اسْتَعِينُوا بِاللهِ وَاصْبِرُوا
«Просите помощи у Аллаха и терпите» (сура 7 «Ограды», аят 128)
Как прекрасно утро, которое мы встречаем в добром здравии и безопасности, имея крышу над головой и добрый удел! Когда мы можем любоваться удивительными красками природы и радоваться шелесту травы или журчанию ручья. Когда в душе у нас светло и ничто не омрачает наше сознание и разум. Когда мы полны сил и готовы созидать и творить добро, прославляя имя нашего Господа. Какой была бы наша жизнь, если бы каждый день был таким мирным и благополучным?!
Кто из нас не задавался таким вопросом, размышляя о бедах и лишениях, что постигают нас? И мы не всегда можем понять, почему именно с нами случилось такое. Пытаемся смотреть на тех, которым ещё хуже, возможно, намного хуже, чем нам. Но ведь стольким вокруг проще и сытнее. Почему же меня Аллах подверг такому испытанию?
Почему? Этот вопрос наваливается, как лавина, и занимает все мысли. И не поймёшь ведь, почему один ребёночек рождается здоровым, а другой приходит на свет Божий с каким-нибудь серьёзным дефектом, который на всю жизнь, от которого не избавиться. Вы скажете, нужно искать вину в родителях, что это они где-то поступили несправедливо, а где-то навлекли на себя чьи-то проклятия. Может быть. Но разве их ребёнку легче страдать за то, что совершили его родители, пусть даже они разделяют с ним эту боль? А иногда ведь и не разделяют, а просто отдают больного ребёнка в приют и забывают о нём, стирают его из своей жизни, чтобы не мучиться с ним и даже не видеть его.
А иногда, очень редко, мы открываем для себя какие-то причины, вспоминаем какие-то свои ошибки, понимаем слова Всевышнего: «Любая беда постигает вас только за то, что вы приобрели, а многое Он прощает» (сура 42 «Совет», аят 30)
. Но разве от осознания Божьей справедливости нам легче? Он же прощает многое. Стольким простил и дал отсрочку, и среди них наверняка есть такие, которые хуже меня. А почему мне не простил? Почему не дал лёгкий пинок, а вот так, сразу, не оставив шансов?
Ответы на эти мучительные вопросы мы узнаем только после смерти, в день воскрешения, когда увидим книгу нашей жизни целиком и увидим, как могла сложиться наша жизнь, случись с нами что-то другое, и тогда мы поймём, что путь, избранный для нас Всевышним, был самым лучшим для нас, самым коротким и безопасным путём к нашему спасению. И мы поймём, как ничтожна была земная жизнь по сравнению с вечностью и что все земные блага не стоили даже туши дохлой овцы, а за каждую выстраданную боль Господь наш готов простить и вознаградить.
Ведь сказано же в Коране: «Поистине, терпеливым их награда воздастся полностью без всякого счёта» (сура 39 «Толпы», аят 10)
. В «Сунане» сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскрешения, когда люди, которых постигли испытания, получат свою награду, те, которые пребывали в благополучии, пожелают, чтобы их кожу в этом мире изрезали ножницами» [Тирмизи 2402, Сахих аль-джами 8177].
Но в этой жизни всё наоборот: мы завидуем тем, кто богат и здоров, кого минуют трудности и несчастья, и мы даже не задумываемся о том, какую цену они платят за своё благополучие, мы просто не хотим замечать этого. А ведь очень часто испытания, выпадающие на долю тех людей, лежат на поверхности, стоит приглядеться — и их положению не позавидуешь, но мы видим только то, что хотим видеть. На самом же деле через испытания проходят все без исключения, только у каждого они свои, особенные.
Мы осознаем это в полной мере только после смерти, когда всё тайное станет явным и мы окажемся лицом к лицу с неизбежным расчётом, с той истиной, от которой многие убегают в этой жизни, чтобы потворствовать своим прихотям и не исполнять волю своего Господа. Но сегодня, когда эта истина ещё сокрыта от нас и мы узнаём о ней только из Откровения, умение принять своё испытание — это вопрос веры.
