لَتُبْلَوُنَّ فِي أَمْوَالِكُمْ وَأَنفُسِكُمْ
«Испытания непременно постигнут ваше имущество и вас самих» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 186)
Должны ли мы бояться испытаний? Можем ли мы вообще спастись от них, если находимся в обители испытаний? Каждый из нас почти инстинктивно избегает всевозможных трудностей и лишений, пытается уберечься от потерь и защитить своих близких и своё имущество. Однако потери случаются, и трудности время от времени выпадают на нашу долю, и в этом смысл нашего земного бытия.
Испытания — это проверка на прочность нашей веры и убеждённости. Они отделяют правдивых, которые уверовали всей душой и предпочли довольство Аллаха всему остальному, от лжецов, которые не избавились от сомнений и обманывают самих себя. Всевышний сказал: «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они говорят: “Мы уверовали”? Воистину, Мы испытали тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (сура 29 «Паук», аяты 2–3)
.
Всевышний знает сердца Своих творений и знает, как они будут поступать. Он не нуждается в испытании людей для того, чтобы увидеть их подлинное лицо. Разве может быть иначе, если Творец Всемогущ и Всеведущ? Однако Он не призывает людей к ответу, пока они сами не сделают свой выбор. Тех, кто отвернулся и возгордился, Он направляет туда, куда они повернулись. А тех, кто признал истину и смирился, Он наставляет на путь спасения. И как же красиво они достигают желанной цели под Его опекой и руководством!
Суть Божьей опеки нам разъяснил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда сказал: «Самые тяжёлые испытания выпадают на долю пророков, а потом — на долю самых достойных после них. Человека постигают испытания в зависимости от его веры: если его вера тверда, то испытания его велики, а если в его вере есть слабина, то его испытывают по мере его веры. И испытания не отпускают раба, пока он не будет ходить по земле без грехов» [Ахмад 1481, Тирмизи 2398, Ибн Маджа 4023].
Сколько же мудрости в этом замечательном хадисе! Сколько глубочайшего смысла! Да, испытания служат искуплением для верующих и очищают от грехов, которые мы совершаем сознательно или неосознанно. Любые невзгоды, от мала до велика, даже укол колючкой, смывают прегрешения и облегчают расчёт в день Страшного суда. Кроме того, если верующий проявляет должное терпение и просит прощения у своего Господа, то они избавляют его от ещё больших потерь. В Коране сказано: «Любая беда постигает вас только за то, что вы приобрели, а многое Он прощает» (сура 42 «Совет», аят 30)
.
Такого рода испытание нужно принимать как милость Господа, ибо если Он желает человеку добра, то посылает ему трудности в этом мире и не откладывает наказание на Судный день. Господь проявляет милость, когда предоставляет отсрочку Своему рабу, чтобы тот покаялся и одумался. Он проявляет милость, когда посылает ему знаки и сводит его с праведными людьми, призывающими его к исправлению. Но если ничто не останавливает человека и грехи начинают угрожать его связи с Господом, то Он опять-таки по Своей милости одёргивает его лёгким испытанием.
Всевышний не воздаёт человеку по всей строгости, а прощает ему многое. Поэтому в Коране сказано: «Мы непременно испытаем вас кое-чем из страха, голода, потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (сура 2 «Корова», аят 155)
. То есть, если для очищения верующего достаточно лёгкого потрясения или потери малой части имущества, Аллах ограничится этим и не станет обрекать Своего раба на большее.
И если коснётся тебя испытание от твоего Господа, то не встречай его с досадой и разочарованием. Ведь трудности и лишения — это не знак Божьего гнева или неудовлетворения. Совсем нет, ведь испытания выпадают и на долю праведных людей и пророков. Более того, на долю Божьих пророков и возлюбленных выпадают самые тяжёлые испытания. И речь здесь идёт не только об испытании Божьими велениями, хотя и в этом плане обязанности пророков и посланников были намного тяжелее, чем у остальных людей. Достаточно вспомнить, как Всевышний испытал Своего возлюбленного Ибрахима, когда приказал ему оставить своего первенца Исмаиля посреди безлюдной пустыни или когда велел ему принести его в жертву.
Но если даже говорить о трудностях и лишениях, через которые проходили Божьи избранники, то и они едва ли были под силу простым смертным. Испытание огнём Ибрахима, страдания Якуба, заключение Юсуфа, болезнь Айюба… А разве терпеть гонения и издевательства своих соплеменников было легче? Испытания многих пророков длились годы, а иногда — десятилетия, и только особая опека Всевышнего помогала им выстоять.
Если бы люди задались вопросом, почему Аллах проводил через такие трудности лучших из Его рабов, пожалуй, у них не осталось бы сомнений в том, что земной мир со всеми его удовольствиями не стоит даже ломаного гроша. Зато посредством таких испытаний Аллах поднял Своих избранников и наиболее достойных среди их последователей до высот, которых нельзя достичь никаким иным способом. Они заслужили дивную награду, а их пример стал утешением для остальных верующих.
И нужно понимать, что тяжесть испытаний зависит от силы нашей веры. Чем сильнее убеждённость человека, тем тяжелее испытание, которому его подвергает Аллах. И наоборот, чем слабее вера человека, тем легче испытание, выпадающее на его долю. Аллах также принимает во внимание характер и наклонности испытуемого и каждому посылает то, что поможет ему скорее одуматься и впоследствии лучше благодарить Господа. Одним он посылает болезни, других испытывает потерей имущества или расставанием с любимым человеком. Ввиду ограниченности наших знаний последствия таких божественных актов остаются сокрытыми от нас до поры до времени. Иногда для того, чтобы понять их предназначение, не хватает целой жизни. Божий выбор может приводить нас в смятение и причинять боль, но ведь часто бывает, что мы желаем то, что в конечном счёте вредит нам, и питаем неприязнь к тому, что приносит нам пользу. «Аллах знает, а вы не знаете» (сура 2 «Корова», аят 216)
.
