وَقُومُوا لِلهِ قَانِتِينَ
«И стойте перед Аллахом смиренно» (сура 2 «Корова», аят 238)
Как часто приходится слышать упрёки в адрес молящихся, которые совершают не лучшие поступки и тем самым бросают тень на всех верующих. Чего греха таить, много среди молящихся таких, которые мало веруют и совершают молитвы небрежно. Но много и таких, которые искренне приходят к этому светлому источнику, чтобы очистить одежды богобоязненности и заслужить прощение. Ведь для того и устроена молитва, чтобы мы обращались к Аллаху со своими недугами и надеялись на спасение, и у каждого из нас свои слабости, и порой тайный грех праведника опаснее, чем явный грех ослушника.
Согрешивший не заслуживает укора за свою молитву, хотя бы и уступил он где-то страстям или проявил нерадивость. Если он терзается раскаянием и просит Аллаха взять его за руку и вернуть на путь истинный, то молитва становится для него искуплением. Сообщается, что как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как вы думаете, если бы рядом с дверью кого-нибудь из вас текла река и он купался бы в ней пять раз в день, на нём осталась бы грязь?» Люди сказали: «Нет, на нём не осталось бы грязи». Он сказал: «Так же и пять молитв. Посредством их Аллах удаляет грехи» [Бухари 528, Муслим 667]. А в другом хадисе сказано: «Пять [ежедневных] молитв, пятничные молитвы и рамадан искупают то, что было совершено между ними, если человек сторонился больших грехов» [Муслим 233].
То есть молитва сама по себе очищает сердце верующего от мелких прегрешений и их следов. Но если он погубил чью-то жизнь, присвоил чьё-то имущество или взял взятку, то одной молитвы недостаточно, чтобы очиститься. Такой грех становится поперёк молитвы и мешает ей, она выталкивает его, а он возмущается против неё, и вдвоём они не могут ужиться в одном сердце. Поэтому Всевышний сказал: «Поистине, молитва оберегает от мерзости и предосудительного» (сура 29 «Паук», аят 45)
. Но если человек сам не оберегается от грехов, то молитва проигрывает эту битву и лишается силы и благодати. Сообщается, что Абдаллах ибн Масуд сказал: «Поистине, молитва приносит пользу только тому, кто слушается её». Абдаллах ибн Аббас же сказал: «Того, кого молитва не побуждает к одобряемому и не удерживает от порицаемого, она лишь отдаляет от Аллаха» [Ибн Касир 6/281].
Когда такое случается, молитва превращается в механическое повторение слов и движений, которые больше не вызывают трепетного волнения и не заставляют мурашки бегать по коже. Во время такой молитвы мысли не успевают за языком, который торопится выговорить то, что ему положено, и снять с себя груз ответственности. Это опаснейшее состояние, которое в лучшем случае граничит с лицемерием, ибо сказано: «Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их. Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и лишь немного поминая Аллаха» (сура 4 «Женщины», аят 142)
.
Верующий же поминает Аллаха во время молитв много и усердно. Он вникает в смысл слов, которые он произносит, и пропускает их через своё сердце. Когда он стоит на молитве или совершает поклоны, то представляет себя перед Всемогущим Царём, Который принял его и приблизил к Себе, чтобы услышать его мольбы и жалобы. И он славит Его самыми лучшими словами, благодарит Его за бесчисленные блага, рассказывает Ему о своих трудностях, просит Его не предоставлять самому себе и не лишать поддержки. Такая молитва как нельзя лучше характеризует верующего, и поэтому в Коране сказано: «Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время молитв» (сура 23 «Верующие», аяты 1–2)
. Среди многих других качеств Аллах первым назвал именно смирение в молитве.
