Кадий Ибн аль-Араби запрещал совершать намаз в церквях и синагогах. Ибн Абу Шейба передал, что Ибн Аббас не разрешал молиться в церквях и синагогах, если в них были изображения. Передают, что этого мнения также придерживались аль-Хасан аль-Басри и имам Малик.
В то же время аш-Шааби, Ата б. Абу Рабах, аль-Аузаи не видели в этом ничего плохого. Ибн Сирин тоже разрешал молиться в церквях. Известно, что Абу Муса аль-Ашари и Умар б. Абд аль-Азиз совершили намаз в церкви.
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Зарра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Где бы ни застало тебя время намаза, молись, ибо это – место для поклонения». Этот текст имеет общий смысл, и мы не можем исключать из него церкви и синагоги, потому что об этом не говорится в достоверных хадисах.
Возможно, в пользу этого мнения свидетельствует и следующий аят: «Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха» (аль-Хаджж, 40). Существует мнение, что последнее придаточное предложение относится только к мечетям, поскольку они упомянуты последними. Согласно другому толкованию, оно относится ко всем перечисленным храмам, поскольку в каждом из них поминают имя Аллаха. Так считал ад-Даххак. Я не встретил толкования, которое бы связывало этот аят с обсуждаемым нами вопросом. Тем не менее, полагаю, что его можно привести в качестве косвенного указания на то, что церквях и синагогах можно поминать Аллаха (намаз, как известно, является самой совершенной формой поминания Его).
Таким образом, в принципе, молиться в этих храмах разрешается, но этого следует избегать, если в них есть изображения или могилы пророков, праведников или других людей. А лучше всего об этом известно Аллаху.