خُذُوا مَا آتَيْنَاكُمْ بِقُوَّةٍ
«Крепко держитесь того, что Мы дали вам» (сура 2 «Корова», аят 63)
Среди пороков наиболее опасных и губительных лень стоит особняком. Это грех бездействия, совершенно противный истинной вере и нашему земному предназначению. И это прямое следствие прочих наших грехов и лишения благодати, ибо ничто так не ослабляет дух и тело, как ослушание Господа. Как праведные деяния укрепляют веру и цементируют нашу связь с Аллахом, так лень размывает эту связь, лишает радости общения с Ним, отрывает и отдаляет нас от Него.
Леность всегда сопутствует маловерию, и поэтому Коран в первую очередь характеризует этим качеством лицемеров: «Принятию их пожертвований мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, приходят на молитву неохотно и делают пожертвования только против воли» (сура 9 «Покаяние», аят 54)
. А в другом месте Аллах укоряет тех, которые не выступили в поход на Табук: «Если бы добыча была близкой, а поездка нетрудной, они последовали бы за тобой. Но путь показался им далёким» (сура 9 «Покаяние», аят 42)
.
Что помешало им прийти на помощь Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и последовать за ним? Разве не оттого они предпочли остаться дома, что мало доверяли Аллаху и не надеялись на Его поддержку? Обещание Аллаха показалось им далёким и несбыточным, и они предпочли ему мирские блага, которые можно было пощупать, скопить или обменять. «Они были довольны тем, что оказались среди оставшихся позади. Их сердца запечатаны, и они не понимают» (сура 9 «Покаяние», аят 87)
.
А иной раз уныние снедает человека из-за того, что люди не оценивают его по достоинству, или происходит с ним не то, что ему хотелось бы. И он лишается мотивации и тяжело опускается на землю, будто совершал свои благородные поступки не ради Аллаха, а ради доброй молвы и земного успеха. Это тоже одно из качеств маловеров, о которых сказано: «Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и лишь немного поминая Аллаха» (сура 4 «Женщины», аят 142)
.
Всевышний сравнивает их с путниками, которые попали под страшный ливень и не видят дороги. Раскаты грома наводят на них страх, и они затыкают свои уши пальцами. «Молния едва не лишает их зрения. Когда она вспыхивает, они движутся, а когда наступает мрак, они останавливаются» (сура 2 «Корова», аят 20)
. Так же и лицемеры: когда они находятся среди верующих, то слышат аяты Аллаха, Его обещания и угрозы, и их мрачные сердца на время озаряются ярким светом. Но этот свет пугает их и доставляет им беспокойство, и они пытаются укрыться от него. Рядом с верующими они делают несколько шагов, а потом снова останавливаются, потому что истина противна им и нет у них никакого желания идти ей навстречу.
Но разве только маловеры подвержены лености и слабости духа? Разве не случалось с вами такое, что вы берёте в руки мусхаф и вам не хочется его читать? Вернее, вы хотите прочесть суру или джуз, но что-то внутри подёргивается и сопротивляется. И ведь понимаешь, что ничего лучше, чем прочесть Коран, в эту минуту ты придумать не сможешь. Это прекрасная возможность и отдохнуть, и заслужить награду за каждую прочитанную букву, и подать хороший пример детям. Но всё равно что-то внутри сопротивляется до тех пор, пока ты не прочитаешь первую страницу. И всё! Дальше читается так легко, что ты получаешь от этого удовольствие и уже не хочешь останавливаться. Потому что шайтан унижен и побит, а нафс усмирён и больше не дёргается, как строптивый конь.
Нафс по природе своей ленивый и мятежный. Он любит негу и удовольствия и возмущается против того, что лишает его покоя. И если он овладевает сердцем, то удерживает его от всего, что приближает к Аллаху. И даже поминание Аллаха и рассуждения о жизни и смерти, не требующие больших усилий, кажутся нафсу тяжёлыми, потому что они убеждают человека заниматься своим спасением и поднимают его на всякое доброе дело. Но чем больше мы размышляем о жизни после смерти и предстоящем расчёте, чем больше мы прощаем и расходуем вопреки этому норовистому зверю, живущему внутри нас, тем легче он покоряется разуму. А разум понимает, что время для нас дороже любых богатств.
