Если молящийся встал на лишний ракат, выпрямив спину, он обязан сесть, как только вспомнит об этом. Потом он должен довести намаз до конца и совершить два дополнительных земных поклона до таслима. Если такую ошибку допустил имам, то молящиеся позади него не имеют права вставать вслед за ним, а обязаны исправить его. Мужчинам для этого следует сказать: "Субханаллах", а женщинам – похлопать двумя пальцами одной руки по тыльной стороне кисти другой руки.
Аль-Бухари, Муслим и др. передали со слов Ибн Масуда, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил во время полуденного намаза пять ракатов. Его спросили: "Намаз стал дольше?" Он спросил: "А в чем дело?" Люди сказали: "Ты совершил пять ракатов". Тогда он совершил два земных поклона после таслима.
Правоведы единодушны в том, что в этом случае Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил дополнительные поклоны после таслима, потому что узнал о своей ошибке только после завершения намаза. Поэтому данный хадис не может служить основанием для тех, кто считает, что поклоны для невнимательных следует совершать только после таслима.
Осталось добавить, что, по мнению Абу Ханифы и ас-Саури, намаз не засчитывается, если молящийся встал на дополнительный пятый ракат, не прочитав ташаххуд после четвертого раката. Тем не менее, большинство богословов, – в том числе аш-Шафии, Ахмад и Исках, – считали, что если молящийся совершил лишний ракат непреднамеренно, то его намаз засчитывается, независимо от того, сел он для ташаххуда после четвертого раката или нет. Это – самое достоверное мнение по этому вопросу. А лучше всего об этом известно Аллаху.