فَانظُرْ إِلَى آثَارِ رَحْمَتِ اللهِ

«Посмотри на следы милости Аллаха» (сура 30 «Ромеи», аят 50)

Вселенная вокруг нас полна удивительных знамений. Не просто чудесных образов, звуков или запахов, впечатляющих воображение своим многообразием. Нет, именно знамений, явных и скрытых знаков, проявляющихся в разных предметах или явлениях, но всегда указывающих на их Создателя. Достаточно задуматься над любым творением, чтобы увидеть в нём огромный мир, сложный и в то же время упорядоченный, подчиняющийся строгим законам и имеющий много общего с другими мирами.

Все живые существа состоят из сложных соединений всего четырёх основных элементов: углерода, кислорода, водорода и азота. Хранение и передача наследственной информации также осуществляется благодаря соединениям, состоящим из этих четырёх элементов и фосфора, только очень длинным. В основу этих макромолекул, известных как нуклеиновые кислоты, положено всего пять азотистых оснований, и всё многообразие живого мира происходит от их различных сочетаний.

Каждое царство живых организмов — это целый мир, каждый биологический вид — это целый мир, каждый организм — это целый мир, и даже каждая клетка — это целый мир. Молекулы и атомы — это тоже сложные миры. Их возникновение и разнообразие не могло быть результатом случайной последовательности каких-то реакций или превращений. Они были созданы по замыслу Мудрого и Всемогущего Творца, Который один всё задумал и предопределил, для всего установил меру и срок, а потом всё осуществил и управляет мирами в соответствии с Его изначальным замыслом.

Вселенная, будто книга, содержит идеи, образы и смыслы, которые вложил в неё Создатель. Но не каждый читатель умеет правильно понять то, что хотел донести до него автор. Для этого недостаточно одного лишь внимательного прочтения — нужно прочувствовать книгу сердцем, поверить автору и пойти вслед за ним, чтобы окунуться в созданный им мир и ощутить его тепло и холод, радость и боль. Так же и Вселенная: она открывает свои знаки тем, кто созерцает сердцем, видит картину целиком и ощущает себя частью этого величайшего замысла, в котором нет ничего лишнего и бессмысленного.

Всевышний сказал: «Поистине, в сотворении небес и зем­ли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мёртвую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорно [плывущих] между небом и землёй, есть знамения для людей разумеющих» (сура 2 «Корова», аят 164).

Размышляя над знамениями во Вселенной, верующий прежде всего узнаёт своего Господа. Как аяты Корана описывают качества и деяния Всевышнего, так и Его творения указывают на многие Его качества. Звери, населяющие землю, птицы, летающие в небе, рыбы, обитающие в морях, и черви, живущие под землёй, существуют не независимо друг от друга, а связаны между собой и с окружающей их средой обитания. Животные поедают растения, а их помёт и останки превращаются в питательные вещества для растений. Животные потребляют из воздуха кислород, который вырабатывается растениями под воздействием энергии видимого света. Все эти удивительные связи — творение одного Создателя, Господа небес и земли, Которому нет равных и подобных. Коран гласит: «Аллах не обзавёлся сыном, и нет помимо Него других богов. Иначе каждый бог унёс бы то, что он сотворил, и одни из них возвысились бы над другими» (сура 23 «Верующие», аят 91).

Господь не оставляет Свои творения без присмотра и не предоставляет их самим себе. Он заботится о них каждое мгновение, поддерживая равновесие во Вселенной, и это не утомляет и не обременяет Его. Он удерживает небеса без видимых опор и удерживает поверхность Земли от колебаний. Он не позволяет смешиваться водам рек и морей, отличающимся разной температурой и солёностью. Содержание кислорода в воздухе, солёность воды в океане, угол наклона земной оси, удалённость Земли от Солнца — это лишь некоторые из множества факторов, от которых зависит жизнь на нашей планете. И поддерживает это хрупкое равновесие Тот, Кто обладает совершенным знанием, безграничным могуществом и абсолютной властью.