Но в день воскрешения, когда книга нашей жизни будет раскрыта перед нами, человек сможет убедиться в том, что каждое решение Господне в отношении него было исполнено милости и жалости. Безусловно, в наибольшей мере милость Аллаха проявляется по отношению к тем, которые уверовали и стремятся к Его прощению и Раю. Одним из них Всевышний Аллах посылает болезни и лишения, потому что знает, что они сумеют проявить стойкость перед трудностями, но не выдержат искушения благополучием. Других Аллах наделяет богатством и силой, потому что знает, что в таком состоянии они сумеют лучше благодарить Его, но не выдержат испытания лишениями. Разве это не наивысшее проявление Божьей заботы и любви? Поистине, хвала Аллаху, Господу миров!
Смысл земных испытаний не только в искуплении грехов. Их главное предназначение — направить человека к послушанию и благочестию. Послушайте слова вашего Господа: «Мы испытали их добром и злом, — быть может, они вернутся [на прямой путь]» (сура 7 «Ограды», аят 168)
. Это значит, что все блага и несчастья, по сути своей, побуждают человека жить в согласии с Аллахом и поступать в соответствии с Его волей. И как земные успехи обязывают нас благодарить Господа, так лишения и горести удерживают нас от ослушания Его.
Богатство и власть не меньшее испытание, чем бедность и унижения. Да и что вообще в этом бренном мире можно не считать испытанием для человека? В «Сахихе» сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, этот мир сладок и прекрасен, и Аллах заменяет в нём одних из вас другими и смотрит, как вы будете поступать. Остерегайтесь же этого мира и остерегайтесь женщин, потому что первое искушение сынов Исраиля было связано с женщинами» [Муслим 2742].
Смысл этого хадиса часто связывают с другим пророческим высказыванием: «Я не оставляю мужчинам более опасного искушения, чем женщины» [Бухари 5096, Муслим 2740]. Тяжесть прелюбодеяния и сила влечения, которое испытывают мужчины к противоположному полу, не позволяют нам усомниться в правомочности такой привязки. Однако не стоит думать, что под первым искушением израильского народа подразумевается именно прелюбодеяние. В достоверном хадисе говорится: «Поистине, первым, что погубило сынов Исраиля, было то, что жёны бедняков стали требовать от них одежды и украшения, которые носили жёны богачей» [Таухид [1]/758, Сильсиля сахиха 591].
Так часто случается, что одни поколения заслуживают благоволения Всевышнего и добиваются успехов благодаря своим стараниям и приверженности нравственным идеалам, а пользуются этими благами их потомки. Это произошло и с израильтянами, когда выросли поколения, не видевшие лишений и изнеженные роскошью. Умеренность сменилась любовью к мирским благам, которая постепенно превратилась в образ жизни. И стало меньше тех, кто предостерегал от обольщения земными красотами, и больше тех, кто поддавался искушениям и равнялся на богачей и жизнелюбов. И неудивительно, что женщины хотели выглядеть красиво и стали первыми уступать своим желаниям, когда мужья перестали подавать им лучший пример и напоминать о превосходстве жизни вечной.
Но Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил об этом не для того, чтобы укорить израильский народ, но для того, чтобы предостеречь мусульман. Ведь он недвусмысленно сообщил, что шайтан будет сбивать его последователей с прямого пути теми же способами, что и их предшественников. В достоверном хадисе говорится: «Поистине, вы последуете путями тех, кто жил до вас, пядь за пядью и локоть за локтем. Если даже они залезут в нору ящерицы, вы тоже полезете в неё». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, [ты имеешь в виду] иудеев и христиан?» Он сказал: «А кого же ещё?» [Бухари 3456, Муслим 2669].
Таким образом, уберечься от испытаний на этой земле невозможно. Можно отказаться от богатства и власти, и тогда испытанием для человека станет бедность. Можно спастись от бедности, и тогда испытанием станет богатство. Семья, дети, родные и близкие — это тоже часть нашего испытания, и проходят его только те, кому соблаговолил Всевышний Аллах. Но это не значит, что мы должны отказываться от милости нашего Господа, опасаясь испытаний.
Передают со слов Абу Бакра, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, стоя на минбаре, заплакал и сказал: «Просите у Аллаха прощения и благополучия, потому что после [твёрдой] убеждённости никому не было даровано нечто лучшее, чем благополучие» [Ахмад 5, Тирмизи 3558]. Поэтому он учил нас часто искать у Аллаха защиты от искушения бедностью и от искушения богатством, от всяких болезней и старческой дряхлости — от всего, что может подорвать нашу веру и ослабить решимость.
Он учил искать защиты у Аллаха, но вместе с тем готовиться к испытаниям — укрепляя веру, воспитывая в себе наилучшие качества, приобретая полезные знания и совершая больше добрых дел. Поистине, ничто так не ослабляет убеждённость верующего в часы испытания, как грехи, в которых он не раскаялся, и ничто так не помогает выстоять, как благочестие и правильные знания.
Поэтому праведные сподвижники и их верные последователи, сталкиваясь с трудностями и вражескими кознями, не падали духом, а говорили: «Вот то, что обещал нам Аллах и Его Посланник. Аллах и Его Посланник сказали правду» (сура 33 «Полчища», аят 22)
. Аллах не говорил, что будет легко, но обещал, что Его помощь близка, а награда у Него — прекрасна и долговечна. И когда ты уверовал в это, испытания не поколеблют твою веру, а лишь сделают тебя сильнее и покорнее Господу.