وَزِنُوا بِالْقِسْطَاسِ الْمُسْتَقِيمِ

«И взвешивайте на правильных весах» (сура 17 «Ночной перенос», аят 35)

Всевышний Аллах создал ночь для того, чтобы люди и многие другие творения отдыхали, и создал день для того, чтобы мы искали пропитание. Одни люди рождаются физически сильными и с трудом зарабатывают на жизнь. Другие получают богатство, но не отличаются физической силой. Третьи обладают даром управления, но не имеют большого состояния. Люди нуждаются друг в друге, и благодаря этому осуществляется мудрый Божий замысел. Аллах испытывает нас друг другом, чтобы увидеть, кто из нас будет поступать правильно, а кто ослушается Его.

Путь к благочестию лежит через преодоление соблазнов и совершение поступков, которые тягостны для души. Нелегко расставаться с богатством, раздавая милостыню беднякам. Ведь завтра ты можешь оказаться на их месте, и многие станут злорадствовать и отвернутся от тебя. Нелегко отказываться от запретного, наблюдая за тем, как богачи купаются в роскоши и наживаются нечестным путем. Но если человек уверовал в Аллаха и не сомневается в Его обещании, то для него нет выбора. Он знает, что Всемилостивый Господь испытывает верующих трудностями и лишениями, богатством и славой. Времена меняются, и вслед за тяготами наступает облегчение. Наш земной удел предопределён задолго до того, как мы пришли в этот мир, и мы не покинем его, пока не вкусим последнюю крупицу добра, предначертанную для нас. В поисках этого удела мы должны трудиться, совершенствуя свои умения и навыки, и часто молить Аллаха одарить нас благами. Вместе с тем нужно быть разборчивыми и не протягивать руки к тому, что Аллах запретил. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Вкушайте благое из того, чем Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху» (сура 2 «Корова», аят 172).

Человек не может быть благодарен Аллаху, если не жертвует своим имуществом на благие дела, и не может быть благодарен, если не отказывается от нечестного заработка ради своего Господа. Вспомните соплеменников пророка Шуайба, которые обманывали людей на весах и мере. Он призывал их вернуться к поклонению одному Аллаху и довольствоваться только честным заработком. Он предостерегал их от беды, которую навлекают грехи и имущество, нажитое запретным путём. Но они отвечали ему: «О Шуайб, это твоя молитва повелевает тебе, чтобы мы отреклись от тех, кому поклонялись наши отцы, и не распоряжались нашим имуществом так, как мы хотим? Ты же незлобивый, благоразумный» (сура 11 «Худ», аят 87). Они насмехались над Божьим посланником. Их слова означали: «Неужели мы откажемся от прежнего образа жизни только потому, что ты велишь нам это? Наши отцы поклонялись идолам, и нас вполне устраивает эта религия. Она не мешает нам брать то, что мы считаем своим по праву, а ты требуешь от нас отказаться от нашего заработка. Неужели это ты слывёшь выдержанным и благоразумным человеком? Если это и есть благоразумие, то наши отцы были глупцами».

Глумясь над Божьим посланником, язычники имели в виду обратное, но всё было именно так, как они сказали. Шуайб действительно был выдержанным и благоразумным мужем. Он молился Единственному Богу, Истинному Царю, и эта молитва удерживала его от посягательств на право Аллаха и на права творений. Ведь молитва удерживает от грехов и мерзких поступков. Шуайб не только жил правильно, но и призывал свой народ к благочестию. Но его соплеменники не вняли увещеваниям. Они были народом распутным и не делали различий между дозволенным и запретным. В наказание за их несправедливость Аллах наслал на них неимоверную жару, которая стояла семь дней. Наконец они увидели тучу и вышли из своих домов, чтобы укрыться от зноя. Когда же они собрались в тени тучи в ожидании прохладного дождя, на них пролился огненный ливень. Земля затряслась у них под ногами, и раздался пронзительный вопль, от которого они пали замертво.

