Из хадисов известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, усаживался для чтения ташаххуда в молитве в двух позах, которые называются «ифтираш» и «таваррук».
Ифтираш (букв. расстилание) — это когда молящийся как бы расстилает стопу левой ноги на землю и усаживается на её ступню, а стопу правой ноги ставит в вертикальное положение так, чтобы её пальцы были направлены в сторону киблы. В позе таваррук (букв. сидение на бедре) стопа правой ноги принимает такое же положение, как и при ифтираше, стопа левой ноги помещается под голень правой ноги, и молящийся упирается в землю левым бедром.
Описания обеих поз встречаются в достоверных хадисах о том, как молился Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Например, Абу Хумайд ас-Са‘иди рассказывал: «После [первых] двух ракатов он садился на левую ногу и поднимал вертикально ступню правой ноги, а когда после последнего раката он продвигал вперёд свою левую ногу, поднимал правую ступню и сидел на [левой] ягодице» (аль-Бухари 828).
Однако законоведы разошлись во мнениях о том, как следует сидеть во время чтения ташаххуда в молитве. По мнению ханафитов, во обоих ташаххудах следует сидеть в позе ифтираш. По мнению маликитов, наоборот, в обоих ташаххудах следует сидеть в позе таваррук. Однако эти мнения не учитывают тех достоверных хадисов, в которых однозначно говорится о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, садился в молитве в обеих позах.
По мнению шафиитов и ханбалитов, в первом ташаххуде следует сидеть в позе ифтираш, а во втором — в позе таваррук, и это — самое сильное мнение на этот счёт. Ибн Кудама пишет: «По мнению нашего имама [Ахмада ибн Ханбаля], да помилует его Аллах, в соответствии с Сунной во втором ташаххуде следует сидеть в позе таваррук. Этого же мнения придерживались Малик и аш-Шафи‘и. Однако ас-Саури и сторонники независимого суждения считали, что следует сидеть в позе ифтираш, как и в первом ташаххуде. Они опирались на упомянутые нами хадисы Ваиля ибн Худжра и Абу Хумайда о том, как усаживался [в молитве] Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Мы же опираемся на слова Абу Хумайда: «Когда он садился [для чтения ташаххуда] после последнего раката, перед завершением молитвы, он отодвигал левую ногу и садился на левое бедро». Это — указание на то, что между двумя ташаххудами есть разница, и дополнительная информация, которую следует принять к сведению, и выводом, к которому следует прийти. Между нами нет разногласия относительно тех аргументов, которые они привели касательно первого ташаххуда. Абу Хумайд, рассказчик хадиса, разъяснил в нём, что он сидел в позе ифтираш в первом ташаххуде, а в позе таваррук — во втором. Поэтому следует принять его слова и разъяснение» [Мугни. Т. 1. С. 386—387].
Между тем шафииты и ханбалиты разошлись во мнениях относительно того, как следует садиться в молитве, в которой есть всего один ташаххуд, например, в рассветной молитве.
По мнению ханбалитов, в таких случаях нужно садиться в позе ифтираш. В пользу этого мнения они приводят следующие доводы:
1. В известном хадисе о человеке, плохо совершившем молитву, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ему сесть в позе ифтираш: «Когда садишься в середине молитвы [в первом ташаххуде], то прими спокойное положение и расстели левое бедро [на левую стопу], затем прочти ташаххуд, а затем, когда встанешь, повторяй те же действия до тех пор, пока не завершишь молитву» (Абу Давуд 860). Это значит, что основной позой сидения в молитве является ифтираш, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не упомянул таваррук. Поэтому во время молитвы всегда следует садиться именно в этой позе, кроме последнего сидения в молитве с двумя ташаххудами, так как на это исключение указывает достоверный хадис Абу Хумайда.
2. Мать верующих ‘Аиша, описывая молитву Пророка, мир ему и благословение Аллаха, рассказывала: «После каждых двух ракатов он читал тахийят, расстилал левую стопу и ставил вертикально правую…» (Муслим 498). Это значит, что после двух ракатов следует садиться именно в позе ифтираш.
3. Ваиль ибн Худжр, описывая молитву Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Затем он сел, положив левое бедро на расстилаемую [левую] ногу…» (Ибн Хиббан 1860). В этом хадисе не упоминается второй ташаххуд, из чего следует, что молитва состояла из двух ракатов, после которых Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сел в позе ифтираш.
