وَعَلَى اللهِ فَتَوَكَّلُوا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ
«Уповайте только на Аллаха, если вы верующие» (сура 5 «Трапеза», аят 23)
В скольких разных состояниях пребывает сердце человека! Оно так восприимчиво и переменчиво, что не может долго оставаться в одном положении. Оно вдруг наполняется радостью, которую быстро сменяет беспокойство, а потом его прогоняет надежда, чтобы уступить место разочарованию. Упование на Всемогущего Аллаха — самое естественное состояние человеческой души. Как ребёнок тянется к своим родителям и полагается на них, так и человек, увидевший себя перед Господом небес и земли, тянется к Нему и ищет у Него поддержку.
Упование украшает верующего, придаёт ему силу и уверенность, помогает ему связывать своё благополучие не с беспомощными творениями, а с Всемогущим Царём. Он полагается на Него, верит в Его обещание, надеется на Его милость и поддержку. И тот, чья надежда велика и правдива, никогда не будет обманут. Аллах берёт его под Своё покровительство, облегчает ему путь ко всему благому и защищает его от печали и страха. В Коране по этому поводу сказано: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (сура 65 «Развод», аят 3)
.
Разве может быть иначе, если никакая беда не способна поразить человека без ведома Аллаха? Разве может быть иначе, если любое благо выпадает на долю раба только с дозволения его Господа? Он оказывает милость и подвергает испытаниям, ниспосылает блага и лишает удела. Он возвышает одних и унижает других, дарует власть одним людям над другими, чтобы подвергнуть их испытанию друг другом. Он поддерживает жизнь и порядок на небесах и на земле и никогда не оставляет их без присмотра. Он — Истинный Царь, и нет у людей иного защитника и покровителя. Он любит, когда рабы уповают на Него и взывают к Нему за помощью. Он не обманывает ожидания тех, кто искренен и правдив с Ним, и не лишает Своего покровительства тех, кто посвящает Ему свою жизнь.
Для того чтобы уповать на Аллаха должным образом, нужно пройти путём познания Его. Упование всецело связано с убеждённостью в милосердии и мудрости Аллаха, Его могуществе и величии, совершенстве и самодостаточности. Если человек познал безграничное могущество и власть своего Господа, если он уверовал в Его абсолютные качества и не терзается сомнениями, то он не может не полагаться на Него. Поэтому упование — одно из обязательных требований истинной веры. Всевышний сказал: «Верующие только те, чьи сердца боятся при упоминании Аллаха, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты, и которые уповают на своего Господа» (сура 8 «Трофеи», аят 2)
.
Слова «только те» означают, что верующие просто не могут поступать иначе. Они уповают на своего Господа, и чем сильнее их упование, тем совершеннее их вера. Попав в трудную ситуацию, они в первую очередь обращаются с мольбой к Всевышнему. Их сердца устремляются к Нему с раскаянием и надеждой, и они не ищут для себя иных покровителей и помощников. Они задумываются над причинами постигшего их несчастья и понимают, что Любящий Создатель позволил ему случиться только для того, чтобы они опомнились и крепче ухватились за Его спасительную вервь. После этого они принимаются за дела, которые помогут им пережить несчастье, преодолеть трудности и исправить положение.
Упование на Аллаха не противоречит совершению поступков, необходимых для обретения блага и спасения от зла. Напротив, вера в поддержку Господа только тогда называется упованием, когда она сопровождается совершением деяний, необходимых для достижения желаемого результата. Если же человек уповает на помощь Аллаха, не совершая необходимых деяний, то его поведение называется не упованием, а самоуспокоением и легкомыслием.
Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, Он поможет вам и утвердит ваши стопы» (сура 47 «Мухаммад», аят 7)
. Это значит, что помощь Аллаха будет оказана тем верующим, которые совершают добрые дела и помогают Его религии, а не тем, которые надеются на Божью поддержку, пренебрегая своими обязанностями и не стараясь прославить имя Его.
В другом аяте сказано: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что непременно сделает их наместниками на земле» (сура 24 «Свет», аят 55)
. И здесь мы видим, что Аллах обещал одарить властью и влиянием тех верующих, которые совершают праведные дела. Если же мусульмане не следуют путём Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не стремятся к знаниям и не украшают себя праведным нравом, если они впадают в искушение и уступают соблазнам, распространяя на земле смуту и беспорядок, то их надежды на процветание и могущество не сбудутся, пока они не вернутся на прямой путь.
Сегодня многие приверженцы ислама обольщены надеждой на милость Всевышнего. Шайтан успокаивает их тем, что они исповедуют единобожие и не придают Аллаху сотоварищей, а значит, они могут рассчитывать на прощение и высокие ступени в Раю. Некоторые из таких мусульман настолько сбились с пути, что проявляют высокомерие по отношению к простецам и не познавшим истины. Наиболее заблудшие из них взваливают на себя тяжёлое бремя, разбрасываясь словами: «Этот неверующий, а тот попадёт в Ад». Они забывают о том, что истинная вера побуждает к смирению и скромности, доброте и человеколюбию. Верующий не считает себя лучше других людей, а, наоборот, опасается того, что Справедливый Судия предъявит ему более суровый счёт из-за того, что он знал больше, чем остальные.
Надеяться на милость Аллаха может только тот, кто хорошо осведомлён о дороге, ведущей в Рай, обо всех стоянках, препятствиях и опасностях на этом пути и кто продвигается по нему вперёд, испрашивая помощь Господа. Уповать на поддержку Аллаха вправе только тот, кто принял меры предосторожности и сделал всё возможное для достижения искомой цели. И если на этом пути его подстерегают трудности и лишения, то он не впадает в отчаяние и не поворачивается вспять. Он принимает волю своего Господа, не усомнившись в Его заботе и милости. Более того, он надеется на Его награду и твёрдо верит, что вместо упущенного земного удела ему уготовано нечто лучшее — если не в этой жизни, то обязательно после смерти.
