ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

«Молитесь Мне, и Я отвечу вам» (сура 40 «Прощающий», аят 60)

Среди всех форм поклонения самое актуальное для человека во все времена — это мольба. Это не просто путь приближения к нашему Господу, но и проверенный способ сохранить и приумножить то, что имеешь, и уберечься от многих бед. Кто из нас не желает жить в достатке и счастливо, не зная болезней и лишений? И какой верующий не просит Милостивого Господа о благополучии в этом мире и спасении после смерти?

Мы просим о многом и так часто получаем ответы на свои мольбы, что иной раз забываем, что для достижения желанной цели недостаточно только возносить молитвы, а нужно ещё и трудиться, прилагая соответствующие усилия. И как без добрых дел и молитв не обрести довольства Господа в будущей жизни, так и без учёбы и упорного труда не добиться больших успехов в этой жизни. Но какими бы ни были наши старания, сколько бы сил мы ни потратили на пути к своей мечте, дотянуться до неё можно только с дозволения Всевышнего. И столько тому примеров вокруг, что при любых важных обстоятельствах, когда мы хотим избежать беды или приблизить благо, мы умножаем свои молитвы.

Хорошо бы, конечно, чтобы мы много призывали Аллаха и в благополучии, ибо тогда наши молитвы в дни тягот и забот будут приниматься быстрее. В хадисе об этом прямо говорится: «Кто желает, чтобы Аллах отвечал ему в горести и печали, пусть много призывает Его в благополучии» [Тирмизи 3382, Сильсиля сахиха 593]. И всё же любая мольба, если в ней нет ничего запретного и непристойного, угодна Великому Аллаху, и об этом тоже сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Ничто не почитается Аллахом так высоко, как мольба» [Тирмизи 3370, Ибн Маджа 3829].

Аллаху нравится, когда мы обращаемся к Нему с мольбами, рассказываем Ему о своих трудностях, раскаиваемся в своих прегрешениях. Он — Ар-Рахим (Милующий) и любит, когда Его молят о милости. Он — Аль-Гафур (Прощающий) и любит, когда Его просят о прощении. Он — Аль-Ваххаб (Дарующий) и любит, когда люди вымаливают у Него блага. Он — Аш-Шафи (Исцеляющий) и любит, когда у Него ищут исцеление. Он — Аль-Хафиз (Хранитель) и любит, когда Его молят о помощи и спасении. Как сказано в Коране: «У Аллаха самые прекрасные имена. Призывайте же Его ими» (сура 7 «Ограды», аят 180).

Тот же, кто проявляет высокомерие и не молится своему Господу, Чьими благами он постоянно пользуется, и тот, кто обращается с мольбами к кому-либо из творений, унижаясь перед ними и вымаливая у них то, что во власти одного Аллаха, поступают несправедливо и вредят самим себе. Своими бессмысленными словами они раздражают Того единственного, Кто заслуживает унижения и мольб Своих творений и Кто отвечает им. Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах гневается на того, кто не просит Его» [Ахмад 9699, Тирмизи 3373, Ибн Маджа 3827].

Частыми просьбами можно досадить эмирам и богачам, даже когда удовлетворение нужд тех, кто обращается к ним за помощью, не составляет для них никакого труда и попросту остаётся незамеченным ими. И тем не менее, увидев просителя снова, они хмурятся или выражают недовольство, как бы напоминая самим себе и окружающим, что они ничем не обязаны тем людям. Возможно, им очень даже нравится делать добрые дела и раздавать милостыню, но они не способны избавиться от своей человеческой слабости, о которой нам напоминает Коран: «Если бы вы владели сокровищницами милости моего Господа, то всё равно бы скупились из страха обеднеть, ведь человек скареден» (сура 17 «Ночной перенос», аят 100). Но Аллах не боится бедности и щедро одаряет тех, кто знает о Его щедрости и молится Ему. И Он милует и принимает тех, кто знает о Его милости и стремится к Нему.

