Нет сомнений в том, что мольба во время намаза более предпочтительна, чем мольба в другое время. Это мнение высказывали многие законоведы, и оно подтверждается рядом хадисов.
Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб, совершающий земной поклон, находится ближе всего к своему Господу. Поэтому много взывайте с мольбами, [когда совершаете земные поклоны]» [Муслим 482]. Ибн Аббас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне было запрещено читать Коран в поясном и земном поклонах. Поэтому в поясном поклоне возвеличивайте вашего Господа, а в земном — усердно молитесь, и ваша мольба обязательно будет принята» [Муслим 479]. А со слов Абдаллаха ибн Масуда передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил его ташаххуду и сказал: «А потом пусть выберет ту мольбу, что ему нравится, и взывает» [аль-Бухари 835, Муслим 402].
Вместе с тем законоведы разошлись во мнениях относительно того, можно ли призывать Аллаха во время намаза словами, которые не упомянуты в Коране и Сунне.
Ханафиты и ханбалиты считают, что в намазе желательно обращаться к Аллаху с мольбами, упомянутыми в Коране или в Сунне, а также с мольбами с похожим содержанием, но запрещается обращаться с мольбами, похожими на обращения к людям, например, «жени меня», «дай мне денег» и т. п. Ибн Кудама пишет: «Не разрешается обращаться в намазе с мольбами, целью которых являются мирские наслаждения или страсти и которые походят на речь людей и их чаяния» [Мугни 1/393].
Доводом в пользу этого считается упомянутый выше хадис Ибн Масуда, в котором сказано: «А потом пусть выберет ту мольбу, что ему нравится, и взывает». То есть молящемуся разрешается выбрать мольбу из тех, которые упомянуты в Коране и которым обучал Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.
О том, что в молитве запрещено произносить что-либо, не относящееся к сути молитвы, свидетельствует и рассказ Зайда ибн Аркама: «Во времена Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы разговаривали друг с другом во время намаза, пока не был ниспослан аят: «И стойте пред Аллахом смиренно» (сура 2 «Корова», аят 238). Тогда нам было велено молчать и запрещено разговаривать» (ат-Тирмизи 2986, Абу Давуд 949).
Также сообщается, что Муавия ибн аль-Хакам ас-Сулями произнёс в намазе некоторые слова, не зная о том, что поступать так нельзя, а после молитвы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Во время молитвы не подобает произносить что-либо из человеческой речи, а можно только славить и возвеличивать Аллаха и читать Коран» [Муслим 537, Абу Давуд 930]. То есть во время молитвы нельзя произносить какие-либо слова, кроме молитвенных формул, упомянутых в Коране и Сунне или имеющих схожее с ними содержание.
Тем не менее маликиты и шафииты считали, что в молитве можно обращаться к Аллаху с любыми просьбами, которые не содержат что-либо запретное, даже если они касаются мирской жизни, хотя использовать мольбы из Корана и Сунны предпочтительнее. Имам Малик сказал: «Нет ничего плохого в том, что человек испрашивает все свои нужды, касающиеся ближней и последней жизни, во время обязательной молитвы в положении стоя, сидя или в земном поклоне» [Мудаввана 1/192]. Имам ан-Навави сказал: «[Молящемуся] разрешено обращаться с какой угодно мольбой, касающейся дел ближней и последней жизни, но просить о делах последней жизни предпочтительнее» [Рауда ат-талибин 1/265].
Это мнение опирается на общий смысл хадисов о пользе обращения к Аллаху с мольбами во время молитв. Из них следует, что призывать Аллаха во время намаза желательно, и для того, чтобы ограничивать это только мольбами из Корана и Сунны, нет никаких веских доводов. Так, хадисы о запрете разговаривать на мирские темы всего лишь указывают на запрет разговаривать с кем-то, кроме Аллаха, потому что молитва — это беседа человека со Всевышним. Анас ибн Малик рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-либо из вас встаёт на молитву, он тайно беседует со своим Господом» [аль-Бухари 405]. Кроме того, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал много призывать Аллаха во время земных поклонов, когда верующий находится ближе всего к своему Господу. Как же после этого можно запрещать людям просить Аллаха в молитве о том, в чём они нуждаются?!
Имам ан-Навави пишет: «Согласно нашему мазхабу, разрешено обращаться с любой мольбой, с которой разрешено обращаться вне молитвы и которая касается дел мирской и будущей жизни. Молящийся имеет право сказать: “Аллахумма, даруй мне благое пропитание, ребёнка, дом, красивую рабыню, (описывая ее)», «Аллахумма, спаси такого-то от заточения, погуби такого-то» и т. д. По нашему мнению, ничего из этого не делает молитву недействительной. Это же мнения придерживались Малик, ас-Саури, Абу Саур и Исхак [ибн Рахавайхи]. Абу Ханифа и Ахмад же считали, что можно обращаться только с мольбами, дошедшими в преданиях и соответствующих Корану. Они опирались на слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Во время молитвы не подобает произносить что-либо из человеческой речи, а можно только славить и возвеличивать Аллаха и читать Коран». Этот хадис передал Муслим. Также они использовали в качестве довода аналогию с ответом на приветствие и мольбу за чихнувшего. Наши же учёные [шафииты] опирались на его слова о необходимости усердно молиться в земном поклоне. Он дал общее указание обращаться с мольбой и ничем не конкретизировал его, поэтому оно касается всего, что можно назвать мольбой. Также они опирались на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во многих местах [молитвы] обращался к Аллаху с различными мольбами, а значит, в этом нет ничего плохого. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о мольбе в конце ташаххуда: «А потом пусть выберет ту мольбу, что ему нравится, и взывает». Ан-Насаи назвал иснад этого хадиса достоверным, как было сказано выше. Также передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил в молитве кунут: «Аллахумма, спаси аль-Валида ибн аль-Валида, Айяша ибн Абу Рабиа, Саляму ибн Хишама и слабых верующих! Аллахумма, сурово накажи [племя] мудар и пошли им годы, подобные годам Юсуфа». Этот хадис передали аль-Бухари (6393) и Муслим (675). Также в обоих «Сахихах» приводятся слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Аллахумма, прокляни риль, закван и усайю, которые ослушались Аллаха и Его Посланника” [аль-Бухари 3064, Муслим 677]. Всё это — названия арабских племён. И хадисов на эту тему много. В хадисе, на который опирались [Абу Ханифа и Ахмад], запрещается во время молитвы произносить человеческую речь, но это не относится к мольбе. А вот молиться за чихнувшего и отвечать на приветствие, в отличие от мольбы, [в намазе] запрещается, потому что эти слова обращены к людям» [Маджму 3/454-455].
Таким образом, мнение о том, что во время молитвы разрешается обращаться к Аллаху с любыми молитвами и просьбами, даже если они не содержатся в преданиях, является наиболее сильным. А Аллах знает лучше.