Но надеяться на это можно тогда, когда ты сделал всё возможное для достижения благого результата. Если же ты не приложил необходимых усилий и рассчитывал получить от Аллаха поддержку, которую ты не заслужил, то неудача не станет для тебя искуплением. Твои потери не будут возмещены ни в этом мире, ни в будущей жизни, и они не принесут тебе ничего, кроме сожаления и разочарования. Справедливое воздаяние тем, кто не познал своего Господа и избрал неверный путь приближения к Нему!
Некоторые люди оправдывают свою самонадеянность и бездеятельность историей о чудесном спасении из огня пророка Ибрахима, мир ему. Ибн Джарир передал со слов некоторых из соратников Мутамира ибн Сулеймана ат-Тайми, что Джибриль явился к Ибрахиму, мир ему, когда того заковывали в оковы перед сожжением. Ангел сказал: «Ибрахим, нужна ли тебе помощь?» Тот ответил: «Но не от тебя» [Табари 16/309]. Если даже не касаться недостатков этого иснада, достаточно сказать, что пророк Ибрахим, будучи посланником Аллаха, твёрдо знал, что его великая миссия не оборвётся от рук жестокого тирана. Он знал, что Господь небес и земли сдержит обещание и спасёт его из огня. Поэтому он вполне мог отказаться от помощи ангела Джибриля, чтобы дождаться чудесного избавления. Что же касается простых верующих, то помощь Аллаха обещана лишь тем из них, которые совершают праведные деяния, делают всё необходимое для достижения искомых результатов и после этого уповают на Аллаха.
Такое упование приносит удивительные плоды и возвышает верующего до уровня приближённых Аллаха. Это те, которые уверовали в своего Господа, выполняют Его приказы и остерегаются запрещённых поступков. Они ни на мгновение не забывают о том, что их Господь наблюдает за ними. Они совершают добрые дела и вместе с тем испытывают страх перед Его наказанием. И в награду за это Аллах вознаграждает их щедрым уделом, который они получают оттуда, откуда даже не ждут его. Умар ибн аль-Хаттаб рассказывал, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы вы уповали на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание так, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются с полными» [Ахмад 205, Насаи 11805, Тирмизи 2344, Ибн Маджа 4164].
Но как может человек надеяться на помощь Аллаха, если он не познал Его удивительных качеств и не стремится к встрече с Ним? Как может рассчитывать на Его чудесную поддержку тот, кто не признаёт Его законов и не стыдится грехов?
Вспомните удивительный рассказ о том, как Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и его ближайший соратник Абу Бакр, сбежав из Мекки, укрылись от язычников в пещере. Увидев ноги преследователей у входа в пещеру, Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас». В ответ Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, если третий — Аллах?» [Бухари 3653, Муслим 2381].
Вот пример осмысленного упования на Великого Царя, пример твёрдой веры в истинность Божьего обещания со стороны двух рабов, которые были вправе надеяться на близость и присутствие Аллаха. Они уверовали в Него и повиновались ему душой и телом, терпеливо исполняли Его волю и не торопили события в угоду своим страстям. Они боялись грехов и творили добро, выполняя свои обязанности перед Творцом и Его творениями. Благодаря этому они заслужили Его поддержку, и осознание этого усиливало их упование, ведь Всевышний сказал: «Поистине, Аллах — с терпеливыми» (сура 2 «Корова», аят 153)
; «…и знайте, что Аллах — с богобоязненными» (сура 2 «Корова», аят 194)
; «[Знайте же], что Аллах — с верующими» (сура 8 «Трофеи», аят 19)
; «Поистине, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто делает наилучшее» (сура 16 «Пчёлы», аят 128)
.
Как же велика разница между упованием тех двух мужей в пещере и самонадеянностью многих из нас сегодня. У нас есть величайшая из книг, которая несёт свет в сердца людей и содержит решение многих актуальных проблем, но мы носим её в руках, а не в сердце. Мы ухватились за букву закона и не желаем задумываться над его духом и смыслом. Мы претендуем на роль наместников на земле, даже не пытаясь обрести качества, которыми должен обладать наместник. Мы хотим, чтобы весь мир обучался у нас высшим истинам, в то время как сами пренебрегаем ими и не желаем двигаться вперёд. Многие мусульмане превратились в блёклое и кривое отражение некогда великой уммы и готовы свалить вину за свои неудачи на других, тогда как в Священном Коране сказано: «Всё хорошее, что случается с тобой, — от Аллаха, а всё плохое, что случается с тобой, — из-за тебя самого» (сура 4 «Женщины», аят 79)
.
Чем раньше мы осознаем это и вернёмся к правильному пониманию нашей веры, чем скорее мы откажемся от самоуспокоения и станем правильно уповать на нашего Господа, тем больше пользы мы принесём себе и нашей религии. Быть мусульманином непросто. Быть мусульманином — значит уметь любить и сопереживать, осознавать свою ответственность за близких и далёких, поклоняться только Аллаху и жить в строгом соответствии с Его замыслом. Самому человеку не под силу справиться с этим бременем, если только Аллах не окажет ему поддержки. Но помощь Его близка, и могущество Его безгранично, и Он отвечает на мольбы Своих рабов быстрее, чем свет далёких звёзд пронзает небеса. Поэтому только на Него мы уповаем и никого не приобщаем Ему в сотоварищи.