وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا

«Ешьте и пейте, но не излишествуйте» (сура 7 «Ограды», аят 31)

Человек создан слабым, и он непременно осознаёт собственную слабость, когда сталкивается с неподвластными ему обстоятельствами. Он стремится к безопасности и хочет быть уверенным в завтрашнем дне. Он ищет благополучия для себя и своих родных, надеется уберечь своё имущество от потерь, улучшить свой быт и своё положение. И люди верующие в этом смысле не исключение. Несмотря на то, что они связывают свои устремления с жизнью вечной и избегают мирских соблазнов, они нуждаются в благах этого мира, которые Всевышний Аллах создал для них. Как сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Как прекрасно праведное богатство в руках праведного человека!» [Ахмад 17798, Адаб муфрад 299]. И он также сказал: «Нет ничего плохого в богатстве, если человек боится Аллаха, но для того, кто боится Аллаха, здоровье лучше, чем богатство. И добродушие — это одно из благ» [Ибн Маджа 1754, Сильсиля сахиха 174].

Если человек приобретает блага дозволенным путём и отдаёт долю, предназначенную для бедняков и нуждающихся, то кто может запретить ему оставшийся очищенный удел? Нет, земные блага и радости не являются запретными для тех, кто уверовал и надеется на будущую жизнь. Напротив, они необходимы для того, чтобы верующий жил полноценной жизнью, получая удовольствие от поклонения Всевышнему и выполняя миссию наместника, которая возложена на него.

Ислам учит нас отдавать должное не только Аллаху, перед Которым мы в неоплатном долгу, но и нашей душе, и нашему телу, и нашей семье, и нашей работе, и всем, кто имеет право на наше внимание и заботу. Более того, человек не сумеет обрести земное счастье, пока духовные и земные устремления не будут гармонично сочетаться в его жизни.

Всевышний сказал: «А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к последней обители и не забывай о своей доле в этом мире» (сура 28 «Рассказ», аят 77). В этом аяте чётко обозначена главная цель в жизни верующего, которая заключается в обретении довольства Аллаха и приготовлении к вечности. Никто не останется в этом мире навсегда, и самый благоразумный — тот, кто использует отпущенный ему срок для благоустройства своего последнего дома, чтобы потом не кусать пальцы от досады и не говорить: «Почему я не позаботился о себе? Почему я не подготовился к этой жизни, которая есть настоящая жизнь?»

Вместе с тем верующий не должен забывать о своём благополучии в этом мире, который был создан для него и за который он несёт ответ перед Всевышним. Это предполагает и создание семьи, в которой он сможет найти душевный покой и воспитать праведных детей, и приобретение полезной специальности, благодаря которой он будет зарабатывать и приносить пользу обществу.

Семья, работа и поклонение Аллаху — вот три важнейших способа приближения к Всевышнему и достижения земного счастья. Без поклонения одному Аллаху, Истинному Богу, жизнь никогда не будет наполнена высшим смыслом, придающим уверенность и избавляющим от сомнений. Но не единым духом жив человек, состоящий из плоти и крови, и одной лишь духовной пищи недостаточно для того, чтобы он нашёл успокоение в этой обители испытаний и забот.

Аллах сотворил день для того, чтобы человек трудился и искал пропитание, и ночь для того, чтобы он отдыхал и восстанавливал силы. Он сотворил мужчину и женщину, чтобы они дополняли друг друга и находили друг в друге успокоение. Он сотворил для них детей, чтобы те привнесли в их жизнь новые смыслы, которые нельзя приобрести никаким другим путём, и чтобы они помогали друг другу. И каждый поступок человека, соответствующий этому замыслу, Аллах готов принять как акт покорности и поклонения, если человек уверовал и надеется на награду от Него.

Взгляните на жизнь вашего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и вы увидите, как красиво он распределял своё время. Он помогал своим жёнам вести хозяйство, сам ходил на рынок и чинил свою обувь, принимал приглашения своих товарищей и навещал больных. В последние годы жизни у него было девять жён, и он ежедневно проведывал каждую из них, интересовался домашними делами и не позволял им чувствовать себя одинокими. Его комнаты прилегали к мечети, но он не проводил всё время в мечети и любил совершать дополнительные молитвы дома. Ученики были готовы слушать его целыми днями, но он читал им проповеди, за исключением коротких бесед, один или два раза в неделю. Бывало, что он постился так часто, что его ближайшие сподвижники говорили: «Он вообще не ест днём». А когда приходилось много работать и нужно было беречь силы, он воздерживался от поста, и сподвижники говорили: «Он вообще не постится» [Бухари 1969, Муслим 1156].

Признаем, что нам, считающим себя последователями этого Пророка милости, мир ему и благословение Аллаха, не всегда удаётся следовать его срединным путём. Одни проявляют халатность в поклонении, пренебрегая чтением Корана или дополнительными молитвами. Они редко посещают мечеть и проводят мало времени в окружении праведных людей, и шайтан довольствуется этим, изыскивая возможность ослабить или подорвать их веру. Другие, наоборот, полностью посвящают себя поклонению, пренебрегая своими обязанностями перед семьёй или по работе. А ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С человека довольно греха, если он не заботится о тех, кто находится на его иждивении» [Ахмад 6495, Насаи 9132, Абу Давуд 1692].