Всевышний создал день для поклонения и труда, а ночь — для поклонения и отдыха, и мы обретаем душевную гармонию, когда распределяем свой день правильно, находя время и для поклонения Господу, и для созидательного труда, и для общения с родными и близкими, и для приобретения полезного знания, и для здорового отдыха. И помогают нам в этом молитва и терпение. Потому что нужно перетерпеть и пересилить шайтана, который денно и нощно трудится на нашу погибель. И коль скоро душа наша дорога нам, мы обязаны трудиться с ещё большим упорством. Потому что Аллах идёт навстречу тому, кто ищет путь к Нему, и Он всегда рядом с теми, которые дерзают и усердствуют. «Скажи: “Трудитесь, и ваши деяния увидит Аллах, Его Посланник и верующие. Вас вернут к Ведающему сокровенное и явное, и Он поведает вам то, что вы совершали”» (сура 9 «Покаяние», аят 105)
.
Негоже тому, кто познал Аллаха и готовится к встрече с Ним, предаваться покою и бездействию. «Пусть тот, кто надеется на встречу со своим Господом, совершает праведные деяния» (сура 18 «Пещера», аят 110)
. Господь наш каждый день занят делами, творит и повелевает, возвышает и унижает, одаряет и лишает. Он не устаёт выслушивать наши просьбы, и это не наскучивает Ему. И ангелы тоже трудятся без устали и исполняют Его веления, и они «не превозносятся над поклонением Ему и не устают» (сура 21 «Пророки», аят 19)
. Отчего же ты, человек, ленишься и удаляешься от трудов, когда ты поставлен наместником на земле и столько вокруг благих дел и обязанностей, с которыми ты должен управиться?
Каждое мгновение — это возможность приблизиться к Аллаху и засеять пашню вечной жизни, и для каждого дела под небом есть свой час. «Он чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (сура 25 «Различение», аят 62)
. Поэтому Абдаллах ибн Умар говорил: «Утром не дожидайся вечера, а вечером не дожидайся утра. Бери от своего здоровья для своей болезни и от своей жизни для своей смерти» [Бухари 6416]. Аль-Хасан аль-Басри же сказал: «О потомок Адама, поистине, ты состоишь из дней, и когда уходит день, уходит частичка тебя» [Хилья аль-аулия 2/148].
Отпущенный нам срок — это первоначальный капитал, с которым мы приходим в этот мир, и мы можем приумножить его, обретя вечную жизнь, или погубить его, заслужив вечное проклятие. И наши праведные предшественники ни о чём не сожалели больше, чем о прожитых часах, которые не сделали их ближе к Аллаху. Они не боялись упустить или потерять что-либо из мирских благ, но боялись погубить свой день или часть его, потому что считали праздность признаком лишения Божьей милости. Ибн аль-Каййим сказал: «Потеря времени страшнее смерти, потому что потеря времени отделяет тебя от Аллаха и мира вечного, а смерть отделяет тебя от мира этого и его обитателей» [Фаваид [1]/44].
Разве не об этом слова Всевышнего: «Клянусь временем, каждый человек поистине в убытке, кроме тех, которые уверовали, и совершали праведные деяния, и заповедали друг другу держаться истины, и заповедали друг другу терпеть» (сура 103 «Предвечернее время», аяты 1–3)
? Всевышний поклялся временем, которое неумолимо бежит вперёд, приближая нас к черте, за которой заканчиваются деяния и начинается расчёт. И ничто нельзя отменить или вернуть назад, и только вера и праведные дела спасают от убытка и разочарования. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Трое сопровождают умершего, двое из них возвращаются, а один остаётся с ним. Сопровождают его семья, имущество и деяния, а потом его семья и имущество возвращаются, а его деяния остаются с ним» [Бухари 6514, Муслим 2960].