Распутные соплеменники Шуайба погибли все до единого, и всякий, кто уподобляется им во грехе, навлекает на себя не меньший гнев Всемогущего Царя. Ростовщичество, взяточничество, обвешивание, воровство, вымогательство и другие подобные грехи лишают имущество человека благодати и делают его благополучие шатким и кратковременным. Недозволенный заработок становится причиной болезней, лишений и многих других несчастий, если человек не раскается в содеянном и не поспешит избавиться от этого вредоносного имущества. А если не успеет, то оно обязательно заставит его страдать и сожалеть.

Всевышний сказал: «Бойтесь испытания, которое пора­зит не только тех из вас, кто был несправедлив» (сура 8 «Военная добыча», аят 25), то есть ни малолетние дети, которые кормятся из нечистого заработка, не находятся в безопасности от того зла, что он приносит, ни те, которые сами сторонятся запретного, но закрывают глаза на чужие грехи. А Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что если люди «станут обманывать на мере и весах, то их постигнут годы неурожая, нехватка продовольствия и несправедливые правители» [Ибн Маджа 4019, Сахих аль-джами 7978].

Довольствоваться скудным уделом, приобретённым праведным путём, лучше, чем копить сокровища, собирающие слёзы и проклятия людей. Какой прок в богатстве, если оно угрожает благополучию семьи и детей?! Какая польза от имущества, если оно лишает счастья и отдаляет от Аллаха?! А ведь даже малые ухищрения, на которое часто идут торговцы, лишают удел благодати и отягощают расчёт после смерти. В хадисе говорится, что если продавец и покупатель говорят правду и указывают на недостатки товара, то сделка их будет благодатной, а если они скрывают недостатки и лгут друг другу, то сделка лишится благости [Бухари 2079, Муслим 1532]. Такой заработок не принесёт пользы продавцу. Для него было бы лучше указать на дефекты своего товара и заработать меньше, но потратить заработанное на благо своей семьи. Однако он предпочёл иной путь, лишил себя и своих родных благодати и покрыл душу пеленой, которая отделяет его от Всевышнего. Если Аллах сжалится над ним, то с ним случится небольшая беда или нечто, что заставит его одуматься, покаяться и возместить убытки людям. Если же нет, то он будет и дальше мошенничать, обвешивать или подворовывать, пока чаша с грехами не переполнится, и тогда его поразит несчастье, от которого он не сможет оправиться, или смерть соединит его с миром вечности, где ему предъявят строгий счёт. Вот почему сказано: «Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного привлекает тебя» (сура 5 «Трапеза», аят 100).

Как добрые дела не сравнятся с грехами по своему исходу, так и честный заработок не сравнится со скверным. Но исполнилось пророчество, и люди больше не обращают внимания на то, как они зарабатывают: дозволенным путём или запрещённым. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Настанет для людей такое время, когда человеку будет всё равно, как он приобретает имущество: дозволенным или запретным путём» [Бухари 2083]. Даже молитва не удерживает некоторых мусульман от ростовщичества и мошенничества, от торговли алкогольными напитками и даже языческой атрибутикой. Они радуются земному богатству больше, чем праведным деяниям и довольству Всевышнего, и приходят в отчаяние, когда упускают выгодную сделку, словно не знают, что предначертанная прибыль не может пройти мимо. Они читают Коран, но поступают с точностью до наоборот, ибо сказано: «Благости и милости Аллаха — пусть этому они возрадуются. Это лучше того, что они копят» (сура 10 «Юнус», аят 58).

Верующий не забывает о своём земном уделе, но больше всего заботится о своей душе. Он знает, что Всемилостивый Господь, который привёл нас в этот мир и одарил верой, не оставляет его без поддержки и ведёт по жизни. Он устраивает его дела лучше, чем кто-либо иной, и избавляет от нужды в людях. Он лишает его прибыли там, где она может повлечь за собой беду, и вознаграждает его за старания оттуда, откуда он совсем не ждёт. Он кормит и одаряет его так красиво, что верующий приходит в изумление и, воздевая руки к небу, говорит: «Господи, как же безгранична милость Твоя и как велик мой грех! Свят Ты и хвала Тебе! Я не заслуживаю всех этих благ, но нуждаюсь в них и нуждаюсь в большем, и только Ты знаешь мою бесконечную нужду в Тебе. Не отворачивай от меня лика Твоего и не предоставляй меня самому себе даже на мгновение ока. Помоги мне благодарить Тебя и стать лучше! Прости меня, ибо никто не отпускает грехи, кроме Тебя».

