وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ نَسُوا اللهَ
«И не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха» (сура 59 «Сбор», аят 19)
Окружающий нас мир полон соблазнов и искушений. Всё вокруг обольщает и отвлекает от будущей жизни. Люди помышляют о богатстве и развлечениях, и лишь немногие задумываются о высоких идеалах и смысле жизни. Для достижения успеха невежество и подхалимство стали сподручнее, чем знания и правдивость. Подлинные добродетели преданы забвению, и говорить о них стало дурным тоном. Как здесь не вспомнить слова нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам был чуждым, когда появился, и придёт время, когда он снова станет чуждым, как и в начале, и Туба для чуждых» [Муслим 145]? В таком виде этот хадис приводится в «Сахихе» со слов Абу Хурайры, но сообщения на эту тему приводятся и в других источниках со слов более двадцати сподвижников.
Туба — это название огромного дерева в Раю. Комментаторы по-разному объясняют значение этого слова в данном хадисе. Одни считают, что оно означает ‘нескончаемая радость; вечное блаженство’, другие понимают под ним Рай вообще или то самое дерево в Раю, в тени которого всадник может скакать сто лет. Так или иначе, эта особая награда после смерти ожидает тех, кто кажется людям, далёким от веры, странным и чуждым.
Что же значит быть чуждым? Почему ислам был чуждым в первые годы его распространения? И почему он снова станет чуждым для людей? Хорошо известно, что в первые годы пророчества лишь немногие уверовали в Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Большинство его последователей были бедняками и рабами. Богатые и знатные мекканцы отвергали его проповеди и всячески пытались помешать ему. Они не желали расставаться с истуканами, которые почитались по всей Аравии и которым подносились богатые дары. Они опасались потерять уважение в глазах соседних племён и лишиться доходов от торговли. Но самое главное — они понимали, что Коран требует от них подчинить свои желания воле Всевышнего. Они больше не смогут распоряжаться богатствами по своему усмотрению и судить так, как им вздумается. Они не смогут придумывать законы для того, чтобы подчинять себе людей и отнимать их имущество. Они отчётливо понимали, что с установлением справедливых законов сила будет на стороне правого. Так было и с богатыми жителями Мадиана, которые сказали своему пророку: «О Шуайб, это твоя молитва повелевает тебе, чтобы мы отреклись от тех, кому поклонялись наши отцы, и не распоряжались нашим имуществом так, как мы хотим?» (сура 11 «Худ», аят 87)
. Это важнейший нюанс! Они хотели распоряжаться своим имуществом так, как им вздумается, не ограничивая себя какими-либо рамками или обязательствами.
Их устраивали существовавшие порядки, установленные ими самими или же их отцами. Они не желали отказываться от разорительных набегов на соседние племена, служивших источником лёгкой наживы. Им нравились шумные вечеринки, на которых они распивали вино в обществе полуголых певиц и танцовщиц. Им было по душе бесправие женщин, позволявшее им выдавать свою распущенность за великодушие и благородство. Их устраивали ростовщичество, мешавшее беднякам выбиться из долговой кабалы, и невежество, не позволявшее простолюдинам задуматься над происходившим вокруг.
Естественно, им казалось странным желание мусульман вести целомудренный и праведный образ жизни, отказываясь от привилегий, которые окружающие уже признали их «законным правом». Они не понимали, почему нужно делиться с бедняками и прощать должников, если на этом можно легко нагреть руки. Почему нужно дарить свободу рабам и предоставлять права женщинам, если это мешает чувствовать себя сильным и благородным? И почему нужно отвергать гадалок и предсказателей, если люди хотят верить им и добровольно тратятся на них?
Мусульмане не стремились к роскоши, в которой купались богачи, а если имели лишний дирхем, то делились им со своими братьями и сёстрами. Они помогали сиротам и вдовам, поддерживали слабых и бедняков, освобождали рабов. Они сторонились распутства, хорошо относились к жёнам и были снисходительны к детям. Они избегали высокомерия и ценили правдивость и верность. А когда язычники поступали с ними несправедливо, они проявляли терпение и старались смягчить их сердца по отношению к истине. Их система ценностей была непонятна и чужда людям, для которых главными добродетелями были сила и богатство. Но они сумели выстоять и победить. Благодаря терпению и покорности Аллаху. Благодаря Его мудрому руководству, которому они неуклонно следовали. Как сказал Всевышний: «Мы сделали их предводителями, которые по Нашему велению указывали на верный путь. Мы внушили им делать благие дела, совершать молитву и платить закят, и они поклонялись Нам» (сура 21 «Пророки», аят 73)
.
То было одно из величайших преображений в истории человечества. Поверив Божьему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, неграмотные люди, ранее поклонявшиеся идолам, не знавшие целомудрия, зарывавшие заживо новорождённых девочек, сумели встать на путь благочестия. Свет чистой веры озарил их сердца, а праведность и смирение очистили их от зависти, злобности и жестокости. Всего золота земли не хватило бы для того, чтобы примирить и объединить этих жителей пустыни, привыкших грабить, насиловать и убивать. Но вера пробудила в них всё лучшее, что они пытались скрыть от себя и от других. По милости Всевышнего они стали братьями и заложили основы величайшей цивилизации — цивилизации веры и знания. Столь блистательной, что, даже не будучи понятой, она увлекала и вдохновляла самые светлые умы остального мира.