Призывая Аллаха и укрепляя нашу связь с Ним, мы получаем возможность приближать кое-что из того, что желаем и о чём просим, и отдалять кое-что из того, чего опасаемся и хотим избежать. В одном из хадисов нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, говорится: «Ничто не может помешать тому, что предначертано, кроме мольбы, и ничто не продлевает жизнь, кроме праведных деяний» [Тирмизи 2139, Сахих аль-джами 7687]. Однако, вымаливая для себя блага, мы не можем знать о том, как они повлияют на нашу судьбу и чем обернутся для нас в конечном итоге. Аллах же знает об этом и не перестаёт заботиться о нас, когда отвечает нам. Иногда мы сразу получаем то, о чём попросили, а иной раз ответ на мольбу задерживается и его приходится ждать долгие годы. И это неудивительно, ведь человек взывает к Тому, Кто знает явное и сокровенное, кто заботится о Своих рабах лучше, чем они заботятся о себе и своих детях.

Всевышний знает, что есть люди, которые не выдержат испытания болезнью, и Он дарует им благоденствие и здоровье, чтобы они устояли на прямом пути. А есть такие, для которых физическая сила станет искушением, и Он посылает им болезнь и слабость, чтобы удержать их от преступлений. Он знает, что некоторых бедность подтолкнёт на совершение грехов, и Он избавляет их от нужды, чтобы они благодарили Его. Тем же, кто не выдержит испытания богатством, Он посылает скромный удел, чтобы удержать их от соблазнов и распущенности. А иной раз человек так искренне взывает с мольбой, что она искупает многие из совершённых им грехов и приближает его к Аллаху сильнее, чем любое другое из его благодеяний. И тогда Всевышний медлит с ответом на его мольбу, чтобы он проявил усердие в поклонении Ему и чтобы потом щедро вознаградить его за старание и проявленное терпение.

Какой бы ни была причина такой задержки, — а чаще всего она остаётся непонятой нами, — нам не следует торопиться и отчаиваться. В хадисе сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас получит ответ, если только он не проявит нетерпение, сказав: “Я молился, но не получил ответа”» [Бухари 6340, Муслим 2735]. В другом хадисе говорится: «Молитвы раба будут приниматься до тех пор, пока он не просит о чём-либо греховном или о разрыве родственных уз и пока он не проявит нетерпение». Его спросили: «Посланник Аллаха, что значит проявить нетерпение?» Он ответил: «Это когда он говорит: “Я молился и молился и не вижу никакого ответа”. Это надоедает ему, и он прекращает молиться» [Муслим 2735].

Ибн аль-Каййим сравнивает такого человека с крестьянином, который засеял поле или посадил дерево, ухаживал за ним и поливал его, а потом, не дождавшись созревания урожая, бросил это занятие [Джаваб кафи [1]/29]. Разве благоразумный человек поступает так? И разве деревья приносят плоды раньше установленного срока? Так же и у мольбы есть свой срок, который зависит от многих причин, ускоряющих или же, наоборот, задерживающих принятие наших молитв. Искренняя и правильная мольба не пропадает даром, но нам надлежит позаботиться о ней, украшая её терпением и смирением и расчищая путь перед ней мольбами о прощении и покаянием.

Прекрасным примером для нас был пророк Муса, мир ему. Опасаясь мести Фараона и его вельмож, он сбежал из Египта и добрался до Мадиана. Утомлённый долгим переходом и палящим солнцем, он пришёл в город, где у него не было ни друзей, ни знакомых. Он отчаянно нуждался в любой помощи, и в тот момент ничто, кроме веры, не давало ему надежды на спасение. Но даже в таком положении он совершенно бескорыстно помог двум девушкам, которые привели на водопой своё стадо. Увидев, что они стеснительно стоят в сторонке и ждут, пока разойдутся люди, он вызвался напоить их овец, даже не попросив у них награды. Когда же они увели своё стадо, Муса отошёл в тень и сказал: «Господи, я нуждаюсь в любом благе, которое Ты ниспошлёшь мне» (сура 28 «Рассказ», аят 24).

Сколько благородства и мужества было в его поступке! И какой выразительной была его мольба! Это были не просто слова — всем своим видом и положением Муса выказывал крайнюю нужду в поддержке Аллаха. Именно так поступает человек, который обращает своё лицо в сторону киблы, поднимает руки и смиренно просит Аллаха о помощи и прощении, а его глаза наполняются слезами признания его бесконечной зависимости от Аллаха, благодарности за Его блага и раскаяния в совершённых грехах. О превосходстве такой мольбы говорил наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Ваш Господь — Стыдливый и Щедрый, и Он стыдится вернуть руки раба пустыми, когда тот воздевает их к Нему» [Ахмад 23765, Абу Давуд 1488, Тирмизи 3556, Ибн Маджа 3865].

