اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ

«Читай с именем твоего Господа, Который сотворил…» (сура 96 «Сгусток крови», аят 1)

Призыв к приобретению и распространению знаний часто повторяется в Священном Коране. Эта книга была ниспослана тем, кто размышляет и обладает разумом, кто слушает и видит сердцем. «Скажи: “Разве равны те, которые знают, и те, которые не знают?” Поистине, вразумляются только обладающие разумом» (сура 39 «Толпы», аят 9). Не равны они, как не равны слепой и зрячий, мёртвый и живой, и превосходство обладающих знанием ясно каждому, кто способен размышлять.

Но можно ли считать знанием всё, чему обучаются люди? Можно ли приравнивать знание к совокупности всего, что мы постигаем из книг, лекций, газет, интернета? Поток информации, который ежедневно обрушивается на нас, содержит много недостоверных сведений, искажающих истинную суть вещей и явлений. Поэтому наш Пророк, мир ему и благословение Аллаха, делил знания на полезные и бесполезные и искал у Аллаха защиты от четырёх вещей: «от знания, которое не приносит пользы, от сердца, которое не испытывает страха [перед Аллахом], от нафса, который не насыщается, и от мольбы, на которую не получают ответа» [Муслим 2722].

Бесполезные знания заполняют сердце и отвлекают человека от высшей цели его бытия — познания Аллаха и поклонения Ему. Полезные знания, напротив, указывают на Аллаха и помогают приблизиться к Нему, радоваться поклонению Ему, ощущать Его присутствие и стыдиться Его. Они очищают сердце от пороков и дурных намерений, побуждают к деянию добра и выполнению наших обязанностей перед Творцом и Его творениями. И основа всех знаний — это богобоязненность.

Всевышний сказал: «Боятся Аллаха среди Его рабов только знающие» (сура 35 «Зиждитель», аят 28). То есть богобоязненность — это высшее проявление и наилучшее мерило знаний, и нет блага в знаниях, которые не очищают сердце и не отдаляют от греха. Как сказал Суфьян ас-Саури: «Знания приобретают для того, чтобы благодаря им остерегаться Аллаха, и превосходство знаний над всем остальным именно в этом» [Джами баян аль-ильм [1]/665].

Абдаллах ибн Масуд сказал: «Боязни Аллаха достаточно в качестве знания, и обольщения [милостью] Аллаха достаточно в качестве невежества» [Ибталь аль-хияль [1]/14]. Он также сказал: «Знание не у того, кто знает много хадисов, а у того, кто больше боится Аллаха». А имам Малик говорил: «Поистине, знание не измеряется множеством риваятов. Знание — это свет, который Аллах помещает в сердце» [Ибн Касир 6/545].

В этом же духе высказался внук Абд-ар-Рахмана ибн Ауфа, кадий Медины Сад ибн Ибрахим. Когда его спросили, кто самый знающий в городе, он ответил: «Тот, кто больше всех боится Господа» [Куртуби 17/376], то есть кто ощущает на себе взор Всевышнего, остерегается совершать поступки, которые ненавистны Ему, и остерегается делать добро не ради Него.

Полезные знания не обольщают верующего, а добавляют ему кротости и смирения. Он не считает себя лучше тех, кто не знает того, чему его обучил Аллах, а напротив, опасается того, что Аллах строго спросит с него за всё, что он делал и говорил. Он не стремится занять почётное место на собрании, чтобы поучать людей, а предпочитает слушать и требовать отчёт от самого себя. Он не скрывает знания, которые приносят пользу, но с каждым говорит на понятном для него языке, чтобы не ввести его в соблазн или не подбросить ему в душу сомнение.

Что же относится к полезным знаниям? Это прежде всего знания об Аллахе, Его качествах и деяниях, а также о том, что Он любит и что приближает к Нему, и том, что Ему ненавистно и что отдаляет от Него. Это также знания о законах, которые Он установил для людей, и законах, которым Он подчинил Вселенную, и пророках, которых Он отправил к людям, и ангелах и других творениях, с которыми неразрывно связана жизнь людей. Все эти знания содержатся в Коране, Сунне и жизнеописании нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Они помогают прожить эту жизнь в соответствии с Божьими установлениями, а после смерти ответить на главные вопросы: кто твой Господь? Какой ты веры? Кто твой пророк?