В наши дни ислам снова стал чуждым для большинства людей. Золотой век ислама миновал так давно, что рассказы о нём кажутся легендами, благочестивыми, но не правдоподобными. Многим нашим современникам гораздо легче поверить в сказки Шахерезады, чем в то, что ислам способен изменить нашу жизнь к лучшему. Не потому что ислам изменился, но потому что изменились мусульмане. Полтора миллиарда людей на земле свидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха. Но большинство из них не соблюдают предписаний ислама и не понимают его предназначения. Они вспоминают о смерти лишь тогда, когда теряют родных и близких. Если они читают Коран, то редко размышляют над его смыслами. Если они молятся, то их молитвы не очищают сердца и не удерживают от греха. Они постятся, но от поста им остаются только голод и жажда. Они говорят ля иляха илля Ллах, но верят предсказателям и взывают с мольбами к усопшим. Они говорят Мухаммадун расулю Ллах, но надменно отвергают забытые сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они называют себя мусульманами, но занимаются ростовщичеством, обвешивают покупателей и берут взятки. А тех, кто изучает и соблюдает заповеди Всевышнего, они считают отсталыми и обвиняют во всех бедах, поразивших мусульманские народы. Постигшее однажды людей Писания теперь постигло самих мусульман: «После них пришли потомки, которые оставили молитву и стали потакать прихотям; они окажутся в убытке» (сура 19 «Марьям», аят 59)
.
В таком обществе верующие кажутся чуждыми и сами испытывают отчуждение. С этим сталкиваются взрослые мусульмане, когда их сердца озаряются светом Аллаха, а их жены и друзья не понимают, почему они перестали пить водку и брать взятки, а вместо этого решили читать книги и посещать мечети. Отчуждение испытывают взрослые мусульманки, когда сталкиваются с непониманием со стороны родных и близких. Бывает, что муж сердится на жену из-за того, что та не идёт на корпоративную вечеринку в платье с роскошным декольте. Не скрывая раздражения, он спрашивает: «Что скажут мой шеф и мои друзья, когда увидят тебя в платке? А если они захотят потанцевать с тобой или обнять тебя, неужели ты откажешься?» Отверженными чувствуют себя и подростки, начавшие изучать ислам, когда их родители гневно проклинают тех, кто привёл их на этот путь. Оказывается, им было бы легче, если бы их дети ходили по притонам и употребляли наркотики. Ведь теперь они не смогут брать взятки и собрать деньги на дорогой автомобиль или шикарную виллу.
Стать чужим в собственном доме, в родной семье — это тяжёлое испытание. Но пройти через него приходится многим. Хорошо, если рядом есть мудрый и знающий наставник, который помогает разобраться в себе и в проблемах с родными. И тогда человек понимает, что отчуждение в этом мире обернётся для него великой наградой после смерти, если он проявит терпение и станет хорошим мусульманином. Он узнаёт, что именно о таких людях говорится в Священном Коране: «Поистине, к тем, которые сказали: “Наш Господь — Аллах”, — а потом последовали прямо, нисходят ангелы: “Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы ваши помощники [и хранители] в жизни ближней и в последней жизни. Вам там уготовано всё, чего пожелают ваши души. Вам там уготовано всё, о чём вы попросите. Таково угощение Прощающего, Милующего”» (сура 41 «Разъяснены», аяты 30–32)
.
Но если рядом нет мудрого наставника, то преодолеть период отчуждения трудно. Одни не выдерживают давления со стороны окружающих и возвращаются к прежней жизни. А другие проявляют упорство, но враждебность людей бросает их в другую крайность. Они пытаются самоутвердиться через неприятие окружающей действительности и агрессивное отношение к тем, кто отличается от них. Их убеждённость подпитывается не ясными доводами и знаниями, а тем, что люди не соглашаются с ними. И чем больше окружающие говорят о них, тем сильнее они верят в собственную правоту.
Эти непримиримые спорщики тоже кажутся странными и чуждыми. Но Райские сады и блаженство, упомянутые в хадисе, обещаны не им. Они лишь облачились в одеяния ислама, но вера не проникла в их сердца. Они ходят по краю огненной пропасти, и стоит им ускорить шаг или сделать неосторожное движение, как они свалятся туда. А некоторые из них устают от безрезультатной борьбы и бесследно покидают ислам, как только перед ними открывается дверь к безбедному существованию.
Но если мусульманин приобрёл ясные знания и вкусил сладость веры, то возвращение к прежней жизни ему так же ненавистно, как и попадание в огонь. Он усердно поклоняется Всевышнему по ночам и добросовестно работает днём, чтобы стать сильнее и помогать другим. Он не тратит имущество, за которое будет спрошен, на грехи и бесполезные развлечения, но расходует его с умом и только на благие дела. Он отказывается от работы и выгодной сделки, если этот заработок является греховным или сомнительным. Он выбирает себе спутницу жизни не для того, чтобы породниться с влиятельным кланом, но для того, чтобы создать праведную семью и заслужить довольство Аллаха. Он растит и воспитывает детей, обучая их, наряду с мирскими знаниями, благонравию, Корану и мудрости. Он не навязывает окружающим свои убеждения, но и не упускает возможности дать добрый совет, когда люди нуждаются в нём. А если обстоятельства не позволяют ему помешать несправедливости, то его сердце сжимается и он молит Всевышнего не карать его и его народ.
Его поступки и его образ жизни кажутся странными, но в глубине души люди понимают, что он избрал нелёгкий, но правильный путь. Почти все вокруг ждут, что он вот-вот споткнётся и станет одним из них, но среди этих зрителей есть такие, которые болеют за него и хотят брать с него пример. Он действительно чужд этому обществу, но не потому, что он проявил слабость и встал на путь иждивенчества, но потому, что им не хватает смелости и благородства прожить свою жизнь так, как он.