Между законоведами нет разногласий по поводу того, что людям, собравшимся в мечети, запрещается начинать добровольную молитву, когда имам поднимается на минбар для чтения проповеди. По словам имама ан-Навави, таково всеобщее мнение ученых. [Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб. Т. 4. С. 427-428.] А как должен поступить тот, кто вошел в мечеть во время проповеди? Должен ли он совершить молитву из двух ракатов, которую положено совершать при входе в мечеть, или он может присесть, не помолившись? На этот счет есть два мнения.
Согласно первому мнению, желательно совершить приветственную молитву, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-либо из вас вошел в мечеть, когда имам читает проповедь или поднялся на минбар, пусть совершит молитву их двух ракатов» (аль-Бухари, 1170).
Также сообщается, что однажды в пятницу, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь, в мечеть вошел Суляйк аль-Гатафани, да будет доволен им Аллах, и сел. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «О Суляйк, встань и соверши два раката, но соверши их коротко». Потом он сказал: «Если кто-либо из вас вошел в мечеть в пятницу, когда имам читает проповедь, пусть совершит два раката, но совершит их коротко» (Муслим, 875).
Также сообщается, что однажды в пятницу Абу Са‘ид аль-Худри вошел в мечеть, когда Марван ибн аль-Хакам читал проповедь. Он начал совершать молитву, а когда охрана попыталась усадить его, он настоял на своем и совершил молитву. Когда же он вышел из мечети, люди сказали ему: «Да помилует тебя Аллах! Они чуть не напали на тебя». Он ответил: «Я не перестану совершать эти два раката после того, что увидел от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Затем он рассказал, что один мужчина в ветхой одежде вошел в пятницу в мечеть, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь, и тот велел ему совершить молитву, и мужчина совершил два раката (ат-Тирмизи, 511).
Эти хадисы указывают на то, что совершение приветственной молитвы желательно даже во время пятничной проповеди, и этого мнения придерживаются шафииты и ханбалиты. Имам ан-Навави пишет: «Если же человек вошел в мечеть, когда имам сидит на минбаре или во время [пятничной] проповеди, то ему желательно совершить короткую приветственную молитву из двух ракатов». [Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб. Т. 4. С. 428.]
Аль-Хаджжави пишет: «В это время (т. е. во время пятничной проповеди) запрещается начинать [любую] добровольную молитву, кроме молитвы приветствия мечети». [Икна‘. Т. 1. С. 197.]
Согласно другому мнению, во время пятничной проповеди нельзя совершать никакую молитву, в том числе и приветственную. Так считают ханафиты и маликиты. [Ибн ‘Абд аль-Барр. Аль-Кафи фи фикх ахль аль-Мадина. С. 37.]
Аль-Касани пишет: «Что касается действий, которые запрещено совершать во время проповеди, то к ним относятся разговоры во время нее, а также чтение Корана и молитва. Аш-Шафи‘и считал, что если человек вошел в мечеть в то время, когда имам читает проповедь, то он должен совершить приветственную молитву из двух ракатов. В качестве довода он ссылался на хадис Джабира о том, что Суляйк аль-Гатафани вошел в пятницу в мечеть, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Ты помолился?» Суляйк сказал: «Нет». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тогда соверши два раката». Таким образом, он приказал ему совершить приветственную молитву во время проповеди. Мы же опираемся на слова Всевышнего: «…слушайте его и храните молчание» (сура 7 «Ограды», аят 204)
. Совершая молитву, человек упускает возможность слушать и молчать, а оставлять обязательное ради исполнения желательного нельзя. Что же касается хадиса, то он является отмененным, так как это событие произошло до того, как слушать [проповедь] стало обязательным и до того, как были ниспосланы слова Всевышнего: «Когда читают Коран, слушайте его и храните молчание» (сура 7 «Ограды», аят 204)
. На это указывает хадис Ибн ‘Умара о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел Суляйку совершить два раката, а потом запретил людям молиться, когда имам читает проповедь. Таким образом, этот хадис был отменен или же это повеление касалось только Суляйка. А Аллах знает лучше». [Бадаи‘ ас-санаи‘. Т. 2. С. 263-264.]
Аргументы сторонников этого мнения можно свести к следующим:
1. Хорошо известно, что поначалу молящимся было дозволено при необходимости перемолвиться словами, а потом это предписание было отменено. Зайд ибн Аркам рассказывал, что до ниспослания слов Всевышнего «И стойте перед Аллахом смиренно» (сура 2 «Корова», аят 238)
сподвижники разговаривали друг с другом во время молитвы, но после того, как был ниспослан этот аят, им было велено молчать (аль-Бухари, 4534; Муслим, 539). Поскольку проповедь заменяет собой первые два раката намаза, то повеление молчать распространяется и на нее.
2. Всевышний Аллах сказал: «Когда читают Коран, слушайте его и храните молчание, — быть может, вас помилуют» (сура 7 «Ограды», аят 204)
. Слушать пятничную проповедь обязательно, потому что во время проповеди имам читает Коран.
3. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил разговаривать во время пятничной проповеди и сказал: «Если ты скажешь сидящему рядом с тобой: «Замолчи», — ты уже взболтнул лишнее» (аль-Бухари, 934; Муслим, 851). А поскольку молитва тоже мешает слушать проповедь, совершать ее в это время нельзя.
4. Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Бусра аль-Мазини, что как-то раз в пятницу, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь, в мечеть вошел человек и стал переступать через головы сидящих. И тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Сядь! Ты итак уже причинил неудобство [людям]» (Абу Давуд, 1118). Получается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел вошедшему в мечеть сесть, не помолившись.