Если ты уверовал, то понимаешь, что по-настоящему значение имеет не то, в каком положении ты находишься, а лишь то, как ты реагируешь на своё положение, как поступаешь. Так часто бывает, что нам нравится то, что вредит нам, и, наоборот, нам не нравится то, что есть благо для нас. В конце концов, и болезнь есть испытание, и благополучие — тоже испытание, и вполне нормально, что человек предпочитает быть испытанным благополучием и богатством, а не болезнями и лишениями. Но если Аллах предпочёл для нас иное, значит в этом есть благо для нас. И верующий человек принимает волю Всевышнего, потому что доверяет Ему. Он не ропщет и не бунтует, но просит у Аллаха облегчение, просит исцелить его или одарить благами. Просит и верит.
Да, есть болезни неизлечимые, но во власти Аллаха привнести в жизнь человека новые великие смыслы, которые сделают его недостаток не таким чувствительным или даже ничтожно малым. Каким бы серьёзным он ни казался нам. И так много вокруг примеров удивительной стойкости, проявленной людьми с ограниченными возможностями, инвалидами, лишёнными зрения или конечностей. Но они не пали духом и не сломались, а нашли себя в этой жизни и стали примером для других.
Сколько людей, лишившихся зрения, сумели стать выдающимися учёными, спортсменами, государственными деятелями! Сколько инвалидов добились большего, чем многие здоровые люди, и помогли миллионам других обрести веру в себя! За примерами не нужно ходить далеко, искать их где-то за океаном или в прошлом. Их так много вокруг нас, нужно лишь не прятаться от них за покрывалом беспечности и неосведомлённости.
Поступки таких замечательных людей намного красноречивее, чем проповеди имамов, потому что они на своём примере демонстрируют, как нужно преодолевать трудности, о которых остальные почти ничего не знают. Ведь как это — не видеть небо, горы, облака, или не слышать пения птиц и журчания воды, или не иметь возможности погладить любимого человека или прижать его к себе? Закройте глаза всего на пару минут, а потом представьте, что это навсегда. Аль-хамду ли-Ллях! Мы не можем даже представить себе этого. А ведь это реальность, в которой живут некоторые наши братья и сёстры, и их награда за терпение безмерно велика.
В «Сунане» приводятся слова нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, большая награда приходит с большим испытанием, и, поистине, если Всевышний Аллах полюбил кого-либо из людей, то Он испытывает их, и кто принимает это с довольством, тот заслуживает довольство [Аллаха], а кто гневается, на того гневается [Аллах]» [Тирмизи 2396, Ибн Маджа 4031, Шарх ас-сунна 1435].
А знаем ли мы, что такое довольство Аллаха? Его невозможно сравнить с земными благами. В хадисе кудси сообщается, что Всевышний Аллах сказал: «Я приготовил для Моих праведных рабов то, чего не видели глаза, чего не слышали уши и о чём даже не помышляла душа человека» [Бухари 4779, Муслим 2824]. Нет на земле чего-то такого, с чем можно сравнить награду, которую Аллах приготовил для тех, кем Он доволен. И мы знаем лишь то, что она безмерно велика и что она достаётся с трудом. Всегда только с трудом и через испытания. И чем крепче иман, чем ближе ты хочешь стать к Аллаху, тем больше опасностей тебя подстерегает в этом мире, который у Аллаха не стоит даже крыла комара. Поэтому будь готов к испытаниям. Они сопутствуют праведникам и указывают на то, что Аллах очищает тебя и приближает к Себе. Как сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Есть у Аллаха степень, которой человек не может достичь благодаря деяниям, но Аллах продолжает испытывать его тем, что ему неприятно, пока он не достигнет её» [Абу Яля 6095, Ибн Хиббан 2910, Сахих ат-таргиб 3408].
