لَا تَتَّخِذُوا إِلَهَيْنِ اثْنَيْنِ إِنَّمَا هُوَ إِلَهٌ وَاحِدٌ

«Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог» (сура 16 «Пчёлы», аят 51).

У каждого человека есть свой бог, которого он любит, почитает и боится потерять. Человек просто не может не поклоняться и не преклоняться перед кем-либо. Он рождается с этим состоянием души и не способен избавиться от него. Люди уповают на своих богов, надеются на них, боятся разгневать их. Одним они нужны для того, чтобы найти утешение и заполнить внутреннюю пустоту, другим — чтобы узаконить свою власть и оправдать свои поступки. Одни поклоняются идолам, другие делают себе кумиров из поп-звёзд или футболистов, третьи обожествляют деньги и власть. Всех их объединяет одно: люди обожают своих идолов, преклоняются перед ними и готовы идти на жертвы ради них. Но заслуживают ли эти идолы нашего смирения и нашей любви?

Первейшая заповедь ислама такова, что поклонения заслуживает только Господь, сотворивший небеса и землю, управляющий всеми мирами и не имеющий себе равных и подобных. «Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог» (сура 16 «Пчелы», аят 51). Он создал человека и неустанно заботится о нём, посылает ему блага и испытания, а когда пробивает его час, то забирает его душу в мир иной, чтобы призвать к ответу и воздать по милости или по справедливости.

Господь всемогущ и не нуждается в помощниках, которые брали бы на себя часть Его дел. Он слышит молитвы Своих творений и не нуждается в посредниках, которые напоминали бы Ему о нуждах живых существ. Он обладает самыми совершенными качествами и заслуживает того, чтобы люди взывали о помощи только к Нему, уповали только на Него, боялись только Его и не приписывали Его божественные деяния никому другому.

Ля иляха илля Ллах! Нет божества, кроме Аллаха! Нет никого достойного поклонения и обожествления, кроме Аллаха. На этих словах держатся небеса и земля. Они освобождают разум от ложных учений и спасают от вечных мук. С них начинается путь познания настоящего себя и Всевышнего Господа. Произнося их осознанно, человек очищает душу от всего порочного и лживого и заполняет её любовью к Господу, Который ни в ком и ни в чём не нуждается и в Котором нуждается всё живое и неживое.

Как сосуд невозможно наполнить чистой водой, предварительно не опорожнив его, так и сердце наше нельзя наполнить правильными намерениями и убеждениями, не очистив его от всего, что может осквернить их. Говоря ля иляха, мы отрицаем обладание божественной природой кем бы то ни было, кроме Аллаха. Ни ангелы небесные, ни пророки, ни праведники, не говоря уже о камнях или животных, не могут быть божеством и не заслуживают обожествления. А говоря илля Ллах, мы утверждаем, что божественной природой обладает только Аллах и что поклоняемся мы только Ему и совершаем добрые дела только ради Его довольства.

Попав в трудное положение, мы не взываем ни к кому, кроме Него, и, благодаря за милости, мы не приносим обетов никому, кроме Него. Мы никого не любим так, как любим Его, и никого не стыдимся так, как стыдимся Его. Только Он видит каждый наш шаг и знает о наших сокровенных мыслях. Только Он вершит нашу судьбу, исполняет наши желания и оберегает от напастей, и мы нуждаемся в Нём так, как не нуждаемся ни в ком и ни в чём.

Вот почему для верующего нет ничего приятнее, чем произнесение свидетельства веры ля иляха илля Ллах. Абу Саид аль-Худри рассказывал со слов Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, что как-то раз пророк Муса воззвал к Всевышнему: «Господи, научи меня словам, которыми я постоянно буду поминать Тебя и взывать к Тебе». Аллах сказал: «Говори: “Нет божества, кроме Аллаха”». Муса спросил: «Но ведь все рабы Твои говорят это». Аллах ответил ему: «О Муса, если семь небес с их обитателями и семь земель положить на одну чашу весов, а слова “нет божества, кроме Аллаха” — на другую, то перевесит чаша с этими словами» [Ибн Хиббан 6256, Хаким 1936].