5. Что касается хадиса Суляйка, то, как было сказано выше, некоторые законоведы считали его отмененным, а некоторые считали, что повеление совершать приветственную молитву во время проповеди не распространялось на остальных сподвижников. Это допущение усиливается хадисом Абу Са‘ида аль-Худри о том, что однажды в пятницу, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь, в мечеть вошел мужчина, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Соверши два раката». В следующую пятницу этот человек снова пришел в мечеть, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал проповедь, и он вновь сказал ему: «Соверши два раката». Еще через неделю это снова повторилось, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опять сказал ему: «Соверши два раката». Потом он сказал: «Раздайте милостыню». Люди раздали милостыню, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, дал этому мужчине два покрывала. Потом он снова сказал: «Раздайте милостыню!» — и тогда этот человек бросил на землю одно из двух покрывал. Потом Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы видели этого человека?! Он вошел в мечеть в ветхой одежде, и я надеялся, что вы обратите на это внимание и дадите ему милостыню, но вы не сделали этого. Тогда я сказал: «Раздайте милостыню!» — и вы раздали, и я дал ему две одежды, а затем сказал: «Раздайте милостыню!» — и он бросил одну из них». Потом он окликнул его и сказал: «Возьми свою одежду!» [Сахих Сунан ан-Насаи. Т. 2. С. 206.]
Из этого хадиса следует, что сподвижники обычно не совершали молитву во время проповеди, иначе бы мужчина, опоздав на начало проповеди во второй раз, не стал бы садиться, а сразу приступил бы к молитве. Пророк же, мир ему и благословение Аллаха, велел ему совершить молитву для того, чтобы сподвижники заметили его и помогли ему материально.
6. Что же касается поступка Абу Са‘ида аль-Худри, который совершил молитву приветствия, несмотря на угрозы со стороны охраны Марвана ибн аль-Хакама, то его действия были вызваны неправильным истолкованием случая с Суляйком, а то, что охрана пыталась ему помешать, лишний раз доказывает то, что обычай совершать приветственную молитву не был распространен среди жителей Медины, хотя в тот период многие сподвижники еще были живы.
Рассматривая доводы обеих сторон, очень сложно отдать предпочтение тому или иному мнению. На наш взгляд, аргументы шафиитов и ханбалитов выглядят более убедительными по следующим причинам:
1. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал совершать приветственную молитву не только Суляйку, но и остальным сподвижникам: «Если кто-либо из вас вошел в мечеть, когда имам читает проповедь или поднялся на минбар, пусть совершит молитву из двух ракатов» (аль-Бухари, 1170).
2. Аят из суры «Ограды» носит общий характер, а приказ совершать приветственную молитву является частным случаем и исключением из общего правила. Кроме того, в этом аяте говорится о молитве и чтении Корана, а пятничная проповедь не является ни тем, ни другим, и проводить аналогию между ними неуместно.
3. Хадис о запрете разговаривать во время проповеди не касается молитвы, так как молитва не считается общением между людьми.
4. Для того чтобы говорить об отмене данного положения, необходимо иметь доказательства, но никаких прямых доказательств на этот счет нет.
5. Что касается хадиса о человеке, перешагивавшем через головы людей, то, возможно, он совершил приветственную молитву при входе в мечеть, а потом захотел пройти вперед. Если же предположить, что он не совершил молитву, то возможно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, намеренно усадил его, показав тем самым, что данная молитва не является обязательной. И это действительно так по всеобщему мнению законоведов. Также возможно, что, пройдя вперед, человек оказался в таком месте, где из-за большого скопления людей он не мог совершить молитву. В любом случае этот хадис не является однозначным доводом в пользу второго мнения.
6. Что касается того, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднял Суляйка с места, чтобы люди увидели его состояние, то в хадисе нет указания на то, что он велел ему совершить молитву именно по этой причине. Он надеялся, что люди обратят внимание на его состояние и окажут ему помощь, а потом велел им сделать это, но повеление совершить молитву не было связано с этим, что доказывают его слова: «Если кто-либо из вас вошел в мечеть в пятницу, когда имам читает проповедь, пусть совершит два раката, но совершит их коротко» (Муслим, 875).
7. Что же касается замечания о том, что никто, кроме Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, не совершал приветственную молитву, то очевидно, что мусульмане, которые пришли в мечеть до начала проповеди, совершили приветственную молитву раньше, а Абу Саид опоздал. И то, что охрана пыталась ему помешать, указывает на то, что уже в те времена люди начали пренебрегать многими желательными поступками.
Таким образом, настоятельно рекомендуется совершать приветственную молитву, даже если имам читает проповедь. Однако совершать ее следует коротко, выполняя только обязательные действия, чтобы поскорее сосредоточиться на проповеди. Вообще, мусульманам следует приходить на пятничную молитву до начала проповеди, так как ангелы записывают имена прибывающих людей. Когда же имам поднимается на минбар, они начинают слушать проповедь и перестают записывать (аль-Бухари, 6789; Муслим, 850).
Не лишним будет добавить, что разногласия в этом и подобных ему вопросах не должны становиться причиной раскола среди мусульман и обвинения друг друга в отступлении от Сунны. Если один мусульманин считает, что желательно совершать этот намаз, то тот, кто придерживается иного мнения, не должен делать ему замечание по этому поводу. И, напротив, если он считает, что нельзя совершать молитву в это время, то не следует упрекать его в этом и принуждать к совершению молитвы.
К сожалению, многие проповедники в наше время не принимают во внимание это обстоятельство и прямо с минбара во время проповеди велят кому-либо из прихожан совершить молитву или, наоборот, запрещают это делать. Тем самым, сами того не желая, они вносят свой «вклад» в разобщение мусульман. Шариат же учит нас объединяться вокруг первостепенных принципов и ценностей и терпимо относиться к такого рода разногласиям между учеными. А Аллах знает лучше.