وَاجْتَنِبُوا قَوْلَ الزُّورِ
«И избегайте лживых речей» (сура 22 «Хадж», аят 30)
Изучая Священный Коран и Сунну нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, невольно приходишь к выводу, что благочестие и благополучие человека во многом зависят от его умения совладать с собственным языком. Уста и язык — одни из врат нашей души. Через них одни наполняют свои сердца полезными знаниями, поминанием Аллаха и добром, а другие — ложью и сомнениями. Посредством языка одни произносят свидетельство единобожия и оказываются под покровительством Всемогущего Господа, а другие произносят слова, которые делают тщетным всё, что они совершили.
Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда потомок Адама просыпается, все его органы выражают свою покорность языку и говорят: “Побойся Аллаха ради нас, потому что мы зависим от тебя. Если ты будешь правдив, то и мы будем поступать правильно, но если ты отклонишься, то и мы отклонимся”» [Ахмад 11927, Тирмизи 2407].
Если увязать эти слова с другим известным хадисом о сердце, маленьком кусочке плоти, от которого зависит праведность остальных органов, то становится понятно, почему язык называют толмачом сердца и черпаком души. Язык черпает из глубин нашей души мысли, которые человек порой пытается скрыть даже от самого себя, и нередко опережает разум, который не успевает осадить его. Как сказал известный проповедник из Хорасана Яхья ибн Муаз: «Сердце подобно котелку, в котором кипит то, что в груди, а язык — это его черпак. Дай же человеку выговориться, и его язык зачерпнёт из его сердца всё сладкое и кислое, пресное и горькое, и по его словам ты узнаешь на вкус его сердце» [Хилья аль-аулия 10/63].
В развязанном состоянии язык свидетельствует о человеке лучше, чем его осознанные поступки, и поэтому мудрые люди судят о других не только по делам, но прежде всего по словам, которые слетают с их уст, когда они ослабляют контроль над языком. Оттого и сказано о лицемерах: «Если бы Мы пожелали, то показали бы тебе [лицемеров], и тогда ты узнавал бы их по приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам» (сура 47 «Мухаммад», аят 30)
.
Однако же многие вокруг не осознают своей зависимости от языка и мало обращают внимание на свои слова. Среди людей есть такие, которые распространяют великую ложь и сбивают других с пути Аллаха. Есть и такие, которые сквернословят и грубят, и такие, которые постоянно сетуют на судьбу и жалуются. Одни лгут, чтобы посмешить друзей, а другие разносят сплетни и клевещут на своих знакомых. К великому сожалению, даже среди мусульман есть немало тех, кто позволяет себе говорить ложь и вести бесполезные беседы, не стыдясь своего Создателя и ангелов, которые нас окружают. А ведь Всевышний Аллах сказал: «Какое бы слово он ни произнёс, при нём всегда есть готовый наблюдатель» (сура 50 «Каф», аят 18)
.
Что бы ни говорил человек, его слова записываются благородными писцами, и очень скоро ему придётся отчитаться за всё, что он совершил и произнёс. И как же мучителен будет этот расчёт, если одного слова, вызвавшего гнев Аллаха, достаточно, чтобы человек попал в преисподнюю на семьдесят лет!
Передают со слов Биляля ибн аль-Хариса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, вы произносите слово, которым Аллах доволен, не предполагая, каких пределов оно достигает, а Аллах записывает, что из-за него Он останется доволен вами до дня встречи с Ним. И, поистине, вы произносите слово, которое гневит Аллаха, не предполагая, каких пределов оно достигает, а Аллах записывает, что из-за него Он будет гневаться на вас до дня встречи с Ним» [Ахмад 15890, Тирмизи 2319, Сильсиля сахиха 888]. Известный таби и выдающийся богослов Алькама ибн Кайс говорил: «От скольких слов меня удержал хадис Биляля ибн аль-Хариса» [Ибн Асакир 10/417].
Обратите внимание, в этом хадисе говорится о словах, которым человек совершенно не придаёт значения. Он даже не предполагает, что подобные речи могут сыграть роковую или счастливую роль в его жизни. А сколько страшных слов он произносит, заведомо зная о том, что они навлекают на него Божий гнев! Неужели он рассчитывает на то, что его минует судьба остальных грешников?! Неужели отсрочка, которую Всевышний предоставляет ему, чтобы он одумался и вернулся на прямой путь, лишь увеличивает его дерзость и неверие?
