وَأَمَّا بِنِعْمَةِ رَبِّكَ فَحَدِّثْ
«И говори только о милости твоего Господа» (сура 93 «Утро», аят 11)
Одна из удивительных особенностей правой веры в том, что она наполняет сердце человека радостью и уверенностью, помогает легко справляться с трудностями и ни в коем случае не отчаиваться. Вера расширяет грудь и позволяет насладиться жизнью, а тот, кто лишён её, всегда испытывает дискомфорт и беспокойство, стеснение и тревогу, даже когда для этого нет видимых причин.
Что же мешает людям получать удовольствие от жизни, делать добро и дарить радость окружающим, ценить то, что они имеют, и не печалиться от того, что есть у других? Почему успехи, которых иногда ждут долгие годы, так легко забываются и не приносят желанного удовлетворения? Что так омрачает земные радости тем, для кого они — единственный смысл в жизни?
Пожалуй, одна из главных причин этого — страх перед будущим и неуверенность в завтрашнем дне. Осознание своей зависимости и неспособность изменить это положение вынуждает многих искать спасение в том, что не соответствует человеческой природе и в конечном итоге не приносит ничего, кроме разочарования. Одни прибегают к алкоголю или наркотикам, другие проводят время за бесполезными занятиями, третьи отправляются в экстремальные путешествия, чтобы хоть как-то скрасить своё бессмысленное существование. Некоторые умирают, так и не опомнившись от такого беспамятства, а для некоторых наступает прозрение, и тогда почва уходит у них из-под ног и они осознают свой бесконечный убыток.
Страх перед неизвестностью отравляет удовольствия и лишает покоя, и избавляет от него только вера в Аллаха, Милостивого и Всемогущего Покровителя. В Коране сказано: «Знайте же, поистине, приближённые Аллаха не познают страха и не будут опечалены — те, которые уверовали и были богобоязненны» (сура 10 «Юнус», аяты 62–63)
. Это значит, что верующие, поклоняющиеся только Аллаху и стремящиеся к встрече с Ним, выполняющие Его повеления и не преступающие Его запреты, не печалятся от того, что они оставили позади, и не страшатся того, что ожидает их в будущем.
Вера в Аллаха невозможна без доверия к Нему, и если человек познал могущество и безграничное милосердие Господа, если он понял, что ни одна беда не случается без Его позволения и что спастись от страданий можно только в Его милости, то в душе не остаётся сомнений и страхов, кроме страха перед Аллахом. Это не животный страх, не страх перед хищником или беспощадным тираном. Это осознанное опасение предать доверие Любящего Благодетеля, опасение пасть в глазах Того, без Кого жизнь лишается всякого смысла. Это страх, сопряжённый с надеждой и увенчанный любовью к Тому, Кто заслуживает самой полной и беззаветной любви.
Верующий доверяет Аллаху, и Аллах никогда не предаёт его. Он приближает его к Себе и становится частью его жизни. Он позволяет ему ощущать Своё присутствие рядом, поддерживает его веру благодатью и испытаниями, посылает ему блага оттуда, откуда тот даже не ждёт. Порой Аллах являет Себя верующим самым удивительным образом. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал, что один из сынов Исраиля попросил у другого тысячу динаров взаймы. Тот сказал: «Приведи свидетелей, чтобы они засвидетельствовали это». Просящий взаймы сказал: «Довольно свидетельства Аллаха!» Тот сказал: «А кто поручится за тебя?» Он ответил: «Довольно ручательства Аллаха!» Тот сказал: «Ты прав», — и одолжил ему тысячу динаров на условленный срок. Взяв деньги, мужчина сел на корабль и отправился в плавание. Завершив свои дела, он поспешил вернуться обратно в срок, но не нашёл корабля. Тогда он взял бревно, проделал в нём дырку, положил туда тысячу динаров и послание для их хозяина, а потом закупорил дырку. Придя к морю, он сказал: «Аллахумма, Ты знаешь, что я взял тысячу динаров в долг у такого-то человека. Когда он спросил меня о поручителе, я сказал, что довольно Твоего ручательства, и он согласился. Когда он спросил меня о свидетелях, я сказал, что довольно Твоего свидетельства, и он согласился. Поистине, я пытался найти корабль, чтобы вернуть ему долг, но я не нашёл корабля, и теперь я доверяю это Тебе». Он бросил бревно в море, и, когда оно поплыло по волнам, вернулся к себе. Проходили дни, и он ждал возможности вернуться домой. А тот, у кого он взял деньги, приходил к берегу моря в надежде, что получит свои деньги назад. В один из таких дней он увидел на берегу бревно и захватил его с собой, чтобы разрубить на дрова. Он принёс его домой, а когда разрубил его, то нашёл свои деньги и записку. Спустя некоторое время вернулся тот, кто взял у него взаймы. Он принёс ему тысячу динаров и сказал: «Клянусь Аллахом, я искал возможности вернуться, чтобы отдать тебе деньги, но не находил корабля. Как только я нашёл его, я отбыл оттуда». Его товарищ спросил: «Ты посылал мне что-нибудь?» Он ответил: «Я же говорю тебе, что я не мог найти корабль». А его товарищ сказал: «Поистине, Аллах вернул за тебя то, что ты отправил в бревне. Забирай свою тысячу динаров и возвращайся спокойно» [Бухари 2291].
