وَكُونُوا مَعَ الصَّادِقِينَ
«И будьте с правдивыми» (сура 9 «Покаяние», аят 119)
Когда заходит речь о правдивости, чаще всего нам приходит на ум правдивость в словах и делах. Это одна из наших первейших обязанностей перед Всевышним и перед людьми. И всё же правдивость — больше, чем просто удержание языка от лжи и сдерживание обещаний. Это соответствие убеждений, слов и поступков той истине, которую Аллах заложил в основу мироздания и сделал мерилом добра и благочестия. Это когда человек верует в то, что ниспослано от Господа, а его внешний вид и поведение соответствуют его внутреннему миру. Это когда душа и тело соединяются в покорности Всевышнему, и каждое их движение приближает их к Нему и Его милости.
Как правдивое слово сокрушает и разбивает ложь, так и правдивость делает верующего стойким перед лицом любых вызовов и потрясений. Никакие угрозы и сомнения не могут поколебать его решимости. Ухватившись за истину, он отворачивается от всего, что кроме неё, и очень часто не обнаруживает рядом с собой никого, кроме Аллаха. Но даже для тех, кто находит себя в Аллахе и довольствуется Им, путь длиною в жизнь может быть слишком долгим и опасным, чтобы идти по нему одному. Поэтому Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (сура 9 «Покаяние», аят 119)
. А в хадисе сказано: «Держитесь вместе, ибо, поистине, волк пожирает отбившуюся от стада овцу» [Ахмад 27554, Насаи 922, Абу Давуд 547].
Жизнь часто сводит нас с разными людьми, не спрашивая нашего согласия, но мы вольны решать, с кем из них нам общаться, а кого избегать, кого приближать к себе, а кого держать на расстоянии. Одни из нас расположены к общению, легче переносят обиды и умеют быстрее прощать, другие, наоборот, очень чувствительны и менее общительны от природы. И те и другие, пересекаясь с окружающими, обязательно испытывают на себе их влияние, порой по тем или иным причинам начинают подражать им, а принимая какое-нибудь решение, учитывают их мнение. В одних случаях такое взаимодействие идёт нам на пользу, а в других случаях вредит нашему духовному и мирскому благополучию. Поэтому Коран и Сунна учат нас быть избирательными при выборе приятелей, друзей и попутчиков по жизни.
В этом отношении людей можно разделить на четыре категории. К первой относятся те, общение с которыми приносит одно лишь благо. Оно подобно пище, в которой человек нуждается и без которой не может обойтись, и когда он ощущает голод, то приходит к таким людям, чтобы услышать от них благое слово или ощутить исходящую от них благодать. Всевышний сказал: «Терпеливо будь вместе с теми, которые молятся своему Господу по утрам и перед закатом, взыскуя Его лика. Не отвращай от них твоего взора, желая прелестей ближней жизни» (сура 18 «Пещера», аят 28)
. То есть нахождение рядом с такими людьми лучше, чем земные богатства и удовольствия, и всё потому, что они сами стремятся к довольству Аллаха и призывают к этому других. Своими словами, своим примером, а порой одним своим видом они указывают на путь, ведущий к Аллаху, и отгоняют шайтанов. Передают, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сообщить ли вам о лучших среди вас?» Люди сказали: «Сообщи, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Это те, при виде которых вспоминают Аллаха» [Хайсами 13138].
Ко второй категории относятся те, с кем приходится вести разные дела или обращаться к ним за помощью в мирских вопросах. Мы не можем обойтись без общения с начальниками и подчинёнными, продавцами и покупателями, чиновниками и служащими, врачами и медсёстрами, юристами и консультантами. Такие контакты можно сравнить с приёмом целебного снадобья, которое приносит пользу лишь в определённой дозе и в определённое время. И нам нередко приходится ограждать себя от негативного влияния тех, с кем мы общаемся по работе или по другим делам.
К третьей категории относятся люди, общение с которыми подобно болезни. Оно не обогащает в духовном плане и не приносит материальной выгоды, но обязательно вредит в большей или меньшей степени. И поскольку такие люди порой находятся в нашем ближайшем окружении, избежать общения с ними непросто. Это может быть самодовольный сосед, с которым трудно договориться, или постоянно чем-то недовольный родственник, считающий, что мы должны выслушивать его жалобы и подбадривать его. Иногда после общения с такими людьми остаётся лёгкий осадок, который быстро проходит, а иногда они будто высасывают из тебя всю энергию, и у тебя пропадает желание заниматься делами, и ты винишь в этом самого себя, едва ли осознавая причину того, что произошло с тобой.