Смирение — это когда ты присутствуешь на молитве душой и телом. Твоё сердце устремлено к Господу и открыто для Него, оно наполняется светом и знанием от чтения Его аятов. Твой взор прикован к тому месту, которого ты касаешься лбом во время поклона, и ты лишний раз не шевелишься, ибо даже малейшие движения не остаются незамеченными Ведающим тайное и явное. Ты стоишь, кланяешься и падаешь ниц, подчинив свою душу и тело единственно желанию угодить Аллаху и быть принятым Им. Ты будто ощущаешь Его присутствие и твёрдо знаешь, что Он видит и слышит тебя и что Он превыше того, чтобы обмануть твои ожидания. Он не отвернётся от тебя, пока ты не отвернёшься от Него. Как об этом сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, Аллах приказал вам молиться, и когда вы молитесь, то не смотрите по сторонам, потому что Аллах обращается лицом к Своему молящемуся рабу до тех пор, пока тот не отвернётся» [Тирмизи 2863].
Смиренно молящийся знает, что Аллах видит порывы его души и его намерения, и знает, что он уже совершил и что он собирается сделать. И он просит прощения за свои прегрешения, которые он вспоминает, и стыдится того, что он помышлял о каком-то нехорошем поступке, в отчаянье опускал руки или не хотел простить брата, который обидел его. Он старается привести свои помыслы, желания и поступки в соответствие с тем, что заповедал Аллах и что принёс Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Потому что только так можно заслужить Его прощение и довольство, а упорство в любом грехе, особенно когда ты стоишь лицом к лицу с Аллахом, — это путь Иблиса и тех, кто последовал за ним.
Такая молитва остаётся верующему и остаётся вместе с верующим. Она помогает ему помнить об Аллахе, освещает путь перед ним и удерживает его от дурных поступков в течение нескольких часов до следующей молитвы. А кроме того, она обеспечивает ему защиту от бед, и прежде всего это относится к молитве на рассвете. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто совершил рассветную молитву, находится под защитой Аллаха» [Муслим 657, Тирмизи 222]. А в хадисе кудси сообщается, что Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама, соверши для Меня четыре раката в начале дня, и Я защищу тебя от забот в конце его» [Тирмизи 475]. Здесь имеются в виду дополнительная и обязательная молитвы на рассвете или молитва, совершаемая после восхода солнца.
Но если молитва не побуждает человека к благочестию и размышлению, если она не заставляет его стыдиться своих грехов и каяться в них, то она лишена света и духа. Господь не нуждается в долгих поклонах и стояниях того, кто не раскрывает перед Ним своего сердца, не стремится очиститься и мало поминает Его, ибо в таком случае не достигается самая цель молитвы. Всевышний сказал: «И совершай молитву, чтобы помнить обо Мне» (сура 20 «Та, ха», аят 14)
. А в другом аяте после веления совершать молитву говорится: «Но помнить Аллаха важнее, и Аллах знает о том, что вы делаете» (сура 29 «Паук», аят 45)
, то есть поминание Аллаха важнее, чем всё остальное в молитве.
И тем не менее сосредоточиться на молитве трудно, и это знает каждый мусульманин. Ничто так не устрашает шайтана, как искренняя и смиренная молитва, в которой человек не призывает никого, кроме Аллаха. Поэтому шайтан подбирается к верующему во время молитвы и мешает ему, запутывает его мысли и напоминает ему о самых разных вещах, о делах, которые требуют его внимания, и даже о том, что у него не получалось вспомнить. Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда раздаётся призыв к молитве, шайтан убегает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он снова подступает. И он отступает во время икамы, когда же и этот призыв завершается, он снова подступает, чтобы встать между человеком и его душой. Он говорит ему: “Вспомни о том-то и вспомни о том-то”, о чём тот даже не думал» [Бухари 608, Муслим 389].
