يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ صَلُّواْ عَلَيْهِ وَسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا
«О вы, которые уверовали! Молитесь за его благословение и приветствуйте его миром» (Сура 33 «Полчища», аят 56)
Человеку от природы свойственно любить того, кто делает ему добро. Таких людей мы любим для самих себя и от этого ощущаем себя лучше и полноценнее. Помнить то хорошее, что тебе сделали, и благодарить за него — это так естественно и правильно. В одном из хадисов говорится: «Кто не благодарит людей, тот не благодарит Аллаха» [Ахмад 7495, Абу Давуд 4811, Тирмизи 1955]. И среди всех потомков Адама нашей любви и благодарности больше всего заслуживает Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, который принёс нам Книгу Аллаха и указал нам прямой путь. Это ни в коей мере не умаляет место родителей, хорошее отношение к которым упоминается в Коране сразу после веления поклоняться Аллаху, не придавая Ему сотоварищей. И как родители подарили нам жизнь, оберегали, кормили и обучали нас, так и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был нашим духовным отцом.
Всевышний сказал: «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жёны — их матери» (сура 33 «Полчища», аят 6)
. То есть к жёнам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, должно относиться так же почтительно, как к своей матери, а к нему самому — как к своему отцу. Более того, у него на нас больше прав, чем у нас самих, и любить его полагается сильнее, чем своих родителей, детей и самих себя. Рассказывают, что как-то раз Посланник, мир ему и благословение Аллаха, взял Умара ибн аль-Хаттаба за руку, и тот сказал: «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха, я люблю тебя сильнее всего на свете, кроме самого себя». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, никто из вас не уверует, пока не возлюбит меня сильнее, чем самого себя». Умар сказал: «Теперь я возлюбил тебя сильнее, чем самого себя». Тогда он сказал: «Вот теперь, Умар!» [Ахмад 18981].
Наша вера не будет полноценной до тех пор, пока мы не возлюбим Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, всем сердцем и сильнее, чем даже самих себя. И от нас требуется не только почитать его и защищать его от нападок невежд и обвинений лжецов, но и брать с него пример во всём, повиноваться его приказам, сторониться всего, что он запретил, любить тех, кого он любил, и заботиться о тех, о ком он заботился. Выполнять всё это намного труднее, чем рассыпаться в словесных заверениях в любви к Пророку, мир ему и благословение Аллаха.
Всевышний сказал: «Воистину, к вам пришёл Посланник из вашей среды. Ему тяжко, когда вы попадаете в трудное положение. Он старается для вас. К верующим он сострадателен и милостив» (сура 9 «Покаяние», аят 128)
. Эти качества Пророка, мир ему и благословение Аллаха, побуждают нас любить его и следовать его путём. Он не просто передал нам послание Аллаха, не просто оставил нам знание и был для нас примером, но и переживал за нас, молился за нас, заботился о нас, старался облегчить наши обязанности и наше положение.
Разве не для этого он однажды объединил две дневные и две вечерние молитвы, когда находился в Медине и не было ни дождя, ни опасности? Он днём совершил полуденную молитву вместе с послеполуденной, а вечером — закатную вместе с вечерней. А когда Ибн Аббаса спросили, почему Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поступил так, он ответил: «Он хотел, чтобы его умма не была в стеснённом положении» [Муслим 705, Абу Давуд 1211]. Совершение молитвы вовремя и общение с Господом в назначенный час было для него желаннее, чем всё на свете, но он создал прецедент для того, чтобы мусульмане могли объединить две дневные или две вечерние молитвы, если болезнь или другие обстоятельства не позволяют им совершить одну из молитв вовремя.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, знал, что у него есть известная доля в установлении норм Шариата, и он всячески старался не обременить нас. Мать верующих Аиша рассказывала, что, выбирая из двух деяний, он всегда выбирал то, что было легче, если это не было грехом [Бухари 6126, Муслим 2327]. Когда он передал людям повеление совершать хадж и кто-то из присутствовавших там спросил, нужно ли совершать хадж каждый год, он не ответил ему, а потом сказал: «Если бы я сказал “да”, то это стало бы для вас обязательным, и тогда вы не сумели бы слушаться и повиноваться. Нет, хадж обязателен только раз [в жизни]» [Насаи 3586]. А когда он увидел, как люди каждый вечер в рамадане собираются на молитву таравих, он перестал совершать её вместе с ними в мечети, а потом сказал: «Я видел, как вы поступили, и я не вышел к вам только из-за опасения того, что эта молитва будет вменена вам в обязанность» [Бухари 1129].
