Между законоведами нет разногласий относительно того, что прикрытие аурата в молитве является обязательным условием её правильности. Однако они разошлись во мнениях относительно того, должен ли молящийся мужчина прикрывать плечи.
По мнению ханбалитов, мужчина, совершающий обязательную молитву, должен прикрывать хотя бы одно плечо [Мугни 1/416]. Основанием для подобного утверждения является хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Пусть никто из вас не молится в одной одежде, которая не прикрывает плечо» [Бухари 359, Муслим 516]. Этот хадис указывает на то, что в молитве следует прикрывать хотя бы одно плечо. Поскольку повеление исходит со стороны Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то прикрытие плеча в намазе является обязательным его условием, без которого намаз не будет действительным.
Согласно другому мнению, которого придерживалось большинство законоведов, мужчине достаточно прикрыть аурат, чтобы его молитва была действительной. Имам ан-Навави пишет: «Данный запрет не является категорическим. Если [мужчина] молится с открытыми плечами, то его молитва действительна, несмотря на то, что поступать так нежелательно. Так считают последователи нашего мазхаба, мазхабов Малика и Абу Ханифы, а также большинство ранних и поздних законоведов» [Маджму 3/180-181].
Сторонники данного мнения основывались на словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если одежда просторная, то закутайся в неё. Если же она тесная, то обтяни её вокруг талии» [Бухари 361, Муслим 3010]. Он также сказал: «Если у кого-то из вас есть две одежды, то пусть молится в них. Если же есть только одна, то пусть обтянет её вокруг талии» [Абу Давуд 635]. Под двумя одеждами подразумеваются традиционные для арабов того времени изар и рида, и из этого указания следует, что мужчинам разрешается молиться в одежде, прикрывающей только аурат.
Мнение большинства законоведов по данному вопросу более сильное, так как оно учитывает все дошедшие до нас тексты. Что же касается веления Пророка, мир ему и благословение Аллаха, прикрывать плечо во время молитвы, то, очевидно, сказано это было не потому, что плечо нужно покрывать, а потому, что в таком случае обеспечивается лучшее прикрытие аурата. Как известно, одежда мужчины обычно состоит из двух предметов: того, что держится на талии (например, брюки), и того, что покрывает торс (например, рубашка или свитер). И если одежда, покрывающая нижнюю часть тела, держится за счёт ремня или шнурка на поясе, то одежда, покрывающая его верхнюю часть, держится на плечах. То есть повеление прикрывать плечо фактически означает указание надевать рубашку, майку и подобную им одежду, а не то, что само плечо следует прикрывать, так как плечо не является ауратом. На это указывают вышеупомянутые хадисы, в которых Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велит молиться в двух одеждах или в одной просторной одежде, покрывающей всё тело человека.
Вместе с тем нужно понимать, что чем удобнее и красивее одежда молящегося, тем большую награду он может заслужить. Удобная одежда помогает лучше сосредоточиться на молитве и не отвлекаться на то, чтобы подтянуть брюки или опустить рубашку. А красивая одежда является благодарностью верующего за блага, дарованные ему Всевышним, и указывает на его стремление всегда содержать в чистоте свой внутренний мир и внешний вид. Поэтому в Коране сказано: «О сыны Адама! Облачайтесь в ваши украшения везде, где вы совершаете земные поклоны» (сура 7 «Ограды», аят 31)
. Всевышний назвал одежду человека украшением, так как она скрывает его физические недостатки и украшает его внешний вид. И чем красивее и совершеннее одеяние молящегося, тем больше это нравится Аллаху. А Аллах знает лучше.