Но сколько должно быть таких деяний, чтобы заслужить целую вечность? Жизнь слишком коротка для того, чтобы успеть многое. «Поэтому, как только освободишься, усердствуй и устремляйся к своему Господу» (сура 94 «Раскрытие», аяты 7–8)
. То есть не упускай возможности приблизиться к Аллаху и не позволяй унынию одолеть тебя. Попеременно совершай благие дела, много работай, а когда устанешь, то соверши молитву, чтобы собраться с мыслями и набраться сил, а потом снова работай или читай книги, потом снова соверши молитву и займись другим полезным делом и прочим. И проси Аллаха, чтобы Он умножил твоё усердие и уберёг тебя от лени, как это делал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он говорил: «Аллахумма, я ищу у Тебя защиты от бессилия и лени, от малодушия и одряхления» [Бухари 6367, Муслим 2706].
Приучить себя к усердию и избавиться от уныния — одна из целей духовного воспитания. В одном из хадисов сказано: «Поистине, знания приходят с учением, а кротость — с терпением, и тот, кто ищет благо, получает его, и тот, кто остерегается зла, избегает его» [Тарих Багдад 10/185; Сильсиля сахиха 342]. Так же и любовь к деятельности достигается благодаря упорству, терпению и обращениям за помощью к Аллаху. И есть огромная разница между ощущениями того, кто ограничивается обязательными молитвами, и того, кто приходит к Аллаху посреди ночи или после восхода солнца, когда остальные либо спят, либо погружаются в мирские дела. И совершенно по-разному воспринимают Коран тот, кто изредка берёт в руки мусхаф, чтобы прочесть считанные страницы, и тот, кто ощущает потребность в нём так же, как ощущает голод и жажду. Описать словами эту разницу невозможно, но каждому совершенно необходимо прочувствовать её. Потому что иначе можно молиться и поститься годами, но так никогда и не ощутить сладости веры.
Так используй же свою жизнь, прежде чем смерть настигнет тебя, и свою молодость, прежде чем старость согнёт твою спину, и своё здоровье, прежде чем болезнь лишит тебя сил, и своё богатство, прежде чем ты потеряешь его, и свободное время, прежде чем заботы и хлопоты поглотят тебя. Поминай Аллаха много, поклоняйся Ему усердно, призывай Его истово, возлюби ближнего искренне и работай прилежно. Помни о приношении худшего из сыновей Адама, которое было отвергнуто, потому что Аллах принимает только благое и заслуживает наилучшего. Что же ты преподносишь Господу твоему? На какую милость надеешься, если сам не милуешь и не можешь простить ради Него? Какой молитвой думаешь прикрыться, если засыпаешь с мыслями о суетном и не можешь оторваться от постели ради беседы с Ним?
Оглянись вокруг, и ты увидишь непочатый край работы. Кто позаботится о слабых и нуждающихся, если ты, имеющий такую возможность, неслышно стоишь в стороне? Кто вымолит у Аллаха помощь для угнетённых, если ты, будучи в полном здравии, спишь по ночам мёртвым сном? Кто защитит и поддержит твою религию, если не ты, которого Аллах избрал среди многих и привёл на прямой путь? На самом деле от тебя требуется не так много. Тебе нужно лишь очень сильно захотеть и постараться, и твои старания не останутся незамеченными. «А тем, кто следует верным путём, Аллах увеличивает приверженность верному пути» (сура 19 «Марьям», аят 76)
.
Пусть примером для тебя будут сподвижники нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был рядом с ними, они отвечали ему так, как ответил Сад ибн Убада: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Если ты прикажешь нам перейти вброд море, мы войдём в него» [Муслим 1779]. Когда же он вернулся к своему Господу, они объединились вокруг Писания Аллаха и не выбирали из него то, что им по душе, а крепко держались его, когда им было легко и когда им было тяжело. Они были самыми обычными людьми, но прожили самую удивительную жизнь, полную великих событий и свершений. И тот, кто следует их путём, кто ищет милости Аллаха в поклонении, труде и служении людям, никогда не окажется в убытке. А кто ищет в этом мире покоя и удовольствия, тот никогда не будет счастлив и не избавится от вечной тоски.