Мольба — это источник удивительной силы и залог спасения от гнева Всемогущего Судии. Благоразумный человек не станет пренебрегать ею и непременно воспользуется этим необременительным способом уберечь себя и свою семью от несчастий в этом мире и страшных мучений в жизни вечной. Передают со слов Абдаллаха ибн Умара, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мольба помогает уберечься от того, что уже случилось, и того, что ещё не случилось. Молитесь же, о рабы Аллаха» [Тирмизи 3548; Хаким 1815, Сахих аль-джами 3409]. А в другом хадисе говорится: «Не проявляйте слабости в мольбе, ибо никто не погибает, пока молится» [Хаким 1818, Сильсиля даифа 843].

Как может верующий не усердствовать в мольбе, если она спасает от скорого наказания даже тех, которые не уверовали в Аллаха и придают Ему сотоварищей. Всевышний сказал о курайшитах, которые изгнали Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, из родного города: «Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты среди них, и Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (сура 8 «Трофеи», аят 33). Курайшиты осознавали тяжесть совершаемых ими грехов, но не желали раскаяться и встать на прямой путь. Они лишь молили Аллаха о прощении и просили Его не наказывать их. Конечно, если человек придаёт сотоварищей Аллаху, обрекая себя на вечные страдания, ничто не способно навсегда защитить его от Божьей кары. Тем не менее мольбы язычников были одной из причин, по которым их наказание было отсрочено.

В другом аяте сообщается, что Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было приказано сказать язычникам: «Скажи: “Мой Господь не придал бы вам значения, если бы не ваши мольбы”» (сура 25 «Различение», аят 77) — то есть даже вы, обожествляющие камни и поклоняющиеся им, оказавшись в безвыходном положении, начинаете искренне взывать к Аллаху, и тогда Он принимает ваши мольбы и спасает вас из беды.

Всевышний Аллах внимает мольбам всех, кто обращается к Нему за помощью или прибегает к Его защите. Его милости не лишены ни праведники, ни преступники, и принятие мольбы ещё не означает того, что человек занимает высокое положение перед Аллахом и принадлежит к числу Его любимых рабов. Господь отвечает на зов и верующих, и неверующих, особенно если в момент мольбы они проявляют настойчивость и смирение, не возлагая надежд ни на кого, кроме Него. Оттого и сказано в Коране: «Ваш Господь сказал: “Молитесь Мне, и Я отвечу вам”» (сура 40 «Прощающий», аят 60).

Что же заставляет тебя сомневаться в помощи твоего Господа и искать для себя других покровителей? Он создал тебя из крошечной капли и наделил тебя красивой внешностью и статью, одарил тебя знаниями и силой, богатством и разными способностями. Он не предоставил тебя самому себе и ждёт, чтобы ты вернулся к Нему, чтобы ты остался с Ним наедине и тихо помолился Ему, с надеждой и трепетом, от всего сердца. И тогда Он непременно ответит на твой зов, потому что Он — Близкий и Отзывчивый. Нет для Него ничего невозможного, ибо Он превращает мёртвое в живое, а живое — в мёртвое. Он сменяет ночной мрак на дневной свет и делает всё, что пожелает. Он любит отвечать на искренние молитвы Своих рабов и ждёт, чтобы Его создания смиренно обратились к Нему за помощью, признав свою бесконечную нужду в Нём.

Наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждую ночь, когда наступает её последняя треть, наш Всеблагой и Всевышний Господь нисходит на ближайшее небо и говорит: «Кто молится Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я одарил его? Кто молит Меня о прощении, чтобы Я простил ему?» [Бухари 1145, Муслим 758].

А раз так, устремись к твоему Господу и проси прощения за твой грех, и пусть горький осадок сожаления не мешает тебе добиваться Его благосклонности. Проси Его о любых благах, которые могут принести тебе пользу, и будь настойчив в своей мольбе, ибо никто другой не одарит тебя и никто не защитит тебя от Него. И не будь среди тех, кто превозносится над поклонением Ему или отчаивается в Его милости. Поистине, милость Его объемлет всё сущее.