«Если Мы откладываем их наказание до рассчитанного срока, они непременно говорят: “Что же удерживает его?” Знайте же, в тот день, когда оно постигнет их, ничто не отвратит его, и окружит их то, над чем они насмехались» (сура 11 «Худ», аят 8)
.
Среди богопротивных поступков, которые человек совершает своими устами, особое место занимает ложь. Ложь несовместима с верой, ибо эти два качества не прекращают бороться друг с другом, пока одно из них полностью не вытесняет другое. Ложь противоречит принципам, на которых держится Вселенная и Шариат, ибо Аллах сотворил этот мир с истиной и ради истины. Он установил законы природы, Шариата и справедливого воздаяния тоже ради истины. Аллах Сам есть Истина, и ложь не имеет к Нему никакого отношения.
В Коране сказано: «Избегайте же нечисти идолов и избегайте лживых речей» (сура 22 «Хадж», аят 30)
. В этом аяте ложь упомянута в одном ряду с идолопоклонством — самой отвратительной формой многобожия. И вместе с тем идолопоклонство — это самая ужасная форма лжи, ибо нет большей лжи и несправедливости, чем приобщение сотоварищей к Аллаху. И нет большей лжи, чем равнение беспомощных и жалких творений с Тем, Кто без чьей-либо помощи творит и повелевает, одаряет и лишает, возвышает и унижает.
Аллах один волен оказать человеку милость или подвергнуть его испытанию. Он один обладает самыми совершенными именами и атрибутами, и поэтому только Он заслуживает поклонения и обращения к Нему с мольбой. Если же человек взывает с мольбами или питает великую любовь к кому-либо, кроме Аллаха, если он испытывает благоговейный трепет перед кем-либо другим или уповает на кого-либо другого, то он измышляет великую ложь. Как сказано в Коране: «Ложь измышляют только те, которые не веруют в знамения Аллаха. Они суть лжецы» (сура 16 «Пчёлы», аят 105)
.
Передают со слов Абу Бакры ас-Сакафи, что как-то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Не сообщить ли вам о самых тяжких из грехов?» Люди сказали: «Конечно, сообщи, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Это приобщение сотоварищей к Аллаху, неуважение к родителям». Он лежал, опёршись на руку, а потом сел и добавил: «И, поистине, это — лживое слово и лживое свидетельство! Это — лживое слово и лживое свидетельство». Абу Бакра сказал: «Он продолжал повторять это, пока я не подумал, что он никогда не смолкнет» [Бухари 2654, Муслим 87].
К тяжким грехам, совершаемым устами и лишающим человека Божьей милости, относится и попрёк. Поступающий так разрушает свою милостыню и забывает о том, что это Аллах оказал ему милость, когда вдохновил его на деяние добра и наделил возможностями для этого. В хадисе говорится: «Не войдёт в Рай тот, кто попрекает людей в оказанной им милости, ослушивается родителей и имеет пристрастие к спиртному» [Насаи 5162, Сильсиля сахиха 673].
Среди обитателей Рая нет места и тому, кто клевещет на людей и разносит сплетни. Разве не сплетни приводят к распространению недоверия в обществе, вражде между верующими и объединению людей вокруг нечестивцев, к которым они при других обстоятельствах даже не стали бы прислушиваться? Оттого и сказал Божий Посланник, мир ему и благословение Аллаха: «Сплетник не войдёт в Рай» [Муслим 105].
Тяжкое бремя взваливает на себя и тот, кто рассказывает анекдоты и лживые истории для того, чтобы рассмешить людей. Передают со слов Муавии ибн Хайды, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Горе тому, кто рассказывает и лжёт для того, чтобы посмешить людей. Горе ему! Горе ему!» [Ахмад 20035, Насаи 11061, Абу Давуд 4990, Тирмизи 2315]. А в другом хадисе говорится, что воздержавшемуся от лжи, даже если он собирался всего лишь пошутить, гарантирован дом в середине Рая [Абу Давуд 4800, Сильсиля сахиха 273].