Смысл этого в том, что испытания смывают грехи, учат ценить блага, пробуждают от сна беспечности и подталкивают к частому покаянию и совершению добрых дел, но всё это невозможно без терпения, а источник терпения — это сильная воля и вера. То есть принять испытание не значит просто смириться, опустить руки и надеяться на будущую жизнь. Нужно ещё и не терять надежду на милость Аллаха, не прекращать просить Его об исцелении и облегчении, верить в то, что для Него нет невозможного и что помощь Его приходит оттуда, откуда её даже не ждёшь. Вот что значит принять испытание с верой и надеждой.
А ещё важно научиться держать первый удар, когда беда неожиданно наваливается и ты в растерянности не знаешь, что делать. Сообщается, что как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо женщины, которая стояла у могилы ребёнка. Увидев её печаль, он сказал ей: «Побойся Аллаха и прояви терпение». Не узнав Пророка, мир ему и благословение Аллаха, женщина ответила: «Что тебе до моего горя?!» Когда же ей сказали, что это был Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женщина сильно перепугалась, пришла к его дому и сказала ему: «О Посланник Аллаха, я не узнала тебя!» Он же сказал ей: «Поистине, терпение проявляется при первом потрясении» [Бухари 7154, Муслим 926].
Можно ли быть готовым к таким потрясениям, как скоропостижная смерть ребёнка? Наверное, нет. Но терпеть нужно, даже когда очень больно и земля уходит из-под ног. Поэтому в известном хадисе говорится, что «терпение — это свечение» [Муслим 223]. Арабское слово ضِيَاء ‘свечение’ мы встречаем и в кораническом описании солнечного света: «Он даровал солнцу свечение, а луне — сияние» (сура 10 «Юнус», аят 5)
. То есть луна сияет, а солнце — излучает свет и тепло. Так же и терпение: оно возвышает верующего и очищает его сердце до блеска и сияния, но вместе с тем оно обжигает и причиняет боль.
Но в этой своей беде человек никогда не остаётся один. Испытывая человека тем, что заставляет сжиматься его грудь, Всевышний не оставляет и не покидает его. Он всегда рядом с благодарным и терпеливым и следит за каждым движением его души, чтобы ещё больше возвысить его, когда он проявляет твёрдость, и нежно подхватить его в минуты слабости, когда он готов оступиться. Поистине, никто так не поддерживает страждущих, как наш Господь, и ничто так не утешает, как Его Слово и обещание.
В «Сахихе» сообщается, что в день воскрешения Аллах скажет: «О сын Адама! Я заболел, а ты не навестил Меня. Я попросил тебя накормить Меня, а ты отказался. Я попросил тебя напоить Меня, а ты отказался». Вы представляете, что значат эти слова? «Я заболел, а ты не навестил Меня». Как такое возможно, чтобы Всемогущий Господь заболел? Естественно, человек удивится этому и спросит: «Господи, как я мог навестить Тебя, Господа миров?» Аллах скажет: «Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов заболел, а ты не навестил его? Разве ты не знал, что если ты навестишь его, то найдешь Меня рядом с ним?» [Муслим 2569].
Вот и скажите после этого, кто из нас больше нуждается друг в друге: здоровые или больные? И кого из нас Аллах по-настоящему испытывает: тех, которые страдают и терпят, надеясь на награду от Аллаха, или тех, которые здоровы и должны быть рядом с ними в эти тяжелые дни? Поистине, Аллах «сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас [и увидеть], чьи деяния будут лучше» (сура 67 «Власть», аят 2)
.
То есть жизнь и смерть созданы для того, чтобы мы с вами были испытаны, чтобы правдивые верующие отделились от лжецов и вошли в Райские сады. Это величайшая мудрость сотворения мира со всем добром и злом, что есть в нём. И если сегодня тебе хорошо и комфортно, значит Аллах испытывает тебя благополучием, а если тебя постигли трудности и беды, значит пришло время проявить стойкость и терпение.
Дай Бог каждому из нас пройти наше испытание красиво! Нет, мы не просим у Аллаха тяжёлых испытаний и лишений, наоборот, мы просим у Него прощения и благополучия. Но если наступит час испытания, пусть Аллах придаст нам силы, чтобы мы сумели принять его достойно, с верой и надеждой, и пусть помощь от Аллаха будет скорой, а награда — большой и щедрой.