Если мы удивляемся таким историям, то лишь потому, что разучились разговаривать с Аллахом, делиться с Ним своими проблемами, доверять Ему свои тайны. Но если человек ходит пред Богом, если он выполняет свои обязанности перед Ним и заслуживает называться Его рабом, то Аллах становится ему Покровителем и Защитником. Он избавляет его от беспокойства и наделяет его такой силой, что даже неудачи и потери он обращает в благо для себя. Его решительность и усердие подкрепляются верой в завтрашний день, верой в прекрасную жизнь в обители Божьей милости, где блага не иссякают и где их никто не запрещает.
Наряду с этим вера помогает человеку украсить земную жизнь. Всевышний сказал: «Тем, кто совершал наилучшее, в этом мире [воздаётся] добром, а последняя обитель будет ещё лучше. Как же прекрасна обитель богобоязненных!» (сура 16 «Пчёлы», аят 30)
. Обещание Аллаха правдиво, и тот, кто уверовал и поступает правильно, получает добрую награду и в этом мире. Это может быть богатство, роскошный дом, красивая жена, но самые прекрасные из земных наград — это ощущение сладости веры и облегчение добрых дел, осознание божественной заботы и избавление от чувства тревоги.
В награду за правильную веру, благие поступки и правдивые слова Аллах исправляет дела человека и направляет его к тому, что приносит ему пользу в этой жизни и после смерти. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правое, и Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже добился великого успеха» (сура 33 «Полчища», аяты 70–71)
.
Если ты один из тех, кто надеется на прощение Аллаха, если ты стремишься к настоящему успеху и не обольщаешься блеском скорой наживы, то будь правдив со своим Господом и доверься Ему. Он проявит к тебе больше сострадания, чем твоя родная мать, и позаботится о твоих интересах лучше, чем ты сам.
Господь одаряет благами, когда к Нему взывают, и спасает от несчастий, когда прибегают к Его защите, и избавляет от нужды, когда на Него уповают. А самое главное, Он приготовил для Своих верующих рабов Райские сады, которые лучше и прекраснее всего, что окружает нас на земле. Всевышний сказал: «Поистине, последняя [жизнь] для тебя лучше, чем ближняя» (сура 93 «Утро», аят 4)
.
Это утешение для тех, кого постигло какое-либо несчастье, и напоминание для тех, кто приобрёл какое-либо земное благо. Что бы ни случилось с вами в этой жизни, настоящая жизнь для верующих начнётся только после того, как Всемилостивый Господь примет их в садах вечности. Но есть у этого аята и более глубокий смысл, который открывается людям знающим. И заключается он в том, что жизнь человека состоит из разных этапов, и для истинно верующего его каждое последующее состояние лучше, чем предыдущее [Ибн Ашур 30/397].
Это подтверждается и рассказом Сухайба ар-Руми о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Удивительно положение верующего! Он извлекает выгоду из всего происходящего, и не удаётся это никому, кроме верующего. Если он приобретает добро, то проявляет благодарность, и это становится для него благом. Если же его постигает несчастье, то он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» [Муслим 2999].
Как же правильно благодарить Всевышнего и проявлять терпение? Секрет этого искусства, искусства приумножать благо и делать жизнь прекраснее, раскрывается в последних аятах суры «Утро»: «Так не притесняй же сироту, и не гони просящего, и говори только о милости твоего Господа» (сура 93 «Утро», аяты 9–11)
. Эти три заповеди охватывают весь шариат Аллаха, и выполнить их способен лишь тот, кто уверовал в Него всей душой и подчинился ему телом.
Заповедь первая — не притесняй сироту. Она предполагает доброе и почтительное отношение ко всем слабым и беззащитным, сиротам и беднякам, вдовам и пленникам. Коран не только запрещает относиться к ним несправедливо или с презрением, но и побуждает верующих находиться рядом с ними и не избегать их общества. Всевышний сказал: «Терпеливо будь вместе с теми, которые молятся своему Господу по утрам и перед закатом, взыскуя Его лика. Не отвращай от них твоего взора, желая прелестей ближней жизни, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему напоминанию, кто потакает своим прихотям и чьи дела окажутся тщетными» (сура 18 «Пещера», аят 28)
.
