, Тавус, аль-Хасан аль-Басри и Масрук [Мугни 1/142].
Сторонники этого мнения отмечали, что вышеупомянутые хадисы указывают на то, что прикосновение лиц разного пола не нарушает омовения вообще, а в пользу обратного нет никаких убедительных аргументов. Тем более что в доме мужчины и женщины часто могут касаться друг друга, и требовать от них совершать омовение из-за обычного прикосновения — значит ставить их в затруднительное положение, что противоречит духу Шариата.
Что же касается аята из Корана, то в нём под прикосновением к женщинам понимается интимная близость, а не простое прикосновение. В таком же смысле понимается и «касание» в словах Всевышнего: «Если же вы разведётесь с ними до того, как коснулись их, но уже определив для них обязательный [махр], то отдайте им половину его» (сура 2 «Корова», аят 237)
; «О вы, которые уверовали! Если вы вступили в брак с верующими женщинами, а потом объявили им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (сура 33 «Полчища», аят 49)
. В обоих аятах речь идёт об интимной близости. Поэтому Абдаллах ибн Аббас растолковывал слова Всевышнего о прикосновении к женщинам как указание на интимную близость [Ибн Касир 2/314].
Последнее из этих трёх мнений представляется наиболее сильным. Два других мнения опираются на одно из прочтений аята, в котором говорится о прикосновении к женщинам. Он встречается в суре «Женщины», как мы уже отметили, а также в суре «Трапеза». И в обоих случаях под прикосновением к женщинам имеется в виду интимная близость. В пользу этого свидетельствуют как слова толмача Корана Абдаллаха ибн Аббаса, так и контекст аята из суры «Трапеза». Сперва в нём упоминается ритуальное омовение: «О вы, которые уверовали! Когда вы встаёте на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и [умойте] ваши ноги до щиколоток». После этого речь заходит о купании: «…а если вы в состоянии осквернения, то очиститесь», то есть совершите гусль. После этого упоминается очищение песком: «Если же вы больны или находитесь в пути и не нашли воды после того, как кто-либо из вас пришёл из отхожего места или вы имели близость с женщинами, то найдите чистую землю и оботрите ею ваши лица и руки» (сура 5 «Трапеза», аят 6)
. Последнее предложение указывает на то, что таяммум замещает как омовение, так и купание. Ведь отправление нужды относится к действиям, нарушающим омовение, тогда как близость с женщиной приводит к половому осквернению, после чего необходимо совершить гусль. Таким образом, данный аят в лаконичной форме указывает на законность очищения песком, если воды нет или невозможно её использовать, вместо ритуального омовения или купания. Если бы под прикосновением к женщинам в данном аяте подразумевалось обычное прикосновение, то были бы упомянуты лишь два действия, нарушающие омовение, тогда как на самом деле их больше, и не было бы упомянуто ни одно действие, после которого нужно искупаться. Однако Всевышний привёл в качестве примера по одному действию, после которых необходимо совершить омовение или гусль [Шарх мумти 1/291].
Иначе говоря, этот аят не является доводом в пользу того, что прикосновение к лицу противоположного пола нарушает омовение, и поскольку других веских аргументов в пользу этого нет, мнение ханафитских имамов в данном вопросе выглядит самым предпочтительным. А Аллах знает лучше.