В словах ля иляха илля Ллах умещается весь смысл завета между Всевышним и человеком: мы обязаны поклоняться Ему, не придавая Ему сотоварищей, то есть искренне ради Него и Его довольства, а Он обязался простить и ввести в Свой Рай каждого, кто поклонялся Ему, не придавая Ему сотоварищей. От соблюдения этой заповеди зависит наша судьба в этом мире и наше спасение после смерти, и каждому из нас важно знать и понимать её смысл, ведь Всевышний сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура 51 «Рассеивающие», аят 56).

Поклонение — это не только молитва и мольба. Это понятие гораздо шире и охватывает как слова, произносимые устами, так и деяния, совершаемые сердцем и частями тела. Любить кого-либо всей душой с почтением и трепетом — значит поклоняться, и добиваться чьей-либо благосклонности, уповая на его помощь в трудную минуту, — значит поклоняться, и преклоняться перед кем-либо со смирением и страхом — значит поклоняться.

Ни одно творение не заслуживает того, чтобы человек унижался перед ним или уповал на него, потому что любые беды и радости выпадают на нашу долю только по воле Всевышнего. Он заслуживает того, чтобы мы любили Его, надеялись на Него, смирялись перед Ним — и не только потому, что мы находимся в бесконечном долгу перед Ним, но и потому, что Он прекрасен и исполнен величия, и все качества Его безупречны, и все деяния Его преисполнены мудрости и достославны.

Поклоняться Аллаху — значит выполнять Его приказы, избегать всего запрещенного Им и жить в соответствии с Его руководством. Поклоняться Аллаху — значит совершать молитву и помогать бедным, беречь родителей и поддерживать родственные связи, довольствоваться честным заработком и избегать запретного, разъяснять истину и призывать к добру, сдерживать гнев и прощать обидчиков, навещать больных и улыбаться при встрече с друзьями, приобретать полезные знания и много работать во благо общества.

То есть поклонение не ограничивается молитвой и постом — любой богоугодный поступок есть служение Творцу. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вера состоит из более семидесяти или более шестидесяти ответвлений, и лучшее из них — это слова ля иляха илля Ллах, а меньшее — это удаление с дороги того, что доставляет неприятность. И стыдливость — это одно из ответвлений веры» [Бухари 9, Муслим 35].

Почему слова «нет божества, кроме Аллаха» названы лучшим проявлением веры? Потому что поклонение — это путь познания Аллаха, и нет большей истины, чем осознание Его божественности и господства. И тот, кому удастся приблизиться к познанию Аллаха, исполнит завет полностью — ощутит себя перед Аллахом.

Если мы обратимся к Книге Бытия, в которой описывается завет Авраама с Богом, то найдём там повеление: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1). Чтобы исполнить завет, нужно ощущать себя пред Аллахом. В этом и заключается смысл высшей степени веры (ихсан), как сказал об этом наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Поклоняйся Аллаху так, словно ты видишь его, ибо, если даже ты не видишь Его, Он видит тебя» [Бухари 50, Муслим 9].

Любой добрый поступок, любое правдивое слово будут считаться поклонением Аллаху, если верующий совершает или произносит его искренне ради Него и ради Его довольства. В Коране сказано: «Знайте же, верить в Аллаха полагается искренне» (сура 39 «Толпы», аят 3), то есть очищая своё намерение от корыстных мотивов и желания угодить людям или понравиться им. Если же добрый поступок совершается для того, чтобы прослыть праведным или щедрым, или извлечь из этого материальную выгоду, или добиться признания в обществе, то он не считается искренним и не принимается Аллахом. Всевышний сказал: «Я как никто другой не нуждаюсь в сотоварищах. Любого, кто своим поступком приобщит ко Мне сотоварища, Я оставлю вместе с его поступком» [Муслим 2985].