Преданий о том, как важно следить за своей речью, очень много. Но даже тех из них, что мы перечислили, достаточно, чтобы благоразумный человек схватил себя за язык. Один из наших праведных предшественников говорил: «Слова — твои пленники, но если они вылетают из твоего рта, ты сам становишься их пленником». Помни же, что сподвижники и их последователи готовились к ответу даже за такие слова, как «сегодня жаркий день» или «сегодня холодный день». Врачеватель сердец Ибн аль-Каййим рассказывал, что одного из учёных увидели во сне после того, как он покинул этот мир. Его спросили о его положении, и он ответил: «Меня задержали за одно произнесённое мной слово. Как-то раз я сказал: “Как же сильно люди нуждаются в дожде!” И мне было сказано: “Откуда тебе было знать? Я лучше знаю о том, что в интересах Моих рабов”» [Джаваб кафи [1]/318].
Пречист Аллах! Как же мы далеки от правильного понимания ислама и как велика разница между нами и первыми мусульманами, которые соблюдали установления Аллаха и прославляли имя Его! И как часто сегодня можно встретить тех, кто называет себя верующим, но без зазрения совести предается празднословию и обсуждению чужих недостатков, пустым мечтаниям и бесполезным разговорам о политике.
Собираясь вместе, люди часто обсуждают политические события и высказывания государственных деятелей. Проблемы президентов, королей и муфтиев их волнуют больше, чем их собственное положение перед Аллахом. Не случайно наибольшей популярностью даже среди мусульман пользуются новостные ресурсы и форумы. На первых они узнают то, что потом обсуждают на вторых, делясь с другими своим некомпетентным мнением. Что же касается увещеваний и полезных наставлений, то лишь немногие интересуются ими. И ещё меньше тех, кто прислушивается к ним и очищает душу. Люди позабыли о себе, и произошло это потому, что они забыли об Аллахе и своих обязанностях перед Ним. Их сердца ожесточились, и это — неизбежное следствие беспечности и пустословия.
Передают со слов Абдаллаха ибн Умара, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не предавайтесь многословию, если дело не касается поминания Аллаха, ибо, поистине, многословие без поминания Всевышнего Аллаха свидетельствует о чёрствости сердца; и, поистине, самый отдалённый от Аллаха среди людей — тот, у которого чёрствое сердце» [Тирмизи 2411, Сильсиля даифа 920]. А в одном из преданий сообщается, что пророк Иса говорил: «Не предавайтесь многословию, если дело не касается поминания Аллаха, а не то ваши сердца станут чёрствыми. Поистине, чёрствое сердце отдалено от Аллаха, но вы не понимаете этого. И не смотрите на чужие грехи глазами господ, а смотрите на ваши собственные грехи глазами рабов. Ведь пока одни страдают, другие пребывают в благополучии. Так будьте же милостивы к тем, кто страдает, и хвалите Аллаха за благополучие» [Малик [1]/986].
Празднословие занимает человека и не позволяет ему наполнять сердце словами поминания и добрыми наставлениями. А ложь, клевета и обсуждение чужих недостатков оскверняют душу, после чего она начинает издавать зловонный запах. Ибн Абу ад-Дунья привёл следующий рассказ Мухаммада ибн Сирина: «Как-то раз один из ансаров проходил мимо нескольких сидящих людей и сказал им: “Совершите омовение, потому что некоторые из ваших слов хуже, чем осквернение”» [Самт [1]/91].
Верующим не подобает говорить то, что не приносит пользы и не приближает к Аллаху. Разговоры о политике не положат конец неверию и социальным проблемам, ибо только Аллах исправляет общество. Он сделает это тогда, когда люди станут достойны лучшего. И чем больше будет тех, кто установил царство ислама в своей душе, тем меньше проблем останется в обществе. И заблуждается тот, кто надеется приблизить помощь Аллаха разговорами о чужих грехах и ошибках. Как сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Человек исповедует ислам правильно, если не вмешивается в то, что его не касается» [Тирмизи 2317, Ибн Маджа 3976, Шарх ас-сунна 4132].
Таким образом, если человек желает уберечь свою душу от разложения и сохранить свои добрые дела, он должен обуздать свой язык и следить за своей речью. Для того чтобы справиться с этим, одного доброго намерения недостаточно. Нужно проявлять терпение и твёрдость, быть бдительным и остерегаться шайтана, который не упускает возможности вытянуть верующего на разговор о многочисленных проблемах и неприятностях. Лишь тот, кому удаётся уберечь свой язык от праздного и греховного, заслуживает близости к Аллаху. И поэтому Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я гарантирую Рай тому, кто ручается за то, что у него между челюстями и между ногами» [Бухари 6474].