Во время проливного дождя разрешается совмещать полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. Достоверные хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по этому поводу нам не известны, однако так поступали многие сподвижники и их последователи, и никто не порицал их за это. Малик передал, что Ибн Умар, собираясь вместе с эмирами, совмещал закатный и вечерний намазы в дождливые дни. Аль-Бейхаки сообщил со слов Хишама б. Урвы, что так же поступали его отец Урва, Саид б. аль-Мусаяб и Абу Бакр б. Абд ар-Рахман аль-Махзуми. Он же передал со слов Мусы б. Укбы, что так поступал Умар б. Абд аль-Азиз. Аль-Асрам передал со слов Абу Саламы б. Абд ар-Рахмана, что совмещение закатного и вечернего намазов в дождливый день считается сунной.

Все эти предания свидетельствуют о том, что законность совмещения этих намазов во время сильного дождя была хорошо известна ранним мусульманам. Это подтверждается и словами Ибн Аббаса: "Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, будучи в Медине, объединил полуденный намаз с послеполуденным, а закатный – с вечерним. В то время он не испытывал страха, и дождя тогда тоже не было" (Муслим). Следовательно, законность совмещения намазов во время дождя у них даже не была предметом споров и обсуждений.

Однако следует знать, что совмещать эти намазы могут только те, кто молится в мечети вместе с остальными мусульманами. Проливной дождь в те времена размывал дороги и мешал молящимся спокойно добираться до мечети. Поэтому Законотворец позволил собравшимся в мечети объединить два дневных или вечерних намаза. Но если человек молится дома, то для него дождь не является основанием для объединения намазов.

С другой стороны, сегодня ислам широко распространился по всему свету, и во многих странах дождь является обычным явлением и никак не влияет на ритм повседневной жизни. Тем более что уровень развития коммуникаций и путей сообщения позволяет верующих без труда добираться до мечети даже в проливной дождь. В таких регионах основанием для объединения намазов в мечетях могут быть только сильные ураганы или другие ненастья, нарушающие ритм повседневной жизни. Защити нас Аллах от любых бедствий!

Нам осталось добавить, что совмещать намазы во время дождя в мечети предпочтительнее во время первого из двух намазов, потому что этот выбор легче для прихожан, уже собравшихся в ней для отправления молитвы. И нужно помнить, что совмещение намазов во время дождя не является причиной для их сокращения, поскольку сокращать намазы разрешается только во время путешествия. А лучше всего об этом известно Аллаху!