Верующий доверяет своему Господу. Он верит и доверяет Его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если бы потомок Адама бежал от своего удела так, как он бежит от смерти, его удел всё равно настиг бы его так же, как его настигает смерть» [Хилья аль-аулия 7/90, Сильсиля сахиха 952]. А в другом хадисе говорится: «Не считайте, что ваш удел запаздывает, потому что ни один раб не умрёт, пока не получит свой удел сполна. Поэтому бойтесь Аллаха и ищите [ваше пропитание] красиво, беря дозволенное и оставляя запрещённое» [Хаким 2134, Хилья аль-аулия 3/156–157, Сильсиля сахиха 2607]. Поэтому верующий не печалится, когда лишается чего-либо из мирских благ, и даже не помышляет о том, чтобы возместить упущенное недозволенным путём. Он смиренно принимает волю Божью, но не опускает руки и продолжает упорно работать и настойчиво молить о благополучии и прощении. Он готовится к встрече с Аллахом в тот день, когда каждый будет спрошен о благах, которыми пользовался при жизни.

Сообщается, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскрешения раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о том, на что он потратил свою жизнь, как он применял свои знания, как он заработал и на что потратил своё имущество и как он использовал своё тело» [Тирмизи 2417, Сахих ат-таргиб 126]. Обратите внимание, за материальные блага человек будет спрошен дважды: каким путём они были приобретены и как они были потрачены? Но если богатство было нажито нечестным путём, то расходование его на благие цели не избавляет человека от ответственности. В хадисе говорится: «Если человек приобретает имущество, совершая грех, а потом расходует его на родственников, раздаёт милостыню или жертвует им на пути Аллаха, то всё это будет собрано и вместе с ним брошено в Геенну» [Марасиль [1]/119, Сахих ат-таргиб 1721]. Также передают со слов Каба ибн Уджры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не попадут в Рай плоть и кровь, вскормленные запретным. Они больше заслуживают огня» [Ибн Хиббан 5602, Ахмад 14481, Хаким 7163]. А в «Сахихе» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О люди, поистине, Аллах — Благой и принимает только благое» [Муслим 1015].

Запрещённый заработок не приносит человеку пользу даже тогда, когда он раздаёт из него милостыню или совершает на эти средства хадж. Даже мольба того, кто ест, пьёт и одевается из заработанного нечестным путём, не доходит до нашего Господа. Конечно, потратить такое имущество на помощь больным или нуждающимся лучше, чем израсходовать его на греховные удовольствия. Но это не тот путь, который ведёт к спасению и успеху. Избавить от пагубных последствий грехов в этой жизни и после смерти может только искреннее покаяние. Раскаявшийся в грехах своих должен искренне сожалеть о содеянном, много молить Аллаха о прощении и иметь твёрдое намерение никогда не возвращаться к этому греху.

Такого покаяния достаточно, если имущество, приобретённое нечестным путём, было потрачено и не сохранилось. Но если такое имущество сохранилось, то верующий обязан избавиться от него. Это тоже одно из условий искреннего покаяния. Если деньги или вещи были получены от кого-то вопреки его воле (например, украдены, отняты силой или путём мошенничества или получены в качестве ссудного процента от того, кто нуждался и был вынужден взять в долг под проценты), то их необходимо вернуть тому, кому они принадлежат по праву, или его наследникам, а если у этого имущества нет законного владельца, как в случае с деньгами, добровольно отданными в качестве взятки или полученными за какую-либо запрещённую услугу, то их необходимо раздать нуждающимся или потратить на другие благие дела. И лишь в том случае, если принесший покаяние не может найти законного владельца, а сам испытывает материальную нужду, ему разрешается оставить себе часть этого имущества на нужды первой необходимости, а остальное раздать нуждающимся [Зад аль-маад 5/690–691]. Но это не освобождает его от ответственности, если законный владелец объявится спустя некоторое время. Настолько важно искупить содеянное в этом мире прежде, чем наступит день, когда не будет ни динаров, ни дирхемов и люди будут расплачиваться своими деяниями.