Господь создаёт творения и направляет их к той цели, для которой они были созданы. Он заставляет клетки дробиться, обособляться и дифференцироваться и заставляет семя расти стеблем вверх и пускать корни вглубь земли. Он внушает пчёлам вести хозяйство в улье, собирать цветочный нектар и общаться друг с другом посредством загадочных танцев. Он направляет человека к тому концу, который был предопределён ему, чтобы вернуть его в землю, из которой он был создан, а потом поднять его из неё в день воскрешения. Всевышний сказал: «Он посылает ветры предвестниками Своей милости. Когда же они несут тяжёлые облака, Мы гоним их к мёртвой земле, проливаем воду и взращиваем ею всякие плоды. Так же Мы воскрешаем мёртвых. Быть может, вы вразумитесь» (сура 7 «Ограды», аят 57).

Коран обращает наши взоры к небесам и рассказывает нам о строении гор и глубинных морях, приводит в пример древние народы и животных, чтобы душа верующего всегда бодрствовала и оставалась чуткой к истине. Наблюдайте за движением звёзд и за сменой дня и ночи, за повадками птиц и зверей, размышляйте над судьбами людей и народов, созерцайте могущество и мудрость вашего Господа. Как сказал Всевышний: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это истина» (сура 41 «Разъяснены», аят 53).

Коран учит нас видеть сердцем: не просто наблюдать за природными явлениями и обнаруживать какие-то закономерности, но задумываться над сутью вещей и явлений. Превращение прожорливой гусеницы сначала в неподвижную куколку, а потом — в прекрасную бабочку напоминает о том, что человек, отказавшись от мирской суеты и обратившись к познанию самого себя, способен преобразиться и развить в себе лучшие качества. Нежный стебель, пробивающийся через твёрдую почву, дарит надежду на то, что росток веры пробьётся через пелену грехов и вырастет в крепкое дерево. И чем тяжелее плоды этого дерева, тем ниже опускаются его ветви и тем скромнее становится человек. И камни тоже бросают только в деревья, которые приносят плоды. Вроде бы простые и очевидные истины, но «как же много на небесах и на земле знамений, мимо которых они проходят и отворачиваются» (сура 12 «Юсуф», аят 105).

Нет, среди людей неверующих немало тех, которые изу­чают природные явления и постигают многие тайны Вселенной. Они научились использовать электромагнитные волны и расщеплять атомные ядра, проникли в далёкие галактики и заглянули в прошлое. Они строят гипотезы о происхождении и строении Вселенной, пытаются доказать существование тёмной материи, объяснить образование чёрных дыр. Они делают удивительные открытия, но ещё больше удивляет упорство, с которым они отказываются уверовать в Аллаха: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были соединены, а Мы разделили их и сотворили всё живое из воды? Неужели они не уверуют?» (сура 21 «Пророки», аят 30).

Они не веруют, потому что их пытливый ум оторван от сердца, а их познания ограничены ближней жизнью. Всё, что они изучают и изобретают, делается для того, чтобы возвыситься в этом мире или облегчить их жизнь в нём. Как сказал Всевышний: «Они знают о ближней жизни только явное, и они беспечны к жизни последней» (сура 30 «Ромеи», аят 7). То есть они не принимают её во внимание, а она неразрывно связана с ближней жизнью и является её продолжением. И происходящее на земле подчиняется не только законам природы, но и другим законам Аллаха, о которых мы узнаём из Корана и Сунны.

Современная наука хотя и заявляет своей целью выработку системного понимания мира, но на практике тяготеет к фрагментарным подходам и узкоприкладным проблемам. Отказавшись от ориентации на истину и объявив критерием легитимности эффективность и прибыльность, наука перестала быть нравственной. А под давлением социальных и политических сил она деградировала дальше и уже превратилась в инструмент спекуляций и манипуляций, что неизбежно отражается на человеке и окружающем мире. В Коране об этом сказано: «А если бы истина зависела от их прихотей, то пришли бы в расстройство небеса, земля и те, кто на них» (сура 23 «Верующие», аят 71).