Наконец, четвёртая категория — это сторонники новшеств и заблуждений, которые сбивают людей с прямого пути и вселяют в них сомнения. Общение с ними равносильно смертельному яду. Своими разговорами они отдаляют людей от веры и отвращают их от Сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха, приукрашивают грехи и подталкивают к их совершению. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Не делайте своим окружением тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и хотят, чтобы вы попали в трудное положение. Ненависть уже проявилась у них на устах, но то, что скрывают их сердца, ещё хуже» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 118)
.
Мы не знаем того, что в сердцах людей, и порой обольщаемся их внешним видом и красивыми речами. Коран же учит нас видеть то, что скрывается за внешней видимостью вещей, и распознавать людей по их поведению и словам, что слетают с их уст. Всевышний сказал о лицемерах: «Если бы Мы пожелали, то показали бы тебе их, и тогда ты узнавал бы их по приметам. Но ты непременно узнаешь их по оговоркам» (сура 47 «Мухаммад», аят 30)
; «Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты прислушиваешься к их словам. Они будто брёвна, прислонённые [к стене]. Любой крик они считают обращённым против них. Они враги, остерегайся их» (сура 63 «Лицемеры», аят 4)
.
Предостерегая от близости и общения с дурными людьми, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, праведный товарищ и дурной подобны продавцу мускуса и тому, кто раздувает кузнечные мехи. У продавца мускуса ты либо купишь что-нибудь, либо почувствуешь приятный запах, а раздувающий мехи либо опалит твоё тело и одежду, либо ты почувствуешь исходящий от него неприятный запах» [Бухари 2101, Муслим 2628]. А в другом хадисе сказано: «Не дружи ни с кем, кроме верующих, и пусть с тобой не ест никто, кроме богобоязненных» [Абу Давуд 4832, Тирмизи 2395].
Это не значит, что обратившийся к Аллаху должен порвать отношения с теми, кого он любил и с кем дружил прежде. Однако теперь он строит свои отношения на прочной основе — на любви к Богу и покорности Ему, и он предлагает своим прежним и новым друзьям любовь ради Аллаха. Он узрел источник божественного света, испытал на себе его благодать и хочет привести к нему тех, кому он искренне желает добра. Поэтому он заменяет прежние связи, построенные на корыстных или греховных интересах, новыми, которые освящены любовью к Аллаху. И случается, что старые друзья, которые не ищут довольства Всевышнего, сами отдаляются от него, потому что, «когда поминают одного лишь Аллаха, содрогаются от отвращения сердца тех, которые не веруют в последнюю жизнь» (сура 39 «Толпы», аят 45)
.
Люди всегда предпочитают общество тех, кто близок им по духу, и сторонятся тех, кто им чужд и непонятен. И речь не только об общности взглядов и интересов, что помогает находить общие темы для разговора. Духовная близость помогает человеку раскрыться и переводит общение в эмоциональную плоскость, благодаря чему оно доставляет радость и удовольствие. Поэтому тот, кто помышляет о будущей жизни и готовится к ней, находит для себя праведных друзей, которые много поминают Аллаха и избегают праздных речей, а тот, кто ищет ближней жизни, находит себя среди себе подобных. Об этом сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Человек исповедует религию своего друга. Пусть каждый из вас задумается, с кем он дружит» [Ахмад 8398, Абу Давуд 4833, Тирмизи 2378].
Праведный друг побуждает делать добро и удерживает от дурных поступков, делится полезными знаниями и напоминает об Аллахе, помогает замечать милости Аллаха и благодарить за них. Заметив у тебя какой-нибудь недостаток, он обязательно исправит тебя и сделает это красиво, чтобы не задеть твои чувства, а если тебе нужна помощь, то он сделает всё возможное, чтобы помочь тебе, и помолится за тебя перед рассветом. Среди всех людей никто не приносит тебе больше блага, чем праведный друг. Он желает тебе добра, заботится о твоём благополучии и бережёт твою честь и когда он рядом с тобой, и когда он вдали от тебя. Если же ты оступаешься, он не порочит тебя, а помогает тебе подняться и переживает твою неудачу, как свою собственную. Рядом с таким другом ты совершаешь только праведные дела, чаще поминаешь Аллаха и стараешься стать лучше, пусть порой только потому, что стесняешься его присутствия. Ведь даже простое нахождение рядом с ним приносит благо, и когда Аллах прощает собравшихся для поминания Его, Его милость распространяется и на тех, кто сидел рядом с ними. Ангелы говорят: «Господи, среди них есть раб, который много грешит. Он проходил мимо и просто присел рядом с ними». Тогда Аллах сказал: «Я простил и ему. Это такие люди, что сидящий рядом с ними не лишится [Моей милости]» [Бухари 6408, Муслим 2689].