Бывает, что новообращённые мусульмане, приступив к изучению ислама, бросают учёбу в школе или вузе. У них пропадает интерес к мирским наукам, которые они под влиянием малограмотных мусульман начинают рассматривать как бесполезные. Более того, у них пропадает всякое желание работать и заниматься созидательным трудом. В результате они упускают время для того, чтобы приобрести полезные знания и навыки, необходимые для продолжения учёбы или построения успешной карьеры.

Чаще всего такое случается с молодыми мусульманами, получившими воспитание не в мусульманских семьях. Их сердца вдруг озаряются светом веры, а рядом не оказывается мудрого наставника, который помог бы им принять верное решение и правильно распределить силы. Их опрометчивые шаги вызывают недовольство родителей, которые начинают видеть причину происходящего в их увлечённости исламом. Следствием такого непонимания становятся семейные конфликты, способствующие ещё большему отчуждению этих молодых людей. И что же дальше?

А дальше, если только Аллах не спасает их от разочарования, они создают семьи, в которых не находят умиротворения, и занимаются работой, которая не доставляет им радости. Они занимаются не своим делом уже потому, что не раскрывают и не развивают в себе те способности, которые Всевышний Аллах заложил в них от рождения и благодаря которым они могли бы принести немало пользы.

Казалось бы, молитва и частое поминание Аллаха могли бы компенсировать отсутствие семейного счастья и удовлетворения от работы, но этого не происходит. Не происходит потому, что их отказ от мирского был не внутренней потребностью, не следствием эволюции их внутреннего мира, а результатом неосмысленного протеста.

Молитва в принципе не заполняет те пустоты в душе, которые предназначены для других форм духовной деятельности. Она помогает проявить терпение и не возмущаться против трудностей, выпадающих на нашу долю. Но в душе человека есть место для радости, которую может доставить только молитва, и для радости, которая рождается только от общения с любимым человеком, и для радости, которую можно испытать, лишь принося пользу людям. Если одно из этих мест пустует, то человек непременно ощущает неудовлетворённость и душевный дискомфорт. Эмоциональный подъём, вызванный какими-либо переменами в жизни, может на время заглушить его тоску, но рано или поздно она всё равно отражается на его психологическом состоянии.

Приходит время, и эти молодые люди тоже понимают, что жизнь у них сложилась не так, как им хотелось бы, но упущенное уже не вернуть. Мечеть, в которой они проводят значительную часть своего времени, не заменяет им домашнего очага, и они чувствуют себя в ней «стариками» в казарме. Шайтан пользуется этим, и вот уже одни из них отворачиваются от веры, связывая с ней свои неудачи. Другие же, наоборот, избегают общества и цепляются за свой круг, который становится для них всем. Не желая мириться с ролью неудачников, они верят в исключительность собственного взгляда на мир, и отрицание становится для них способом самовыражения. Они будто гордятся своей малограмотностью и никчёмностью и порой причиняют исламу больше вреда, чем его ярые противники.

Прямой путь, начертанный для нас Всевышним, ведёт человека к счастью и благоденствию. Он соответствует здравому смыслу и нашим здоровым потребностям, и поэтому пророки, обучавшие людей Его религии, создавали семьи, растили детей и зарабатывали на жизнь полезным трудом. Они не впускали этот мир в своё сердце, но использовали его для того, чтобы лучше благодарить своего Господа и делать больше добрых дел. Верующие, которые следовали по их стопам, тоже были странниками в этом мире и тоже создавали семьи, трудились и созидали. Их стараниями исполнялось обещание Всевышнего: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (сура 16 «Пчёлы», аят 97).

Что может быть прекраснее, чем вечная и беззаботная жизнь в Раю? Что может быть лучше, чем неиссякаемая награда после смерти? Однако Аллах Всевышний обещает Своим праведным рабам счастливую жизнь и в этом мире, и Он вознаграждает их за добрые дела при жизни и после смерти. В «Сахихе» приводится хадис Анаса ибн Малика о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах не уменьшает награды верующего за добрый поступок. Он одаривает его в этом мире и вознаграждает в жизни будущей. А неверующий кормится за счёт добрых дел, совершённых им в этом мире, и в будущей жизни у него не останется добрых дел, за которые он мог бы получить награду» [Муслим 2808].

Оттого и просим мы у Всевышнего Аллаха благополучия в этом мире и в будущей жизни, просим Его сделать нашу жизнь прекрасной, наполненной праведными делами и высокими устремлениями. Просим Его сделать нас наместниками, которые поклоняются только Аллаху и устанавливают на земле справедливый порядок, творят добро и призывают только к добру. И пусть вокруг много страданий и несправедливости, в жизни всегда есть место доброму слову и доброму поступку, которые обязательно сделают мир вокруг светлее.

В наше время возможностей делать добро не меньше, если не больше, чем во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха. И люди вокруг нуждаются в том, чтобы люди верующие показывали им хороший пример и дарили им надежду. Ведь семена добра с позволения Всевышнего Господа прорастают и приносят щедрые плоды, и слова прощения находят путь в сердца даже тех, кто далёк от веры и обольщён мирскими богатствами.

Нужно лишь не скупиться на добрые слова и дела, не оглядываться на тех, которые сделали этот мир пределом своих устремлений, а самому подавать пример, прославляя Аллаха и помогая Его религии, заботясь о сиротах и бедняках, отдавая должное родственникам и соседям, избегая несправедливости и поддерживая тех, с кем поступили несправедливо. «Поистине, милость Аллаха близка к делающим наилучшее» (сура 7 «Ограды», аят 56).