Столько таких примеров можно привести из жизни нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха! Требовательный к себе, он всегда был уступчив и снисходителен по отношению к нам. Завершив послеполуденную молитву, он уединялся для совершения дополнительных ракатов и велел остальным мусульманам не делать этого. Иногда он постился несколько дней подряд без разговения, но запретил своим последователям поступать так, чтобы это не навредило их здоровью. Ему нравилось откладывать вечернюю молитву до полуночи, но он лишь изредка делал это, и ему нравилось чистить зубы мисваком перед каждой молитвой, но он не приказал нам поступать так. И многое делал он вопреки своим предпочтениям и о многом умалчивал лишь для того, чтобы религиозные обязанности не стесняли нас.
Вся его жизнь была для нас прекрасным примером, и все его приказы и назидания несли нам одно только благо. Он думал обо всех верующих и о каждом в отдельности. Он думал о мужчинах и женщинах, стариках и детях, правителях и подчинённых, бедных и богатых, работодателях и работниках. Особую заботу он проявлял о сиротах, вдовах, немощных стариках, больных и тех, кто больше всего нуждается в поддержке. Во время проповедей он говорил: «Я ближе к каждому верующему, чем он сам, и если кто-нибудь оставил после себя какое-нибудь имущество, то оно отходит к его семье, а если он оставил после себя долг или неимущих близких, то это — ко мне и я беру на себя заботу о них» [Муслим 867].
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позаботился даже о тех бедных мусульманах, которые не имеют возможности принести жертву в Курбан-байрам. Рассказывают, что на праздник жертвоприношения он купил двух жирных рогатых баранов, оба были оскоплённые и с чёрно-белой шерстью, и он зарезал одного из них от имени всех мусульман, которые засвидетельствовали единство Аллаха и его пророчество, а второго — от имени своего и своей семьи [Ибн Маджа 3122]. И частичка награды за то жертвоприношение достанется каждому мусульманину, приносящему два свидетельства, от первых мухаджиров и ансаров до тех, кто будет жить в конце времён.
Никто из людей не сделал нам больше добра, чем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а мы так мало знаем о нём и едва ли представляем себе, сколько пользы принесли нам его мольбы и благодеяния и сколько бед они отвратили от нас. Он просил Аллаха уберечь мусульман от заблуждений, не губить их так, как были погублены древние народы, и не позволять врагам истребить их. Однажды он зашёл в небольшую мечеть в поселении бану Муавия и совершил долгую молитву, моля Всевышнего защитить его умму от наводнений, засухи и разногласий, и как он печалился из-за того, что Аллах принял только две мольбы и не принял третью [Муслим 2890].
Он молился о нашем благополучии и прощении каждую ночь и в каждой молитве больше, чем мы сами молимся за себя. Как-то раз он сказал: «Аллахумма, прости Аише прежние и будущие грехи и то, что она совершила втайне, и то, что она совершила открыто». Его слова обрадовали Аишу, и она засмеялась. Он спросил: «Тебя порадовала моя мольба?» Она сказала: «Отчего же мне не радоваться твоей мольбе?» Он сказал: «Клянусь Аллахом, я так же молюсь за мою умму в каждой молитве» [Ибн Хиббан 7153, Сильсиля сахиха 2254].
В другой раз он сказал, что Ибрахим призвал Аллаха словами: «Господи, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне» (14:36). Иса сказал: «Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они — Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты — Могущественный, Мудрый» (5 :118). Потом он, мир ему и благословение Аллаха, поднял руки и сказал: «Аллахумма, моя умма! Моя умма!» — и заплакал. Тогда Аллах призвал Джибриля и сказал: «Иди к Мухаммаду и спроси его, почему он плачет». Вернувшись, Джибриль передал Господу слова, которые и без того были известны Ему. И Аллах сказал: «Иди к нему и скажи, что Мы поступим с его уммой так, что он будет доволен, и Мы не огорчим его» [Муслим 202].
