وَاعْبُدْ رَبَّكَ حَتَّى يَأْتِيَكَ الْيَقِينُ

«И поклоняйся твоему Господу, пока смерть не придёт к тебе» (сура 15 «Хиджр», аят 99)

Сколько знамений вокруг нас, мимо которых мы проходим каждый день! Сколько аятов Корана мы слышим, пропуская их мимо ушей, не размышляя над их смыслом! И мы едва ли задумываемся над тем, что каждый день уносит с собой частичку нас самих, которую мы можем сохранить для себя, если посвятим её Аллаху. Конечно, мы нуждаемся в поиске пропитания, отдыхе, общении с близкими и не можем думать только о вечности. Однако же доказывать нашу веру и благодарить Аллаха мы можем в любой жизненной ситуации, порой даже самой обыденной. И весь смысл нашей жизни в том, чтобы мы наконец осознали бессмысленность движения навстречу чему-либо, кроме Аллаха. «Таков Аллах, ваш истинный Господь! Что может быть после истины, кроме заблуждения?» (сура 10 «Юнус», аят 32).

Каждая стоянка на нашем пути — это выбор в пользу того, что уже давно записано и предрешено, но всё же это выбор, который мы делаем сами и который оставляет след на нашей жизни и вокруг нас. Разве не поспешила Хаджар огородить источник воды посреди пустыни, даже не подозревая о том, что он мог превратиться в ручей? Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует Аллах мать Исмаиля! Если бы она не тронула Замзам, то он превратился бы в ручей, текущий по земле» [Бухари 3364].

И сколько таких событий, на которые мы даже не обращаем внимания, происходят с нами едва ли не каждый день, влияя на нашу дальнейшую судьбу и на судьбы других людей. Нет, случайных стоянок не бывает, и все они созданы Мудрым Господом для того, чтобы свершилось задуманное Им и чтобы обнаружилось то, что мы вынашиваем и вскармливаем в своих сердцах.

Задумайтесь над словами нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Будьте правдивы, потому что правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в Рай, и человек продолжает говорить правду и держаться за неё, пока у Аллаха не будет записано, что он правдивый. И остерегайтесь лжи, потому что ложь приводит к греху, а грех приводит в Ад, и человек продолжает лгать и держаться за ложь, пока у Аллаха не будет записано, что он лжец» [Бухари 6094, Муслим 2607].

Человек лжёт один раз, потом другой, а потом свыкается с этим своим состоянием и уже не ощущает стыда перед Аллахом и перед людьми, когда говорит неправду. И в какой-то момент Аллах выносит Свой приговор, и ангелы записывают его в число лжецов. Он ещё ходит по земле и строит планы на будущее, а на небесах он уже записан среди тех злосчастных, которые попадут в Ад, и виной тому его поступки, которые он совершил, не задумываясь об их последствиях. Поступки, которые он без сожаления и раскаяния сделал частью своей жизни и своей вечности.

А бывает и наоборот, когда имя человека ещё при жизни вписывают в книгу праведников, а потом Аллах оберегает его от деяний, разрушающих веру, и прощает ему многое. Разве не сказал наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время приготовлений к походу на Табук: «Не навредит Усману то, что он совершит после сегодняшнего дня»? В тот день благородный сподвижник Усман ибн Аффан пожертвовал тысячу динаров для снаряжения и обеспечения войска, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассыпал монеты на полу своей комнаты и дважды произнёс: «Не навредит Усману то, что он совершит после сегодняшнего дня» [Тирмизи 3701].

А история Хатиба ибн Амра аль-Ляхми? Что может быть поучительнее его истории? Он принял ислам в Мекке и вместе с другими первыми мусульманами вкусил горечь преследований и лишений. Потом он совершил хиджру и сопровождал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, во всех важных походах и сражениях. Когда же начались приготовления к походу на Мекку, он испугался за свою семью и решил предупредить курайшитов о планах мусульман. Всевышний оповестил об этом Своего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и люди схватили женщину, которая везла в Мекку письмо Хатиба. Это было настоящее предательство, но подтолкнуло его на такой поступок опасение за своих близких, которых некому было бы защитить, если бы курайшиты захотели навредить им. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, принял его оправдание и сказал Умару ибн аль-Хаттабу: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников битвы при Бадре и сказал: “Делайте, что хотите, Я прощаю вам”?» [Бухари 4890, Муслим 2494].

Каждый из нас оказывается в ситуации, когда от него требуется доказать веру, открыто встать на сторону справедливости, воздержаться от греха, пожертвовать чем-то ради Аллаха. И необязательно чем-то дорогим, ведь иной раз совершенно неприметный поступок может кому-то спасти жизнь или доставить радость. Главное, чтобы подвигали человека в этот момент желание угодить Аллаху и благодарность Ему, потому что «Аллах принимает только от богобоязненных» (сура 5 «Трапеза», аят 27).

Но можем ли мы знать, что Аллах принял от нас совершённое благодеяние? И можем ли мы полагаться хотя бы на что-либо из того, что совершили или чем пожертвовали? Наши праведные предшественники помнили свои ошибки и забывали о своих благодеяниях, чтобы много просить прощение и уберечься от самолюбования. Более того, они боялись, что их добрые деяния не будут приняты, и надея­лись только на милость Господа. Фадаля ибн Убайд говорил: «Узнать, что Аллах принял от меня хотя бы что-то весом с горчичное зёрнышко, для меня милее, чем целый мир и всё, что есть в нём» [Дурр мансур 3/57].