4. Если обратиться к умозрительным доводам, то можно предположить, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, садился во втором ташаххуде в позе таваррук для того, чтобы подчеркнуть разницу между первым и вторым ташаххудами. Это особенно актуально для тех, кто опоздал на начало коллективной молитвы: если они застали молящихся в ташаххуде, то по их позе они могут определить, какой из ташаххудов они совершают. Кроме того, различия между ташаххудами помогают молящемуся не запутаться в количестве совершенных ракатов. Что же касается молитвы, в которой есть только один ташаххуд, то в ней нет нужды садиться в разные позы, поскольку и так всё ясно.
По мнению шафиитов, в молитве с одним ташаххудом следует садиться в позе таваррук. Их аргументы следующие:
1. В одной из версий вышеупомянутого хадиса Абу Хумайда говорится: «Усаживаясь после раката, за которым следовал таслим, он отодвигал левую ногу и садился на левое бедро» (Абу Давуд 963, Ибн Хиббан 1865, аль-Байхаки 1/160). Это значит, что в любом ташаххуде, после которого следует таслим, нужно садиться в позе таваррук.
2. В хадисе о том, как повелитель верующих ‘Умар ибн аль-Хаттаб обучал людей молитве, говорится: «…Затем он совершил ещё один такой же ракат, затем сел, отдалив ноги от седалища и прижав седалище к земле, и просидел время, достаточное для того, чтобы прочесть девять предложений ташаххуда. Затем он произнёс приветствие и, повернувшись к людям, сказал им: “Так Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершал молитву вместе с нами”». Этот хадис передали Ибн Касир в «Муснад аль-Фарук» (1/166), Ибн Саййид ан-Нас в «Ан-Нафх аш-шази» (2/712), Ибн Хаджар в «Дирае» (1/154) и аз-Зайля‘и в «Насб ар-рая» (1/415), ссылаясь на «Хиляфийят» имама аль-Байхаки.
3. Смысл сидения в позе таваррук во время последнего ташаххуда заключается в том, чтобы уменьшить нагрузку на левую ногу, потому что перед произнесением таслима читаются молитвенные формулы, которых нет в первом ташаххуде. А поскольку эти мольбы принято читать перед таслимом во всех молитвах, то и сидеть в этих ташаххудах следует в позе таваррук, независимо от количества ракатов. Что же касается первого ташаххуда, то он короткий, и поэтому при его чтении нужно садиться в позе ифтираш.
Что же касается хадиса о том, кто плохо совершал намаз, то в нём ничего не сказано о втором ташаххуде. Кроме того, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обучил того человека только тем словам и движениям, без которых молитва не становится действительной, и возможно поэтому он не упомянул таваррук. Хадис ‘Аиши также указывает на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, садился в позе ифтираш после каждых двух ракатов, но в нём ничего не сказано о сидении после последнего раката. Можно только догадываться о том, почему ‘Аиша не упомянула о сидении в позе таваррук, но нам достаточно того, что Абу Хумайд знал и сообщил о нём. Тем более что в полной версии хадиса Абу Хумайда говорится, что он совершил молитву в присутствии десяти сподвижников и все они подтвердили, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, молился именно так. Что же касается хадиса Ваиля ибн Худжра, то он не содержит многих подробностей и из него не ясно, был тот ташаххуд последним или же после него был ещё один.
Как видим, оба мнения достаточно сильные и трудно однозначно отдать предпочтение одному из них. На наш взгляд, мнение шафиитов лучше аргументировано как священными текстами, так и умозрительными доводами. Имам ан-Навави пишет: «Наши сподвижники [шафиитские законоведы] упомянули, что мудрость предписания ифтираша в первом ташаххуде и таваррука во втором заключается в том, что это лучше помогает помнить, какая именно молитва совершается, и не путать количество ракатов. Кроме того, в соответствии с Сунной следует укорачивать первый ташаххуд, и если молящийся сидит в позе ифтираш, то ему легче подняться [на следующий ракат]. Второй ташаххуд, также в соответствии с Сунной, следует удлинять и после него не нужно вставать, поэтому во время него следует сидеть в позе таваррук, в которой удобнее [сидеть] и дольше молиться. Кроме того, опоздавший на начало молитвы, увидев в какой позе сидит имам, поймет, какой ташаххуд тот совершает» [Маджму‘. Т. 3. С. 431].
Не лишним будет упомянуть, что обе эти позы являются желательными, но не обязательными. Если человек по какой-либо причине не может садиться в одну из них (например, если лишний вес мешает ему сидеть в позе таваррук или если боли в левой ноге не позволяют сидеть в позе ифтираш), то ему разрешается сидеть в другой позе. Во время коллективной молитвы следует учитывать положение других молящихся и садиться в позе таваррук только при условии, что это не причиняет неудобство сидящему рядом, так как нельзя совершать желательное действие ценой запрещённого. А Аллах знает лучше.