Примесь показухи, тщеславия или корысти безмерно вредит праведному поступку даже тогда, когда намерение приблизиться к Аллаху первично, например, если человек совершает ночную молитву ради Аллаха, но ещё и для того, чтобы не проспать утренний рейс, или изучает религиозные науки ради Аллаха и для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, или навещает больных друзей ради Аллаха и для того, чтобы они навестили его, когда он сам заболеет, или постится ради Аллаха и для того, чтобы сбросить лишний вес. Такие благодеяния тоже не являются искренними, и награда за них в будущей жизни многократно уменьшается в зависимости от того, какую долю в намерении человека занимает корысть.

Всевышний ждёт от нас поступков, которые мы совершим только ради Него, потому что Его благодарность велика, а награда прекраснее, чем мы можем вообразить. Его довольство несравнимо с благосклонностью земных царей и хвалебными речами поэтов. Его награда больше и дольше, чем тленные мирские блага и радости, оставляющие после себя лишь тень добрых воспоминаний. Если Аллах доволен человеком и принимает его искренний поступок, то Он приближает его к Себе. Он берёт его под особое покровительство и избавляет его от беспокойства и тревог — не только в жизни вечной, но и в этом мире. В итоге такой верующий приобретает намного больше, чем он мог бы получить, совершив добрый поступок ради конкретной мирской выгоды. «Аллах обладает великой милостью» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 174).

Достичь такой искренности удаётся лишь тому, чьё сердце наполнено любовью к Аллаху, кто не связывает больших надежд с этим миром и взыскует близости к Всевышнему и жизни вечной. Он не полагается на свои добрые поступки и не считает их своим достижением, а видит в них только результат Божьей милости. Он будто инструмент в руках Господа, который пришёл в действие по Его воле, будто капля дождя, которая упала с небес по приказу Господа, чтобы принести пользу и радость другим. Если бы не Всевышний, он не сумел бы даже подумать об этом, но Аллах вдохновил его на деяние добра и помог ему. Как сказано в Коране: «Если бы не благость и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда бы не очистился, но Аллах очищает того, кого пожелает» (сура 24 «Свет», аят 21).

Такой верующий надеется на награду Всевышнего, но не считает себя достойным её и не считает Аллаха обязанным вознаградить его. Если Аллах примет его старания и простит ему упущения, то окажет ему очередную великую милость. А если нет, то никто не упрекнёт Его в этом и не обвинит в несправедливости. «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (сура 21 «Пророки», аят 23), и то, что Он никогда не поступает несправедливо, прощает и награждает, — это результат Его милости, а не заслуга Его творений.

Размышляя над своими деяниями, искренний верующий выискивает свои недостатки и сожалеет о том, что не может поминать и благодарить Господа своего так, как Он того заслуживает. Он не обольщается собой и боится, что его мирское благополучие станет наградой за его добрые дела, а в день воскрешения ему придётся ответить за совершённые им грехи. Совершив молитву, он просит прощения, а раздав милостыню, боится, что в его намерение закрались тщеславие и самодовольство.

Как-то раз мать правоверных Аиша спросила Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о смысле слов Всевышнего «…которые делают пожертвования, а сердца их при этом страшатся того, что они вернутся к своему Господу» (сура 23 «Верующие», аят 60). Она сказала: «Это те, которые пьют вино и воруют?» Он ответил: «Нет, о дочь Правдивейшего [Абу Бакра]. Это те, которые постятся, молятся и раздают милостыню, но боятся, что от них не будет принято. Это они спешат делать благие дела» [Тирмизи 3175].

Сколько искренних верующих оплакивали своё положение при жизни и спаслись после смерти — и сколько маловеров обольщались своими деяниями и погибли! Известный аскет Хузайфа аль-Мараши, ученик и соратник имама Суфьяна ас-Саури, говорил: «Если ты не опасаешься того, что Аллах накажет тебя за лучшее из твоих деяний, то ты погиб» [Шами 3/64].

Когда задумываешься над этими истинами, становится ясно, что ля иляха илля Ллах — это не только отправная точка, но и высшая цель в конце долгого и нелёгкого пути борьбы с самим собой и со своими страстями. Но именно ради этого Всевышний сотворил нас и привёл в этот мир, и в этой борьбе — смысл величайшего испытания под названием жизнь.