Богословы единодушны в том, что в обязательных намазах, – за исключением полуденного и послеполуденного, – читать Коран следует вслух. Это подтверждается многочисленными преданиями по этому поводу.
Передают, что Джубейр б. Мутым рассказывал со слов своего отца: "Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочел суру "ат-Тур" во время закатного намаза". Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Они же сообщили, что аль-Бара рассказывал: "Я слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время вечернего намаза прочел суру "Клянусь смоковницей и оливой…" (сура "ат-Тин"), и я не слышал никого с более красивым голосом".
В хадисе Ибн Аббаса сообщается, что джинны услышали, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран вслух во время рассветного намаз. Это произошло, когда он вместе с несколькими сподвижниками направился на ярмарку в Указе. Этот хадис передал аль-Бухари.
О том, что читать Коран вслух полагается только в первых двух ракатах, свидетельствует рассказ Абу Абдуллаха ас-Сунабихи о том, как он совершил закатный намаз позади Абу Бакра. В первых двух ракатах он прочел Мать Писания и одну из коротких сур. Когда же он встал на третий ракат, Абу Абдуллах подошел к нему поближе и услышал, что он прочел Мать Писания и аят «Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь…» (Аль Имран, 8). Об этом сообщил аль-Багави.
О том, что в двух дневных намазах читать Коран следует про себя, свидетельствует хадис Абу Мамара. Однажды он спросил Хаббаба б. аль-Аратта: "Читал ли Пророк, мир ему и благословение Аллаха, Коран в полуденном и послеполуденном намазах?" Он ответил: "Да". Абу Мамар спросил: "А как вы узнавали об этом?" Хаббаб сказал: "По движению его бороды". Этот хадис передали аль-Бухари, Абу Давуд и Ибн Маджа.
Из достоверных преданий также известно, что вслух читают Коран во время пятничных, праздничных и ночных намазов, а также намазов по поводу солнечного и лунного затмений, намазов о ниспослании дождя и намазов таравих в рамадане.
Читать Коран вслух в упомянутых намазах желательно для имама, руководящего групповым намазом, и для тех, кто молится отдельно. Это предписание не является обязательным, во-первых, потому что до нас не дошел приказ поступать так. Во-вторых, иногда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал суру "аль-Фатиха" и другую короткую суру в полуденном и послеполуденном намазах так, чтобы молящиеся позади него могли услышать его чтение. Об этом сообщил аль-Бухари со слов Абу Катады. Поэтому, если чтение Корана во время намаза вслух может помешать другим мусульманам, совершающим намаз или поминающим Аллаха, то разрешается вместо этого читать Коран про себя. А лучше всего об этом известно Аллаху.