Поэтому наши наблюдения и размышления должны укладываться в целостное представление о мире и бытии, которое вырисовывается из Книги Аллаха. Всевышний сказал: «Ему принадлежат ключи небес и земли. А те, которые отвергли знамения Аллаха, суть потерпевшие убыток» (сура 39 «Толпы», аят 63). Только Ему известны все тайны небес и земли, все связи между творениями и их предназначение, и мы постигаем из них только то, что Он открывает нам. Принять Его знамения — значит увидеть их место в замысле Аллаха и использовать приобретённые знания для того, чтобы прославлять Его и поддерживать установленный Им порядок. Отвергнуть их — значит использовать эти знания для распространения зла и нарушения порядка и равновесия в обществе и природе.

Неужели вы не видите, что Тот, Кто создал вас, совершенно не нуждается в вас и не опасается вашей измены? Вы не найдёте в Его творении ни малейшей несуразности: огромная Вселенная движется в установленном порядке, миллиарды творений участвуют в осуществлении Его замысла и восхваляют Его, даже ваша тень покорно склоняется перед Ним. И вы не способны ни сбежать от Него, ни уклониться от предначертанной вам судьбы. Вы непременно умрёте, а потом будете воскрешены и ответите за ваши деяния, потому что Господь создал вас не ради забавы. Он вывел вас из Рая и привёл на землю за грех, который совершили ваши прародители, и Он наделил вас разу­мом и указал вам путь, ведущий обратно в райскую обитель. Он подчинил вам то, что есть на земле, и сделал вас наместниками на ней, чтобы увидеть, будете ли вы благодарны или же, наоборот, будете бесчинствовать и творить зло. «Он показывает вам Свои знамения. Какие же знамения Аллаха вы отрицаете?» (сура 40 «Прощающий», аят 81).

Или вы считаете, что ваша судьба в ваших руках? Посмотрите же, как вы уязвимы перед болезнями и стихийными бедствиями, как непрочно ваше благополучие и процветание. Вы строите ваши планы, но всегда и везде происходит только то, что пожелал и предопределил Аллах. «Аллах непременно помогает тем, кто помогает Ему. Поистине, Аллах — Всесильный, Могущественный» (сура 22 «Хадж», аят 40).

Или вы полагаете, что не будете воскрешены? Разве воскресить вас труднее, чем создать эту бескрайнюю Вселенную или вернуть к жизни высохшую пустыню? Разве есть что-то невозможное для Того, Кто знает о каждой капле, которая выпадает на землю, и о каждом семени, которое прорастает в ней? «Он знает то, что проникает в землю, и то, что выходит из неё, и то, что нисходит с неба, и то, что восходит на него, и Он — Милующий, Прощающий» (сура 34 «Сава», аят 2).

Или вы думаете, что ваши деяния останутся незамеченными и что вас не призовут к ответу? Разве вы не видите, что даже муравьи и пчёлы наказывают тех, которые нарушают порядок в семье? «Неужели они не размышляли о самих себе? Аллах сотворил небеса, землю и то, что между ними, не иначе как во истине и только на определённый срок. Но, поистине, многие люди не веруют во встречу со своим Господом» (сура 30 «Ромеи», аят 8).

Они не веруют и не надеются на встречу с Аллахом. Они отворачиваются от Его Книги, которую Он ниспослал как свет и верное руководство. Но даже после этого Аллах не лишает их возможности вернуться к Нему и не перестаёт напоминать им о воскрешении и воздаянии. Его знамения окружают их со всех сторон, потому что второго шанса вернуться в этот мир не будет ни у кого. Потому что последствия неверия в Его знамения будут ужасными и неотвратимыми. Но излечиться от слепоты духовной порой труднее, чем от слепоты, поражающей глаза, и оттого сказал Всевышний: «Я отвращу от Моих знамений тех, которые превознеслись на земле без всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не веруют в него. Если они видят правильный путь, то не следуют им, а если они видят путь заблуждения, то следуют им. Это потому, что они сочли ложью Наши знамения и были беспечны к ним» (сура 7 «Ограды», аят 146).