Намаз — второй по важности столп ислама после свидетельства единобожия. Повеление совершать намаз и призыв к этому встречаются во многих аятах Священного Корана: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (ал-Бакара, 43); «Им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят» (ал-Баййина, 5); «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (ан-Ниса, 103).

Правила совершения намаза, как и большинства других религиозных обрядов и ритуалов, не разъясняются во всех подробностях в Священном Коране. Подробное пояснение положений, упомянутых в Писании в обобщённой форме, входило в обязанности Пророка Мухаммада: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» (ан-Нахл, 44). Из этого аята ясно, что разъяснение ниспосланных в Коране велений, в том числе и касающихся намаза, было возложено на Пророка. Его поступки и высказывания были сохранены сподвижниками, переданы их ученикам и вошли в своды хадисов. В них же приводится подробное описание того, как Пророк Мухаммад совершал обязательные и дополнительные намазы.

Однако среди дошедших до нас сообщений есть много выдуманных и слабых хадисов, которые приписываются Посланнику Аллаха. Отделить надёжные хадисы от ненадёжных могут только учёные, разбирающиеся в хадисах и рассказчиках. По этой причине некоторые малограмотные мусульмане сомневаются в достоверности и значимости хадисов вообще. Они не имеют ни времени, ни возможности посвятить себя изучению хадисов и не знают, каким сообщениям верить, а каким нет.

Для того чтобы избавиться от подобных сомнений и найти истину, необходимо, прежде всего, твёрдо знать, что Всевышний Аллах обязался сохранить Священный Коран. Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (ал-Хиджр, 9). Это относится и к тексту Священного Писания, и к его удивительному смыслу, и к вытекающим из аятов повелениям и запретам. Сохранение Корана было бы неполным и несовершенным, если бы до нас дошёл только текст Писания без разъяснений того, как нужно понимать и выполнять коранические аяты. Эти разъяснения, переданные Пророком в пречистой сунне, также оберегаются Всемогущим Аллахом. Он возложил эту миссию на знатоков хадисов, поддерживает их Своим Словом и помогает им очищать сунну от клеветы лжецов, домыслов невежд и излишеств заблудших.

От мусульманских учёных — знатоков хадиса и мусульманского права — все остальные мусульмане должны обучаться и правилам совершения намаза, и всем остальным религиозным предписаниям. Прислушиваться к их мнению — долг каждого верующего, поскольку этому учит Священный Коран: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (ан-Нахл, 43). Однако мусульманин должен проявить усердие и найти тех учёных, которые действительно обладают твёрдыми познаниями. Это — один из самых важных шагов в жизни человека, поскольку от него зависит его благополучие и в этом мире, и в последней жизни. Мухаммад ибн Сирин сказал: «Эти хадисы — религия. Смотрите же, у кого вы обучаетесь вашей религии».

Самыми простыми критериям для оценки учёного, которыми может воспользоваться каждый мусульманин, являются, во-первых, сопоставление его утверждений с аятами Священного Корана и мнением авторитетных имамов-приверженцев сунны и единой общины (если оно известно тому, кто ищет истину); во-вторых, сопоставление его деяний с его словами. Если утверждения учёного не совпадают с очевидным значением аятов Корана, если для обоснования своих воззрений он искажает очевидный смысл аятов, то избранный им путь отличается от пути Посланника Аллаха. Тот, чьи слова расходятся с его деяниями, также не заслуживает, чтобы у него обучались самым высоким и важным знаниям.

Если же учёный следует путём Пророка Мухаммада и праведных имамов-приверженцев сунны и единой общины, если он обосновывает свои воззрения текстами Корана и сунны и прежде всех других выполняет предписания ислама, то он достоин того, чтобы у него обучались знаниям об Аллахе, Его Посланнике и Его религии. Обучиться правилам совершения намаза можно и из книг праведных учёных, однако ограничиваться только приобретением религиозных знаний из книг или аудиокассет неправильно. И просить о помощи в познании истины следует одного Аллаха!