Среди сподвижников были разногласия по поводу законности обтирания обыкновенных носков. Имам Ахмад сообщил, что семь-восемь сподвижников разрешали поступать так. Ибн аль-Мунзир писал: «Сообщается, что девятеро сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, разрешали обтирать носки (джавариб): Али, Аммар, Ибн Масуд, Анас, Ибн Умар, аль-Бара, Билал, Ибн Абу Ауфа, Сахль б. Саад». Имам ан-Навави в книге “Шарх аль-Мухаззаб” сослался на сообщения о том, что Умар ибн аль-Хаттаб и Али ибн Абу Талиб разрешали обтирать носки, даже если они тонкие.
Ибн Хазм в “аль-Мухалле” передал со слов Катады, что Са‘ид ибн аль-Мусаййаб сказал: «Обтирание обычных носков равносильно обтиранию кожаных носков». Он же передал, что Ибн Джурейдж спросил ‘Ату: «Можно ли обтирать обычные носки?» Тот сказал: «Да, обтирайте их так же, как обтираете кожаные носки». Передают, что Ибрахим ан-Наха‘и не видел ничего плохого в обтирании обычных носков. Аль-Фадль ибн Даккин рассказывал, что аль-А‘маша спросили, можно ли обтирать обычные носки, если человек спал в них, и он разрешил поступать так. Передают со слов Катады, что аль-Хасан аль-Басри и Хилас ибн ‘Амр тоже не видели разницы между обтиранием обычных и кожаных носков.
Этого же мнения придерживались Ата, аль-Хасан аль-Басри, Саид б. аль-Мусаййаб, ан-Нахаи, Саид б. Джубейр, Нафи, аль-Амаш, ас-Саури, аль-Хасан б. Салих, Ибн аль-Мубарак, Исхак б. Рахавейх, Ахмад б. Ханбал. Ибн Хазм также отметил, что это мнение разделяли Суфйан ас-Саури, аль-Хасан ибн Хейй, Абу Йусуф, Мухаммад ибн аль-Хасан, Абу Саур, Давуд ибн Али и др.
В то же время Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, аль-Аузаи, Муджахид, Амр б. Динар, аль-Хасан б. Муслим и др. не разрешали обтирать носки, мотивируя это тем, что в них нельзя долго ходить. Об этом сообщил Ибн Кудама в книге «аль-Мугни». Аш-Шаукани сообщил со ссылкой на Ибн Сеййид ан-Наса, что среди тех, кто разрешал обтирать обыкновенные носки, также были Саад б. Абу Ваккас и Укба б. Амир.
Имам Ахмад разрешал обтирать носки при условии, что они являются толстыми (через них нельзя увидеть цвет кожи) и самостоятельно держатся на ноге. Он также разрешал обтирать их в том случае, если носки не держатся самостоятельно, но если поверх них надеты сандалии. Следует отметить, что некоторые современные ученые, - в том числе Ибн Усеймин (см. «аш-Шарх аль-Мумти»), - отмечали, что выдвинутые имамом Ахмадом условия не опираются на хадисы. В связи с этим они разрешали обтирать любые носки, даже если те не держатся на ноге самостоятельно.
Суждение о законности обтирания носков опирается на хадис аль-Мугиры б. Шубы о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершая омовение, обтер носки и сандалии. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его достоверным.
Упоминаемое в вышеназванном предании слово “джаураб” означает “носки”, и его неправильно истолковывать вопреки очевидному смыслу. В словаре “Лисан аль-‘Араб” говорится: “Это – то, чем обматывают ногу”. Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал, что это – то, шерстяное изделие, надеваемое на стопу для защиты от холода. В словаре “ат-Таудих” аль-Хаттаба аль-Малики разъясняется, что обычные носки похожи на кожаные, но изготавливаются из льна, хлопка и т.п. Аль-Бахути в книге “ар-Рауд аль-Мурби‘” писал, что обычные носки похожи на кожаные, но изготавливаются не из кожи.
Некоторые ученые считали данный хадис слабым, однако их аргументы неубедительны. Так, имам Абу Давуд писал: «Абд ар-Рахман б. Махди не пересказывал этот хадис, так как известно, что аль-Мугира рассказывал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обтер поверх кожаных носков». Аль-Албани, назвавший этот хадис достоверным, писал: «Этот довод совершенно безоснователен, потому что цепочка рассказчиков хадиса достоверна, как мы уже отметили выше». Более подробно о достоверности этого хадиса можно прочесть в книге «Ирва аль-Галиль» (1/138).
Отмечу, что, по мнению некоторых ученых, этот хадис нельзя принимать к сведению, поскольку дополнять смысл коранических аятов (в данном случае – кораническое повеление мыть ноги) могут только повторяемые хадисы (мутаватир), т.е. предания, дошедшие до нас через такое количество рассказчиков, что в их правдивости нельзя усомниться.
Это суждение является несправедливым, поскольку не опирается на ясные доказательства из Корана и Сунны. Напротив, эти источники велят с покорностью принимать любое сообщение или повеление Посланника, мир ему и благословение Аллаха, поскольку в его миссию входило разъяснение смысла Священного Корана.
Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и Посланнику, когда он призывает вас к тому, что дарует вам жизнь» (аль-Анфаль, 24); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7). Эти и другие, похожие аяты имеют общий смысл, и никакого исключения для сообщений, дошедших до нас через малое число рассказчиков, в них не делается. Нет подобных исключений и в Пречистой Сунне.
Поэтому имам Ибн аль-Каййим в книге «ас-Саваик аль-Мурсала» писал, что люди, отказывающиеся принимать единичные сообщения (аль-хабар аль-ахад), противоречат единому мнению сподвижников, их последователей и мусульманских богословов. Так поступали мутазилиты, джахмиты, рафидиты и хариджиты, и их примеру последовали некоторые правоведы, хотя никто из ранних ученых не поступал так. «Среди тех, кто признавал научную значимость единичных сообщений, были Малик, аш-Шафии, ученики Абу Ханифы, Давуд б. Али, ученики Абу Мухаммада Ибн Хазма. Однозначно по этому поводу высказывался аль-Хусейн б. Али аль-Карабиси, аль-Харис б. Асад аль-Мухасиби». Далее имам Ибн аль-Каййим привел высказывания целого ряда ученых о том, что единичные сообщения имеют силу в любых областях шариата. Этому вопросу посвящены десятки трудов мусульманских ученых, и принятие единичных сообщений в вопросах вероучения и толкования Корана является одной из отличительных черт истинных последователей сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Из всего сказанного ясно, что мнение о законности обтирания носков, опирающееся на хадис аль-Мугиры б. Шубы, справедливо. А лучше всего об этом известно Аллаху.