Богословы высказывали разные мнения по этому поводу, и причина этого заключается в различиях в понимании отдельных хадисов. Ан-Насаи и Абу Давуд передали со слов Рифаа б. Рафи, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Затем еще раз возвеличьте Аллаха и совершите поясной поклон, положив руки на колени, и пусть каждый сустав примет свое положение. Затем скажите: "Аллах услышал того, кто Его восхвалил", – и выпрямите спину, чтобы каждая кость вернулась в исходное положение".
Абу Давуд передал со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Имам назначается для того, чтобы люди молились вслед за ним. Когда он возвеличит Аллаха, вы тоже возвеличьте Его, и не делайте этого раньше него. Когда он совершит поясной поклон, вы тоже поклонитесь, и не делайте этого раньше него. Когда он скажет: "Аллах услышал того, кто Его восхвалил", – вы говорите: "О Боже, Господь наш! Хвала Тебе!"
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры: "Выпрямляя спину после поясного поклона, он говорил: "Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!" Выпрямившись полностью, он говорил: "Господь наш, хвала Тебе!"
Абу Ханифа, аль-Хади, аль-Касим и др. считали, что имам и молящийся отдельно должны говорить только "Сами Аллаху лиман хамидах", а молящийся позади имама – "Раббана ва лакал-хамд". По-арабски эти выражения звучат приблизительно так: "Сами Аллаху лиман хамидах. Раббана ва лакал-хамд". Как сообщил Ибн аль-Мунзир, этого же мнения придерживались Ибн Масуд, Абу Хурейра, аш-Шааби, Малик и Ахмад. Так же считал и сам Ибн аль-Мунзир. Они опирались на первый и второй хадисы, однако это мнение является слабым, поскольку в третьем хадисе недвусмысленно сообщается, что имам и молящийся отдельно должны говорить: "Господь наш, хвала Тебе!"
Ас-Саури, аль-Аузаи и некоторые другие полагали, что оба эти выражения должны говорить имам и молящийся отдельно, тогда как молящийся позади имама должен говорить только "Раббана ва лакал-хамд". Они опирались на хадис Абу Хурейры, переданный Абу Давудом.
Тем не менее, по мнению многих ученых, этот хадис не отрицает того, что молящиеся позади имама должны говорить: "Сами Аллаху лиман хамидах". Таким же образом повеление говорить "Аминь" после того, как имам прочтет суру "аль-Фатиха", не означает того, что молящиеся позади него не должны читать эту суру. Хадис об этом передали Ахмад и ан-Насаи со слов Абу Хурейры.
Поэтому аш-Шафии, Малик, Абу Давуд, Абу Бурда, Мухаммад б. Сирин, Исхак, Давуд и др. считали, что каждый совершающий намаз, – будь то имам, молящийся отдельно или молящийся позади имама, – должен, выпрямляясь после поясного поклона, сказать: "Аллах услышал того, кто восхвалил Его". Выпрямившись же, он должен сказать: "Господь наш, хвала Тебе!"
Однако достоверных текстов о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал молящимся позади имама говорить "сами Аллаху лиман хамидах", у нас нет. Поэтому наиболее убедительным нам представляется второе мнение, согласно которому говорить эти слова должны только имам и молящийся отдельно. А лучше всего об этом известно Аллаху.