Для того чтобы ответить на них, недостаточно называться мусульманином и произносить шахаду. Сколько людей, которые были верующими на словах, не могут ответить на эти вопросы, когда ангелы начинают допрашивать их в могиле. Они говорят: «Я не знаю. Я слышал, что люди говорили что-то, и повторял вслед за ними» [Ахмад 25133].

Для того, кто уверовал в жизнь после смерти, нет и не может быть ничего важнее, чем подготовка к этому страшному дню. И чем больше человек познаёт Аллаха, чем ближе он становится к Нему благодаря своим благодеяниям, тем крепче становится древо его веры; и вот он уже совершает благие дела только ради Аллаха, не оставляя места в своей душе ни для корысти, ни для самолюбования. И нет для него большей радости, чем размышление над аятами Корана и деяниями пророков и праведников.

Таким образом, самые полезные знания — это знания о Коране и хадисах, а также о дозволенном и запрещённом в религии. А что же остальные науки? Относятся ли медицина и физика, математика и астрономия, прочие общественные и естественные науки к полезным знаниям? И принесёт ли занятие мирскими науками пользу в жизни вечной?

В этой связи Всевышний приводит нам в пример пророка Давуда и говорит: «Мы научили его изготовлять кольчуги для вас, чтобы они предохраняли вас в битвах. Но разве вы благодарны?» (сура 21 «Пророки», аят 80). Эти слова указывают на превосходство обучения и занятия всякими ремёслами. Как пишет имам аль-Куртуби, пророк Адам был землепашцем, Нух — плотником, Давуд — кузнецом, Лукман — портным, Талут — дубильщиком или водоносом, и это не умаляло их достоинств, а само по себе было достоинством [Куртуби 14/254].

Это же относится ко всем специальностям, которые приносят пользу людям и позволяют зарабатывать на жизнь честным трудом, и для их приобретения, естественно, необходимо изучать определённые науки. Однако мирские науки — это не только средство приобретения земного удела и раскрытия личностного потенциала.

Изучение наук, без которых невозможно жизнеобеспечение общества в конкретных исторических условиях, является коллективной обязанностью мусульман. Это относится, например, к медицине, математике, радиоэлектронике, металлургии, различным сельскохозяйственным, энерготехническим, химико-технологическим наукам и т. п.

В мусульманской стране обязательно должны быть специалисты в самых разных областях для того, чтобы государство могло решать стоящие перед ним задачи и отвечать на вызовы времени, и если в стране есть достаточное количество таких специалистов, то все остальные не обязаны заниматься этими науками, но если таких специалистов недостаточно и мусульмане не прилагают усилий для восполнения этого пробела, то все они несут ответственность за возникающие вследствие этого проблемы.

Причём если в прошлом круг таких специальностей был невелик, то в наше время безопасность любого государства зависит не только от технического оснащения армии, но и от его способности нейтрализовать экономические, экологические, информационные и прочие угрозы. В Коране на этот счёт сказано: «Приготовьте против них сколько можете силы…» (сура 8 «Военная добыча», аят 60).

Некоторые из перечисленных областей знания требуют многолетнего обучения и огромного труда, и успеха в них добиваются лишь люди, страстно отдающиеся своей работе ради достижения цели. Именно благодаря таким специалистам сегодня обеспечивается технологическое и материальное превосходство Запада над остальным миром. Таким специалистом нельзя стать вдруг и по велению эмира. Они вырастают из среды, в которой созданы условия для личностного роста, а система образования построена с учётом объективных возрастных особенностей индивидов и потребностей общества. Как в медных копях нельзя встретить золотой самородок, так и великие учёные не вырастают в обществе, где образованию не уделяют должного внимания.

Тем не менее многие мусульмане сомневаются в важности мирских наук и не пекутся об образовании своих детей. Эта проблема уходит корнями в эпоху колониальных войн, когда система образования, существовавшая в мусульманских странах, была полностью разрушена и детям мусульман позволялось изучать только грамоту и религиозные науки. В результате исламский мир погрузился в мрак невежества и бездеятельности, который не рассеялся до сих пор.

Такие люди спрашивают: стоит ли тратить время на изу­чение мирских наук, если они не приближают человека к Аллаху? Зачем забивать детям голову ненужной информацией, которая отвлечёт их от изучения Корана и религиозных наук?

