Известно, что групповой намаз в мечети является обязательным. Но если группа верующих уже помолилась вместе с имамом мечети, то относительно законности второго группового намаза в ней богословы сказывали разные мнения. Прежде всего, это связано с характером второго группового намаза, и здесь возможны три ситуации.
Первая – когда второй групповой намаз совершается регулярно. Такой групповой намаз запрещен, если люди сознательно опаздывают на основной намаз, не желая молиться за постоянным имамом мечети. Нередко бывает, что невежественные и фанатичные последователи того или иного религиозного толка отказываются совершать намаз за последователем другого толка, хотя поступать так категорически запрещено. Во многих хадисах сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказал мусульманам держаться вместе и запретил им распадаться на толки. Всевышний же сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Аль Имран, 103). Ахмад и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, Аллах доволен тремя из ваших деяний и гневается на три ваших деяния. Он доволен, когда вы поклоняетесь Ему, не приобщая к Нему сотоварищей, когда вы держитесь за вервь Аллаха вместе и не разделяетесь, и когда вы проявляете искренность по отношению к тем, кто управляет вашими делами. А гневается Он на три других деяния: на сплетни, на частые вопросы и на растрату имущества».
Некоторые мусульмане регулярно совершают в мечети второй или даже третий групповой намаз, потому что они опаздывают на основную молитву по причине лености и беспечности. В этом случае они совершают менее тяжкий грех, чем в первом, однако и такой групповой намаз мы считаем крайне нежелательным.
Вторая ситуация – когда второй групповой намаз совершается время от времени, но не регулярно. Суфьян, Ибн аль-Мубарак, Абу Кулаба, Ибн Аун, аль-Лейс б. Саад, аль-Аузаи, Малик, аш-Шафии, Абу Ханифа и другие считали, что совершать его нежелательно, и опоздавшим на основной групповой намаз лучше молиться раздельно. Аш-Шафии сказал: "Если в мечети есть постоянный имам, и один или несколько человек не успели помолиться вместе с ним, то мне не нравится, если они совершат групповой намаз. Но если они сделают это, то он будет им засчитан".
Это мнение опирается на рассказ Абу Бакраты о том, что однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришел с окраины Медины и опоздал на групповой намаз. Тогда он отправился домой, собрал свою семью и помолился вместе с ними. Этот хадис передали Ибн Ади и ат-Табарани в "аль-Аусате", и аль-Албани назвал его хорошим. Абд ар-Раззак передал со слов Ибрахима, что так же поступил Ибн Масуд, когда опоздал на групповой намаз. Цепочку рассказчиков этого сообщения аль-Албани также назвал хорошей.
В то же время Ахмад, Исхак и другие считали, что им лучше помолиться вместе. Это мнение – наиболее предпочтительное, потому что подтверждается достоверными хадисами. Передают со слов Убея б. Кааба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Намаз, совершенный двумя мужчинами, лучше намаза, совершенного в одиночку, а намаз, совершенный тремя мужчинами, лучше намаза, совершенного вдвоем. Чем больше молящихся вместе, тем угоднее это Аллаху". Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и др.
В другом достоверном хадисе сообщается, что однажды Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сидел вместе со своими сподвижниками, и в мечеть вошел мужчина. Намаз к тому времени уже был совершен, и Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Кто даст милостыню этому и помолится вместе с ним?" Тогда один из сидящих встал и помолился вместе с тем человеком. Этот хадис передали Ахмад, Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и др. со слов Абу Саида аль-Худри, и аль-Албани назвал его достоверным.
Это – конкретный текст о законности совершения второго намаза в мечети, если он не нарушает единство мусульман. Что же касается предыдущих двух сообщений, то они указывают лишь на то, что опоздавшие на основной групповой намаз могут помолиться и у себя дома.
Третья ситуация – когда в мечети нет постоянного имама или она предназначена для молящихся путешественников или торговцев. В таких местах моления разрешается совершать несколько групповых намазов, и между богословами нет разногласий по этому поводу. Ан-Навави писал: "Если в мечети нет постоянного имама, то второй и третий групповые намазы в ней не являются нежелательными, причем богословы единодушны в этом вопросе".
Это разъяснение мне представляется подробным и убедительным, а лучше всего об этом известно Аллаху.