Вот почему верующий ищет себе друзей среди тех, кто обладает такими качествами. Только такая близость, построенная на любви к Аллаху и стремлении к Его довольству, сохранится после воскрешения, когда все остальные связи между людьми порвутся раз и навсегда. «В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных» (сура 43 «Украшения», аят 67)
. Даже самые благородные среди нечестивцев, которые были готовы на любые жертвы ради своих друзей, отрекутся от них перед Аллахом, когда увидят, какую беду они навлекли друг на друга. А верующие, которые любили друг друга ради Аллаха, встречались и расставались ради Него, наоборот, будут сиять от счастья и окажутся в тени Аллаха. Как сказано в хадисе: «В день воскрешения Всевышний Аллах скажет: “Где те, которые любили друг друга ради Моего величия? Я укрою их в Своей тени в этот день, когда нет другой тени, кроме Моей тени”» [Муслим 2566]. А в другой версии сообщается, что они пребудут в тени трона Аллаха [Бусыри 7351].
Любить ради Аллаха можно только того, кого любит Аллах, и только за то, что любо и угодно Ему. Такой любви заслуживают верующие, обладающие твёрдыми знаниями и поступающие в соответствии с ними, отличающиеся благонравием и благочестием. Своей приверженностью Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, они гневят шайтанов и раздражают маловеров. Мусульмане же проникаются к ним уважением и симпатией, а когда они знакомятся с ними поближе, то их сердца наполняются любовью к ним. И кажется, что ты знаешь такого человека уже много лет, и хочется сказать ему о своих чувствах, чтобы и он помнил тебя и относился к тебе особенно. Именно этому нас учил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если кто-либо из вас любит своего брата, пусть скажет ему об этом» [Ахмад 17210, Насаи 9963, Тирмизи 2392].
Но если любовь к правдивым верующим и благорасположение к ним — это признак веры и благочестия, то недоверие и неприязнь к ним — это следствие грехов и низких пристрастий. Поэтому имам аль-Куртуби сказал: «Если кто-либо ощущает неприязнь к достойному или праведному человеку, он должен искать причину этого, и она откроется ему. А после этого он должен избавиться от неё, чтобы спастись от такого порочного качества. То же относится к тем, кто питает симпатию к человеку, обладающему плохими и сомнительными качествами» [Айни 15/297].
Даже разлука с праведным человеком и отдаление от него случаются из-за греха, который овладевает сердцем и оставляет на нём тёмный след. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, не отдаляются друг от друга двое любящих, кроме как из-за греха, который совершил один из них» [Ахмад 5357, Адаб муфрад 401]. Имам аль-Музани сказал: «Если вы обнаружите, что ваши братья стали холодны к вам, то покайтесь Аллаху, потому что вы совершили грех. А если вы обнаружите, что они стали любить вас сильнее, то возблагодарите Аллаха, ибо это случилось благодаря вашим благодеяниям» [Файд Аль-Кадир 5/559].
Мы уже сказали, что не знаем того, что скрывается в сердцах других людей. Но ведь мы не знаем и того, что происходит в наших собственных сердцах. И мы можем лишь косвенно судить об этом по тому, как мы относимся к тем, кто любит Аллаха и крепко держится Его Писания, кто любит Его Посланника и придерживается его Сунны, кто любит благородных сподвижников и тех, кто последовал их путём, кто стремится к будущей жизни и ставит её превыше любых земных приобретений. Если мы любим их и стараемся походить на них, то можем надеяться на встречу с ними, потому что было сказано: «Ты будешь с теми, кого ты любишь». Анас ибн Малик рассказывал, что однажды к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришёл бедуин и спросил: «Когда наступит Судный час?» Он спросил его: «А что ты приготовил для него?» Тот сказал: «Я люблю Аллаха и Его Посланника». Тогда он сказал: «Ты будешь с теми, кого ты любишь» [Бухари 6171, Муслим 2639]. И после обращения в ислам ничто не радовало праведных предшественников больше, чем эти его слова, в которых нет ни лжи, ни преувеличения.