А как они раскаивались, если совершали что-либо не лучшее! Как долго они вымаливали для себя прощение и совершали добрые деяния, чтобы вычеркнуть содеянный грех из своей книги! Рассказывают, что после заключения Худайбийского мира Умар ибн аль-Хаттаб не находил себе места из-за условий, которые многие сочли унизительными для мусульман. Впоследствии он сильно сожалел о том, что произошло в тот день, и говорил: «Я не прекращал раздавать милостыню, поститься, молиться и освобождать рабов, чтобы искупить то, что совершил в тот день, и опасаясь последствий того, что произнёс, и так продолжалось, пока я не решил, что всё закончилось хорошо» [Ибн Хишам 3/263].

Размышляя над деяниями первых мусульман, убеждаешься в том, что их великие дела, принятые Аллахом и отмеченные Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха, не были результатом случайного, эпизодического порыва веры. Напротив, они были наградой от Аллаха за постоянство, которое они проявляли в поклонении Ему и деянии добра. Каждый раз, когда им приходилось выбирать, они выбирали довольство Аллаха и Его Посланника, и в один прекрасный день Аллах вдохновлял их на такой поступок, который вводил их в число избранных. В число тех, кого Аллах окружает благодатью, удерживает от заблуждения и прощает им, когда они оступаются и просят прощение.

Что же до грешников, то они сами делают выбор в пользу заблуждения, как сказал об этом Всевышний: «Мы отворачиваем их сердца и взоры [от истины], как не уверовали они в неё в первый раз, и оставляем их блуждать в их беззаконии» (сура 6 «Скот», аят 110). То есть каждый раз, когда они видят или слышат знамения Господа, они отворачиваются от них так же, как отвернулись от них в первый раз. И речь ведь не идёт о каких-то особых жизненных ситуациях, подобных наказаниям кровью или нашествиям жаб и саранчи. Нет, чаще всего это обычные, самые заурядные ситуации, когда человеку предоставляется возможность сделать что-то хорошее.

Рассказывают, что когда жена Фараона показала ему Мусу, то сказала: «Он будет усладой моих и твоих очей». На это Фараон ответил: «Твоих очей, а я не нуждаюсь в нём». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал по этому поводу: «Клянусь Тем, Кем только и можно клясться, если бы Фараон согласился с тем, что этот младенец станет усладой для его очей, как это сделала его жена, то Аллах привёл бы его на прямой путь через Мусу, как привёл его жену. Но Аллах отказал ему в этом» [Табари 18/164].

Поразмыслите над этой ситуацией и скажите: разве эти слова Фараона значили так много, что стали для него роковыми? Но картина приобретает совершенно иной вид, если увидеть в поведении египетского владыки результат предыдущих его злодеяний. Все совершённые им несправедливости, вся пролитая им кровь лежали на нём тяжёлым проклятием, когда он увидел этого младенца, которому было суждено разрушить его царство. И он в очередной раз проявил надменность и отвернулся от того пути, что мог привести его к спасению.

Вот почему мы говорим: случайных стоянок не бывает, как не бывает случайных встреч. Кто-то нуждается в милостыне, кто-то спрашивает совет, кто-то просто ищет общения. Но ещё больше в таких встречах, спланированных на небесах, нуждаются те, кто в состоянии помочь страждущим деньгами, делом или просто добрым словом. И кто знает, возможно, для кого-то такая встреча станет тем самым моментом истины, когда определится его дальнейшая судьба.

Помните хадис о прокажённом, плешивом и слепом — трёх израильтянах, которых Аллах подверг испытанию? Ангел пришёл к ним в образе человека и спросил, чего бы им хотелось больше всего. Прокажённый попросил чистой, здоровой кожи и чтобы люди больше не питали к нему отвращения. Ангел прикоснулся к его телу, и его кожа очистилась, а потом он спросил: «А какое имущество тебе хотелось бы иметь?» Тот ответил: «Верблюдов или коров». И Аллах одарил его жерёбой верблюдицей. Плешивый захотел красивые волосы, и Аллах исцелил его и одарил его стельной коровой. Слепой попросил вернуть ему зрение, и Аллах вернул ему зрение, и была дарована ему покрытая овца. Постепенно животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого — стадо коров, а у третьего — отара овец.

Всевышний испытал этих троих сначала суровым недугом и нуждой, а потом выздоровлением и богатством. А спустя некоторое время ангел в образе прокажённого явился первому из них и попросил у него одного верблюда. Тот раздраженно отказал ему, и тогда ангел сказал ему: «Кажется, я узнал тебя! Разве не ты был прокажённым и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах даровал тебе это богатство?» Он ответил: «Нет, я унаследовал это по праву старшинства». Ангел сказал: «Да вернёт тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжёшь!» И тот снова стал бедным прокажённым.

То же самое произошло с плешивым, который не захотел поделиться с бедным путником одной коровой. И потом ангел в образе слепого странника пришёл к тому, кто раньше был слепым, и сказал ему: «Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить свой путь». Тот ответил: «Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому забирай всё, что пожелаешь, и оставь всё, что пожелаешь. Клянусь Аллахом, я не помешаю тебе взять то, что угодно Аллаху». Аллах остался доволен им и разгневался на двух других [Бухари 3464, Муслим 2964].

В похожей ситуации рано или поздно оказывается каждый из нас. И случается, что мы отказываем в помощи людям, которым, возможно, больше не к кому обратиться, забывая о том, как мы сами вымаливали блага у Всевышнего и раздавали обеты. Добившись одной цели, мы начинам строить новые планы, будто пришли в этот мир для того, чтобы оставить в нём вечный след, забывая о том, что Аллах ждёт от нас благодарности не за то, что мы получим в будущем, а за то, что мы уже имеем сегодня. В этом стремлении за постоянно отдаляющейся мечтой мы перестаём замечать не только людей, но и всё, что по-настоящему имеет значение. И если не остановиться вовремя, то можно легко упустить свой момент истины.