Законоведы четырёх мазхабов согласны, что после обязательных молитв желательно поминать Аллаха посредством чтения зикров, дошедших до нас от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Однако они разошлись во мнениях относительно того, желательно ли читать их сразу после обязательных молитв или лучше сначала совершить сунну-ратибу, а потом прочесть зикры.
Согласно первому мнению, которого придерживалось большинство богословов, в том числе маликиты, шафииты и ханбалиты, читать зикры желательно сразу после обязательной молитвы [Кашшаф аль-кана‘ 1/365].
Имам ан-Навави пишет, что «это желательно для имама, и для молящихся позади него, и для молящегося отдельно, и для мужчин, и для женщин, и для путников и т. д. Кроме того, по всеобщему мнению, обращаться с мольбой тоже желательно после таслима» [Аль-Маджму‘ 3/484-485].
Это мнение опирается на множество хадисов о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал зикр после обязательных молитв или обучал этому сподвижников. Так, передают со слов Ка‘ба ибн ‘Уджры, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не понесёт урон тот, кто после каждой обязательной молитвы тридцать три раза скажет “Пречист Аллах”, тридцать три раза — “Хвала Аллаху” и тридцать четыре раза — “Аллах превелик”» (Муслим 596).
В другом хадисе сообщается, что Му‘авия ибн Абу Суфьян сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел нам не присоединять одну молитву к другой, пока мы не поговорим или не выйдем [из мечети]» (Муслим 883).
Этот хадис указывает на то, что между обязательной молитвой и ратибой должна быть явная пауза, такая, чтобы было видно, что эти молитвы не являются неделимой частью друг друга. Если молящийся долго сидит после молитвы, совершая зикр, он тем самым выдерживает надлежащую паузу, а вот совершение ратибы сразу после обязательной молитвы противоречит этому.
По мнению ханафитов, если после обязательной молитвы совершается сунна-ратиба, то желательно читать зикры после неё. Ибн ‘Абидин пишет: «Хадисы, в которых упоминаются зикры после молитвы, не указывают на то, что их следует произносить до совершения сунны, напротив, их следует истолковывать так, что тут имеется в виду произнесение их после неё, потому что сунна является дополнением к обязательной молитве, зависит от неё, совершенствует её и не является чуждой по отношению к ней. Поэтому обо всём, что совершается после сунны, говорят как о совершённом после обязательной молитвы» [Радд аль-мухтар 1/530].
В пользу своего мнения обычно приводят хадис ‘Аиши о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сидел после молитвы лишь столько, сколько нужно было для произнесения слов: «Аллахумма, Ты есть Мир и от Тебя исходит мир! Благостен Ты, о Обладатель величия и почета!» (Муслим 592).
Из этого следует, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вставал сразу после совершения обязательной молитвы и не совершал зикры после неё, а значит, он совершал их после ратибы.
Есть также хадис Анаса ибн Малика: «Я молился вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и он вставал сразу после молитвы. Потом я молился вместе с Абу Бакром, и он вскакивал после таслима, как будто вставал с раскалённого камня» (Аль-Му‘джам аль-кабир 1/252, Мусаннаф 2/246, Ас-Сунан аль-кубра 2/182). По мнению аз-Захаби, аль-Хайсами и некоторых других имамов, этот хадис недостоверный.
Мнение большинства законоведов в данном вопросе предпочтительнее. Что касается хадиса ‘Аиши, на который ссылаются ханафитские имамы, то возможно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не вставал полностью, а лишь поворачивался лицом к людям и не сидел в направлении киблы.
Маликитский законовед аль-Азхари пишет: «Желательно, чтобы имам после произнесения таслима не продолжал сидеть на своём месте, независимо от того, есть ли после [обязательной] молитвы добровольная молитва или нет, а должен выйти. Но должен ли он выйти совсем, как сказал автор, или всего лишь поменять место? Под выходом в данном случае подразумевается выход из михраба, а под сменой места — перемещение направо или налево. Сам автор предпочел мнение о смене места. Аль-Аджхури сказал: «Ему (имаму) достаточно поменять позу, в которой он сидит» [Ас-Самар ад-дани, с. 161].
Аль-Бухути пишет: «Желательно, чтобы имам не сидел долго, обратившись лицом к кибле, так как ‘Аиша рассказывала, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сидел после молитвы лишь столько, сколько нужно для произнесения слов: “Аллахумма, Ты есть Мир и от Тебя исходит мир! Благостен Ты, о Обладатель величия и почета!”» [Кашшаф аль-кана‘ 1/364].
Таким образом, желательно читать зикр сразу после обязательной молитвы. Некоторые богословы считали это очень важным и полагали, что те, кто читает зикр после ратибы, не получают награду, которая упоминается в хадисах. Шафиитский богослов аль-Кальюби пишет: «Зикр после молитвы считается упущенным, если пауза была достаточно долгой, чтобы считать её таковой, или если была совершена ратиба» [Хашийата аль-Кальюби ва ‘Умайра 1/198].
Другие полагают, что зикр засчитывается, даже если пауза между ним и обязательной молитвой была долгой. Маликитский законовед аль-‘Адави пишет: «После обязательных молитв желательно читать зикр, не совершая между ними добровольной молитвы. Если пауза между ними была долгой, то очевидно, что зикр не был совершен, как предписано, после молитвы. Тем не менее совершивший его получает за это награду» [Хашийа аль-‘Адави 1/284].
Есть и такие ученые, которые считают, что зикр засчитывается, если пауза между ним и обязательной молитвой была недолгой. Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Награда за зикр не пропадает из-за совершения ратибы, но в этом случае зикр лишается своей полноты» [Тухфа аль-мухтадж 2,105-106].
Ни одно из трёх вышеприведённых мнений не подкрепляется ясным текстом из Сунны, поэтому неправильно категорично утверждать, что даже небольшая пауза, которой достаточно для совершения сунны-ратиба, лишает молящегося награды за поминание Аллаха. Поэтому можно заключить, что зикр после совершения ратибы считается правильным, несмотря на то, что желательно читать зикр сразу после обязательной молитвы. А Аллах знает лучше.