Богословы разошлись во мнениях относительно обязательности полоскания рта и носа во время омовения и купания. Ахмад, Исхак, Абу Убейд, Абу Саур, Ибн аль-Мунзир и др. считали полоскание рта и носа, а также высмаркивание обязательным как во время омовения, так и во время купания. Согласно одному из сообщений, имам Ахмад в обоих случаях считал полоскание носа обязательным, а полоскание рта – желательным.
Малик, аш-Шафии, аль-Аузаи, аль-Лейс, аль-Хасан, аз-Зухри, Рабиа, Йахья б. Саид, Катада, аль-Хакам б. Утейба, Мухаммад б. Джарир ат-Табари и др. считали эти предписания желательными. Абу Ханифа, ас-Саури, Зейд б. Али и др. считали их обязательными во время купания и желательными во время омовения.
Наиболее веским доводом тех, кто считает полоскание рта и носа желательным является хадис Рифаа б. Рафи о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ваш намаз не будет правильным, пока вы не совершите омовение так, как вам приказал Аллах. Умойте ваши лица и руки до локтей, оботрите головы и помойте ноги до щиколоток. Затем возвеличьте, восхвалите и восславьте Аллаха, после чего прочтите из Корана то, чему Аллах научил вас по своей воле. Затем еще раз возвеличьте Аллаха и совершите поясной поклон, положив руки на колени, и пусть каждый сустав примет свое положение. Затем скажите: “Аллах внимает тому, кто Его восхваляет!” – и выпрямите спину, чтобы каждая кость вернулась в исходное положение. Затем еще раз возвеличьте Аллаха и совершите земной поклон, упершись лбом в землю, и пусть каждый сустав примет свое положение. Затем еще раз возвеличьте Аллаха, поднимите голову и сядьте на ягодицы, выпрямив спину. Затем еще раз возвеличьте Аллаха и совершите земной поклон, упершись лбом в землю. Ваш намаз не будет правильным, пока вы не совершите всего этого». Этот достоверный хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким. В нем не говорится о полоскании рта и носа, а перечисляются лишь те действия, которые упоминаются в кораническом аяте об омовении. Но есть другие тексты, содержащие повеление полоскать рот и нос во время омовения.
Абу Нуейм в "аль-Мустахрадже" передал хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас совершает омовение, пусть наберет в нос воды, а затем высморкается нечетное количество раз». В другом хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, говорится, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сморкаясь, набирайте в нос побольше воды два или три раза». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Хаким и Ибн аль-Джаруд. В другом достоверном хадисе, рассказанном со слов Саламы б. Кейса, сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если совершаешь омовение, то высморкайся, а если очищаешься камнем после отправления нужды, то делай это нечетное количество раз». Этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и Ибн Хиббан. Ад-Даракутни передал достоверный хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел полоскать рот и нос.
Таким образом, наиболее убедительным выглядит первое мнение. С этим соглашаются даже многие последователи шафиитской школы. Так, Ибн Хаджар и Ибн аль-Мунзир отмечали, что имам аш-Шафии знал о повелении полоскать нос. Тем не менее, он продолжал считать это необязательным, потому что не встречался с учеными, которые считали, что тот, кто не прополоскал нос, должен совершить омовение заново. Этот довод опирается на принципы правоведения, но противоречит достоверным хадисам. Тем более что такое утверждение (если человек не прополоскал нос, то он не обязан повторить омовение) до нас дошло только от Аты. Об этом сообщил Ибн Хазм.
Одним словом, если человек во время омовения или купания забыл прополоскать рот или нос, то он должен совершить их заново. Это самое безопасное мнение по этому вопросу, а лучше всего об этом известно Аллаху.