Послушайте поучительную историю, рассказанную благородным сподвижником Абу Хубайрой. После заключения Худайбийского мира предводитель мекканских язычников Абу Суфьян в сопровождении нескольких человек прибыл в Медину. Когда он повстречался с Сальманом, Билялем и Сухайбом, они сказали: «Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!» Абу Бакр, надеявшийся на обращение Абу Суфьяна в ислам, упрекнул их и сказал: «И вы говорите такое шейху и господину курайшитов?!» А потом он пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о происшедшем, и тот сказал: «О Абу Бакр, может быть, ты разгневал их? Поистине, если ты разгневал их, значит ты разгневал и твоего Господа». Тогда Абу Бакр пришёл к ним и спросил: «О братья, не разгневал ли я вас?» Они ответили: «Нет, брат наш, да простит тебя Аллах» [Муслим 2504].
Перс Сальман, абиссинец Биляль… Они были не просто бедняками. Они даже не были арабами. Но ислам научил верующих не делать различия между арабами и неарабами, между бедными и богатыми. Более того, бедняк и чужестранец, сирота и калека, каждый, кто уязвим более других, заслуживают большего сострадания и лучшего обращения. И тот, кто приносит им радость и облегчение, заслуживает довольство Всевышнего, а тот, кто унижает и обижает их, навлекает на себя Его гнев.
Вторая заповедь — не гони просящего. Вера человека не станет правильной, пока он не будет желать своим братьям и сестрам то же, что желает самому себе. И если кто-либо обращается к тебе с просьбой, которую ты можешь удовлетворить без вреда для себя, то помоги, а если кто-либо просит тебя поделиться знаниями или дать добрый совет, то ответь ему наилучшим образом.
Поистине, таким был превосходный нрав нашего Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Благородный сподвижник Джабир ибн Абдаллах рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, никогда не говорил “нет”, когда его просили о чём-нибудь» [Бухари 6034, Муслим 2311].
Третья заповедь — говори только о милости твоего Господа. Лучшее поминание Его милости — это призыв к поклонению Аллаху и следованию путём Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний сказал: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: “Поистине, я один из покорившихся”?» (сура 41 «Разъяснены», аят 33)
.
Тем не менее повеление говорить о милости Аллаха относится ко всем благам, которыми пользуются творения, а значит, верующий должен говорить только о хорошем и полезном, избегая лжи и злословия, бесполезных разговоров и сетования на судьбу.
Как часто, собираясь вместе, люди начинают делиться своими проблемами и обсуждать то, что не в силах изменить или исправить. Они делятся своими бедами не с Господом, Который способен исправить их положение, а с Его беспомощными рабами. Тем самым они ничего не приобретают, а лишь огорчают тех, кому они дороги, и дают повод злорадствовать своим завистникам и недругам. Они упускают день сегодняшний и не делают лучше день завтрашний.
Задумайся над этими заповедями. Первое из них по силам лишь тому, чья душа исполнена милосердия и сострадания, скромности и смирения. Второе требует готовности выполнять обязанности перед Аллахом и перед Его созданиями, а с третьим справится только тот, кто познал суть ислама и прямой путь, ведущий к довольству нашего Господа. И если ты желаешь улучшить своё будущее в этом мире и после смерти, то следуй этим путём и наберись терпения.
Избавься от страхов и переживаний, положись на руководство Всевышнего и помни, что мирская жизнь — всего лишь испытание и что любое несчастье, даже ссадина или укол, смывают твои прегрешения и облегчают твою участь в мире вечном. Твоё будущее зависит от твоих поступков сегодня, и это нисколько не противоречит тому, что оно было записано ещё до сотворения мира.
Рассказывают, что после того, как был ниспослан аят «Когда тот день наступит, ни один человек не заговорит без Его позволения, и среди них будут несчастные и счастливые» (сура 11 «Худ», аят 105)
, Умар ибн аль-Хаттаб спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «О Пророк Аллаха, скажи, то, что мы совершаем, уже предрешено или нет?» Он ответил: «Это уже предрешено и записано перьями, о Умар, но каждому облегчается совершение того, для чего он был создан» [Тирмизи 3111].
Тот, кто окажется среди счастливых, трудится для своего счастья, а тот, кто будет среди несчастных, трудится для своего несчастья. Никто не знает, что ему предписано, но каждый в итоге окажется там, куда он стремился. И никто не знает, каким будет его завтрашний день, но каждый имеет шанс сделать его лучше и светлее. И пусть Всевышний Аллах не лишает нас верного руководства и не оставляет наши молитвы без ответа, и пусть каждый следующий день приближает нас к Его милости, а не отдаляет от неё.