Разве это не благая весть для каждого, кто следует путём этого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и ощущает себя частью его блаженной уммы? Абдаллах ибн Аббас сказал: «Мухаммад не будет доволен, пока хотя бы один из его последователей будет в Аду» [Дурр мансур 8/542]. Поэтому свою самую важную мольбу он оставил на день воскрешения, чтобы заступиться за верующих, когда никто другой не сможет сделать этого. Передают со слов Анаса ибн Малика, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У каждого пророка была мольба, с которой он обращался и непременно получал ответ, а я оставил свою мольбу, чтобы заступиться за моих последователей в день воскрешения» [Бухари 6305, Муслим 200].
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, любил своих сподвижников, дорожил ими и знал, на какие жертвы они пошли для того, чтобы защитить и поддержать его. Но ему также были показаны будущие поколения мусульман, и он возлюбил их тоже и удивлялся тому, с какими соблазнами и трудностями они столкнутся. Однажды к нему подошёл человек и сказал: «О Посланник Аллаха, туба для того, кто увидел тебя и уверовал в тебя». Арабское слово طُوبَى — ‘вечное счастье’, ‘бесконечная радость’ — также означает название дерева в Раю. В данном случае имеется в виду, что увидеть Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и уверовать в него — это большое счастье. В ответ он сказал: «Туба для того, кто увидел меня и уверовал в меня. Но туба и ещё раз туба для того, кто не видел меня и уверовал в меня» [Ибн Хиббан 7272]. Анас ибн Малик рассказывал, что слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я хотел бы встретиться с моими братьями». Люди недоумённо спросили: «Разве мы не твои братья?» Он ответил: «Вы — мои сподвижники, а мои братья — те, которые не видели меня и уверовали в меня» [Ахмад 12601, Сильсиля сахиха 2888].
Он хотел увидеть тех, кто последует его путём после него, и он непременно встретит их возле своего водоёма и напоит их водой, что белее молока и слаще мёда. И если мы хотим напиться той воды, которая навсегда избавляет от жажды, то мы должны всем сердцем возлюбить нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как он любил нас, и желать встречи с ним, как он желал встречи с нами. И мы должны следовать его путём и повиноваться ему не только на словах, но и на деле, ставя его слова выше любых других суждений и выше наших пожеланий, беря с него пример и подражая ему во всём.
Для того чтобы мы помнили и не забывали об этом, Всевышний приказал нам молиться за Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Молитесь за его благословение и приветствуйте его миром» (сура 33 «Полчища», аят 56)
. Это не просто наша обязанность перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха. Это наша благодарность ему и признание его права на нас, а также признание высокого положения его, его семьи и его потомков. И тому, кто призывает благословение на Пророка и его семью, Аллах прощает грехи и очищает сердце. Сам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал об этом: «Кто призвал на меня благословение один раз, того Аллах благословит десять раз» [Муслим 408].
Задумаешься над этим — и понимаешь, что мольба за Пророка, мир ему и благословение Аллаха, приносит тебе больше пользы, чем мольба за самого себя. Ведь если Аллах благословляет человека, то прощает ему многое, возвышает его и говорит о нём с ангелами. А кроме того, мольба за Пророка, мир ему и благословение Аллаха, избавляет от печали и облегчает путь к успеху. Как-то раз Убайй ибн Каб сказал: «О Посланник Аллаха! Я много молюсь за твоё благословение. Какую часть моей мольбы мне посвящать тебе?» Он ответил: «Сколько пожелаешь». Убайй спросил: «Четверть?» Он сказал: «Сколько пожелаешь, но если прибавишь, то это будет лучше для тебя». Он спросил: «Половину?» Он сказал: «Сколько пожелаешь, но если прибавишь, то это будет лучше для тебя». Он спросил: «Две трети?» Он сказал: «Сколько пожелаешь, но если прибавишь, то это будет лучше для тебя». Он сказал: «Тогда я буду молиться только за тебя». А Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «В таком случае ты будешь избавлен от забот и тебе будут прощены твои грехи» [Тирмизи 2457, Мишкат аль-масабих 929].
Читайте также: Его нравом был Коран