Как сообщил имам ан-Навави, мусульманские учёные были единодушны в том, что во время поездок добровольные намазы, не связанные с обязательными молитвами (навафил мутлака), желательны. Ал-Бухари и Муслим передали со слов Ибн ‘Умара, что Пророк совершал намаз верхом на верблюдице, обозначая действия кивком головы, а его лицо было обращено в направлении движения. Ибн ‘Умар тоже поступал так. Похожие хадисы приводятся в обоих «Сахихах» со слов Джабира и Анаса. Есть и другие сообщения о том, что Посланник Аллаха во время поездок молился среди ночи.
Однако между улемами есть разногласия по поводу добровольных намазов, связанных с обязательными молитвами (навафил ратиба).
Ибн ‘Умар, Са‘ид ибн ал-Мусаййаб, Са‘ид ибн Джубайр, ‘Али ибн ал-Хусайн считали, что во время поездок не следует совершать добровольные намазы. Муслим, Абу Давуд и Ибн Маджа передали со слов Хафса ибн ‘Асима: «Я сопровождал Ибн ‘Умара по дороге в Мекку, и он совершил с нами полуденный намаз. После этого он встал и подошёл к седлу, а потом сел, и мы тоже сели в сёдла. Вдруг он посмотрел в ту сторону, где молился, и увидел стоявших людей. Он спросил: “Что они делают?” Я сказал: “Они молятся”. Он сказал: “Если бы я хотел помолиться, то совершил бы намаз полностью”».
В длинном хадисе Джабира о порядке совершения хаджа сообщается, что в Арафате Пророк совершил полуденный и послеполуденный намазы, возвестив азан один раз, а икамат — дважды. При этом он не молился между этими двумя намазами. Потом он совершил в Муздалифе закатный и вечерний намазы, возвестив азан один раз, а икамат — дважды. Между этими намазами он тоже не молился, а потом лёг спать до наступления рассвета. Об этом сообщили Ахмад, Муслим и ан-Насаи.
Ал-Бухари и Муслим передали со слов Усамы ибн Зайда, что по прибытии в Муздалифу Пророк спустился и должным образом совершил омовение. Потом объявили икамат, и он совершил закатный намаз. Потом люди опустили своих верблюдов на колени в местах стоянок, а потом объявили икамат на вечерний намаз, и Пророк совершил его, так и не помолившись между двумя намазами.
Ал-Бухари и ан-Насаи передали со слов Ибн ‘Умара, что Пророк совершил закатный и вечерний намазы в Муздалифе, объявив икамат перед каждым из них, но не совершил дополнительных намазов ни между ними, ни после этого. На эти предания опираются учёные, не считающие правильным совершение добровольных намазов до и после обязательных молитв во время поездок.
Иной точки зрения придерживались Малик, аш-Шафи‘и, Ахмад, Исхак, Абу Саур, Ибн ал-Мунзир. Ибн Кудама сообщил, что имам Ахмад сказал: «Надеюсь, что в добровольных намазах во время поездки нет ничего плохого». Он же упомянул, что так поступали ‘Умар ибн ал-Хаттаб, ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн Мас‘уд, Джабир ибн ‘Абдаллах, Анас ибн Малик, Ибн ‘Аббас, Абу Зарр и многие их последователи.
Комментируя позицию этих улемов, имам ан-Навави сказал: «Они опирались на общий смысл хадисов о желательности добровольных намазов до и после обязательных молитв, на хадис о том, что Посланник Аллаха совершил утренний намаз (салат ад-духа) в день освобождения Мекки и два раката до рассветного намаза, когда сподвижники проспали до восхода солнца, а также на другие достоверные хадисы, приведённые в “Сунанах”. В пользу этого свидетельствует и аналогия (кийас) с добровольными намазами, не связанными с обязательными молитвами. Возможно, Пророк совершал добровольные намазы там, где он отдыхал, и Ибн ‘Умар не видел этого, ведь добровольные намазы лучше совершать дома. Возможно, иногда он пропускал их, давая понять, что поступать так разрешено. Сторонники первой точки зрения считают, что если бы добровольные намазы до и после обязательных молитв были узаконены, то тем более следовало бы совершать полностью обязательные намазы. Ответить им можно тем, что обязательные намазы не обсуждаются, и если бы во время поездок было приказано совершать их полностью, то это бы не обсуждалось. Что же касается добровольных намазов, то они совершаются по желанию, и проще, когда они дозволены. В таком случае желающие совершат их и получат свою награду, а остальные пропустят их, не совершив греха». С этой позицией согласился и имам аш-Шаукани в «Найл ал-аутар».
В её пользу свидетельствуют следующие слова Ибн ‘Аббаса: «Мы молились до и после намазов, которые Посланник Аллаха приказал совершать, и на постоянном местожительстве, и во время поездок». Этот хадис приводится в «Муснаде» Ахмада и «Сунане» Ибн Маджи. Ибн Абу Шайба в «Мусаннафе» передал слова ал-Хасана ал-Басри: «Сподвижники Посланника Аллаха во время поездок совершали добровольные намазы до и после обязательных молитв».
Есть также хадис ал-Бары ибн ‘Азиба: «Я сопровождал Посланника Аллаха в восемнадцати поездках и никогда не видел, чтобы он пропускал два раката до полуденного намаза после того, как солнце пройдёт зенит». Его передали Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, однако это неубедительный аргумент. Ат-Тирмизи назвал хадис малоизвестным (гариб) и сообщил, что ал-Бухари сказал: «Об этом нам известно только из рассказа ал-Лайса ибн Са‘да». Кроме того, ал-Бухари не знал имени другого передатчика по прозвищу Абу Бусра ал-Гифари. Добавим, что в девяти авторитетных сводах хадисов больше нет ни одного упоминания об Абу Бусре.
Проанализировав эти сообщения, имам Ибн Кудама пришёл к заключению, что одни хадисы указывают на дозволенность совершения добровольных намазов до или после обязательных молитв во время поездок, а хадис Ибн ‘Умара указывает на то, что пропускающий эти намазы тоже не делает ничего плохого. Это суждение справедливо и подтверждается поступками целого ряда сподвижников.
Вместе с тем следует знать, что «во время поездок Пророк сокращал обязательные намазы и нет сообщений о том, что он совершал добровольные намазы до или после обязательных молитв, за исключением витра и сунны рассветного намаза. Эти намазы он не пропускал ни дома, ни во время поездок». К такому выводу на основании анализа пророческой сунны пришёл имам Ибн ал-Каййим. Можно предположить, что этой точки зрения придерживался и ал-Бухари, поскольку одна из глав его «Сахиха» названа «О том, кто совершал в пути дополнительные молитвы, но не перед обязательными молитвами и не после них», и в её начале сообщается, что Пророк совершал в пути два раката до рассветного намаза. Это же мнение назвал наиболее очевидным хафиз Ибн Хаджар. А лучше всего об этом известно Аллаху [1].
Примечание
[1] См.: ан-Навави. Шарх сахих Муслим. Т. 3. С. 218; Ибн Кудама. Мугни. Т. 3. С. 155-157; Ибн Хаджар. Фатх ал-Бари. Т. С. 745-748; Ибн ал-Каййим. Зад ал-ма‘ад. Т. 1. С. 456-458; аш-Шаукани. Найл ал-аутар. Т. 2. Ч. 3. С. 211-213.