Сама постановка такого вопроса неправильная, потому что мирские знания могут принести пользу верующему в жизни вечной, если он постигает и использует их ради Аллаха и во благо ислама и людей. Ведь и религиозные знания не приносят пользу сами по себе, пока человек не станет руководствоваться ими на практике или обучать им других, делая это искренне ради Аллаха.

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто изучил знание, которое следовало изучить ради лика Аллаха, только для приобретения посредством них мирских благ, тот не почувствует благоухания Рая в день воскрешения» [Ахмад 8438, Абу Давуд 3664, Ибн Маджа 252]. В другом хадисе, переданном со слов Джабира, говорится: «Не приобретайте знания для того, чтобы соперничать с учёными, спорить с глупцами или выбирать, какое собрание посещать, а если кто-то поступает так, то огонь, огонь!» [Ибн Маджа 254, Сахих аль-джами 6382].

Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри сказал: «Наказание для учёного — это смерть его сердца». Его спросили: «А что значит смерть сердца?» Он сказал: «Это когда ищешь мирских благ за счёт деяний, которые полагается совершать ради последней жизни» [Джами баян аль-ильм [1]/667].

Любые науки необходимо изучать только ради прославления имени Аллаха и использования их в благих целях. Если человек приобретает знания ради славы, богатства или иной корыстной цели, то смятение и беспокойство никогда не покинут его сердце. Благородный сподвижник Зайд ибн Сабит рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кого заботит этот мир, Аллах умножает заботы и помещает бедность у него перед глазами, и из мирских благ он получает только то, что ему было предписано, а тому, кого заботит будущая жизнь, Аллах облегчает дела и помещает богатство в его сердце, и этот мир, сам того не желая, приходит к нему» [Ахмад 21630, Ибн Маджа 4105, Сильсиля сахиха 950].

Нет никаких сомнений в том, что знания об Аллахе превосходят мирские науки. В тафсирах, хадисах и трудах по фикху освещаются основные вопросы, в знании которых человек нуждается больше всего. Однако Аллах создал людей разными, одарил их разными способностями и привил им разные наклонности. Все мусульмане не могут быть знатоками Корана или Шариата. И наша религия не требует от нас этого.

В обязанность каждого верующего входит приобретение лишь тех религиозных знаний, которые необходимы для выполнения обязательных предписаний и избегания грехов. Это — знание основ религии и нравственности, важнейших повелений и запретов Аллаха. Кроме того, каждому мусульманину полагается обучиться чтению Корана на арабском языке, даже если он не понимает его смысла.

Знание тонкостей религии — это обязанность богословов, и если они справляются с нею, то остальные мусульмане могут не знать их. Зато на них лежит ответственность за углублённое изучение тех областей знаний, в которых они специализируются.
Мусульманские общества нуждаются в юристах и врачах, физиках и химиках, инженерах и конструкторах, программистах и архитекторах, преподавателях и воспитателях. Каждый верующий должен применять свои способности там, где он может принести больше всего пользы. Только тогда наша умма превратится в слаженный организм, в котором каждый орган выполняет свою функцию.

Богословы, врачи, инженеры, строители — каждый должен заниматься своим делом и справляться со своими обязанностями наилучшим образом. Это наш долг перед обществом и наш вклад в укрепление уммы. Но ещё более важно — не пренебречь нашими обязанностями перед Аллахом, часто поминать Его и много поклоняться. Многочисленные заботы зачастую не позволяют нам делать это днём. Вот почему каждый верующий, независимо от его рода занятости, должен посвящать часть ночи поклонению Аллаху.

Если ты архитектор и ты действительно любишь Аллаха, тебе не нужно бросать работу и предаваться изучению арабского языка и религиозных наук. Тебе достаточно получить основные знания об исламе и проявлять усердие в поклонении Аллаху по вечерам. Не проводи долгие часы перед телевизором, а посвяти свободное время воспитанию детей, изучению Корана и чтению научной литературы твоего профиля. Быть может, твой путь в Рай лежит через то здание мечети, школы или больницы, которое ты успеешь сконструировать.

Но если свет Аллаха так озарил твою душу, что ты находишь покой только в изучении и распространении ислама, то следуй этим путём до конца. Начни приобретать знания от улемов и не останавливайся на полпути, постарайся должным образом изучить хотя бы одну религиозную науку, пусть даже на это уйдут долгие годы. Поистине, сегодня исламскому миру нужны настоящие учёные и настоящие профессионалы. И помочь в этом может только Всевышний Аллах! И нет силы и мощи ни у кого, кроме Него!