Смирению в молитве также мешают многие наши повседневные дела, без которых мы не можем обойтись. И тем не менее, если заботиться о молитве и готовиться к ней заранее, то можно оградить сердце от того, что мешает ему полностью отдаться Аллаху. С этой целью не разрешается приступать к молитве, если человек хочет справить нужду, или если он сильно голоден, а еда уже подана на стол, и не разрешается бежать на молитву, даже когда опаздываешь к её началу, потому что стоять перед Аллахом смиренно важнее, чем произнести такбир вместе с имамом, запыхавшись от быстрой ходьбы. С этой же целью предписано много поминать Аллаха, когда мы занимаемся повседневными делами, чтобы сердце оставалось живым и бодрым, и об этом сказал Всевышний: «Когда же молитва завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (сура 62 «Собрание», аят 9)
.
Знающие люди говорят, что у молитвы есть несколько степеней. Нижайшая из них — когда человек не уделяет должного внимания молитве, не совершает омовения как положено, пропускает молитву и не выполняет её условий и обязательных предписаний. Об этом сказано в Коране: «Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам» (сура 107 «Утварь», аяты 4–5)
. Арабским словом وَيْلٌ — ‘горе’ — названа долина в Аду, по которой будут течь гнойные выделения грешников, и в ней будут собраны лицемеры, пренебрегавшие своими молитвами [Табари 24/659].
Вторая степень — когда человек совершает молитву вовремя с соблюдением всех условий и обязательных предписаний, но отвлекается на наущения шайтана. Если он не пытается бороться с этими наущениями и мало поминает Аллаха, то он будет призван к ответу, а если он гонит неуместные мысли и возвращается к Аллаху, то Аллах принимает его. И чем больше времени он проводит в молитве с Господом, тем больше его награда, потому что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, человек завершает молитву, а ему записывается только одна десятая, одна девятая, одна восьмая, одна седьмая, одна шестая, одна пятая, одна четвертая, одна третья или половина» [Абу Давуд 796].
Наконец, высшая степень — это когда молящийся полностью погружается в общение с Аллахом и шайтану не удаётся надолго отвлечь его. Он представляет себя перед Господом миров, его тело смиренно подчиняется душе, которая ищет близости к Аллаху, его ум следует за тем, что произносит его язык, а его сердце переполняется радостью, благодарностью, удовлетворённостью, любовью, надеждой, страхом, упованием и другими лучшими качествами, связывающими раба с Господом. А уберечься от наущений шайтана ему удаётся благодаря тому, что он помнит об Аллахе не только в молитве.
Молитва открывает свои сокровищницы перед верующим, когда он много поминает Аллаха днём и ночью, ощущает на себе Его взор и поддерживает с Ним связь как с самым близким другом, покровителем и защитником. И он борется с шайтаном и своим нафсом, испрашивая у Аллаха помощь и защиту, а потом приходит на молитву в назначенный час, чтобы дать своим врагам генеральное сражение, получив поддержку от своего Покровителя и Защитника. Михраб становится для него цитаделью, в которой он укрывается от стрел шайтана, залечивает раны и собирается с силами, чтобы чувствовать себя уверенно за её стенами. А вокруг этой цитадели он выстраивает другие оборонительные рубежи из дополнительных молитв, зикров, чтения Корана, общения с праведными людьми, и чем прочнее эти рубежи, тем недоступнее он для шайтана, для его пехоты и конницы.
В этом сравнении нет ни доли преувеличения, и жизнь верующего представляет собой непрерывную битву с шайтаном, его помощниками и собственными страстями. Эта битва продолжается даже тогда, когда человек спит, ибо шайтан не отступает от него и ищет способ навредить ему. Но Всевышний не сделал нас беззащитными перед ним и не дал ему власти над нами. Аллах научил нас всему, что мы должны знать, чтобы разрушать козни шайтана, обходить его ловушки и прогонять его от себя. И молитва — это всегда возможность проверить состояние наших сердец, набраться духовных сил, переосмыслить наши слова и поступки, искупить многое из того, что мы совершили неправильно, и испросить помощи для совершения того благого, что мы наметили для себя.