Хвала Всевышнему, Который ниспослал нам Своё безупречное Писание и направил к нам Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха), ставшего живым воплощением этого Писания. Он пришёл как милость для миров и передал нам ясное руководство, которое необременительно для тела и незаменимо для души. Он сказал о себе: «Я был послан для того, чтобы довести до совершенства лучшие проявления нравственности» [Баззар]. А его жена, мать правоверных ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала о нём: «Его нравом был Коран».
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был мягким, великодушным и благородным человеком. Он оказывал радушный приём незнакомцам, любил слушать своих товарищей и каждому из них уделял неподдельное внимание. Он смеялся над тем, над чем смеялись они, и удивлялся тому, чему удивлялись они. Он не был грубым в общении и не совершал постыдных поступков, не позорил людей и старался не замечать то, что ему не нравилось. Если люди обращались к нему за помощью, он удовлетворял их просьбы, если имел возможность, а если нет, то отвечал им добрым словом. Таким его запомнили сподвижники (да будет доволен ими Аллах), а Всевышний назвал его человеком «великого нрава» (сура 68 «Письменная трость», аят 4)
.
В другом аяте говорится: «Посланник Аллаха был прекрасным примером для вас, для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и на Последний день и много поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21)
. Жизнь этого благороднейшего человека, его слова и поступки — это наилучший пример для каждого, кто стремится обрести спасение и милость Аллаха в Судный день, много поминает Его, просит у Него прощения и благодарит Его при любых обстоятельствах.
Предписания Корана были фрагментами мозаики, а вся жизнь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) представляла собой эту мозаику в собранном, законченном виде. Его слова никогда не расходились с делами, и он наилучшим образом исполнял то, к чему призывал своих последователей. Наказав проявлять милосердие и снисходительность, он сам многократно демонстрировал, как красиво нужно прощать людей и находить для них оправдание. Запретив гневаться, он первым избегал гневливости и раздражённости. То же самое можно сказать о любом нравственном качестве. А это означает, что нам остаётся только изучать его Сунну и по мере возможностей стараться следовать ей.
Казалось бы, равняться на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) намного легче, чем исполнять предписания, не проиллюстрированные ничьим личным примером. «Но ведь он был Пророком!» — скажут многие, и будут правы. Он был защищён от грехов, а сердце его было омыто в золотом тазу водой Замзама. Аллах избрал его и окружил верными товарищами, которые поддерживали его и в беде, и в радости. Он видел Рай и Ад, разговаривал с ангелами и точно знал, что его делу уготован славный конец. Да, он был обычным человеком и не обладал никакими божественными свойствами. Он не был ангелом или сверхчеловеком, чувствовал физическую боль и душевные страдания. Но при этом он был человеком с большой буквы, достигшим предельно возможного для существ из плоти и крови совершенства. В отличие от нас, которым до этого так далеко!
Подчёркивая разницу между ним и остальными людьми, его жена ‘Аиша вопрошала: «А кто из вас способен владеть собой так, как владел собой Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» [Бухари]. А объясняя свою способность соблюдать пост в течение нескольких дней без разговения, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я не подобен вам… Мой Господь кормит меня и поит».
«Куда же нам до него, если сам Аллах кормил и поил его? Нам не достичь таких высот, как бы мы ни старались…» Подобные мысли посещали и тех, кто жил в эпоху Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Имам аль-Бухари передаёт, что однажды к домам жён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) пришли три человека, которые стали расспрашивать о том, как он поклоняется Аллаху. Когда им рассказали об этом, они, видимо, посчитав, что это не так уж много, сказали: «Как далеко нам до Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которому изначально прощены все прегрешения!» Потом один из них сказал: «Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт!» Другой сказал: «А я буду постоянно соблюдать пост». Третий же сказал: «А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь». А потом к ним подошёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который спросил: «Это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также женюсь на женщинах, а тот, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения!»
Поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был совершенным человеком и не грешил, эти люди решили, что для того чтобы хоть немного сократить расстояние между ним и собой, им нужно стараться делать что-то сверх того, что делает он. И в своём стремлении снискать довольство Всевышнего и уберечься от Его кары они поспешили взять на себя тяжкие обязательства, предположив, что это поможет им искупить те многочисленные упущения, которые они, будучи обыкновенными людьми, несомненно, делают.
Но Посланник (мир ему и благословение Аллаха) указал им на их ошибку, разъяснив, что ничего сверх предписанного исламом от них не требуется. Религия Всевышнего совершенна, и не нужно привносить в неё ничего нового: если бы в этом дополнительном бремени, которое они хотели взвалить на себя, было какое-то благо, то Всевышний и так предписал бы эти действия и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) первым совершил бы их. Ведь он достиг высот благочестия не потому, что его сердце очистили ангелы, а потому что он не отступал от велений Господа в своих словах и поступках. Его Сунна — это кратчайший путь к нравственному совершенству и душевной чистоте, и путь этот доступен каждому, кто возжелал встретить Всевышнего Аллаха довольным и обрести покой в Его Раю.
Сунна — это прямой путь между двумя крайностями. Это золотая середина между чрезмерностью и нерадением. В ней нет ни излишнего усложнения, ни попустительства. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) делал благое постоянно, но при этом придерживался умеренности и не доводил себя до изнеможения — ведь на душу не возлагается ничего, кроме того, что ей по силам.
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) любил уединяться для поклонения Всевышнему, но находил время и для своей семьи, и для своих сподвижников, и для насущных дел. Он довольствовался малым и любил раздавать милостыню, но при этом заботился о своих домочадцах и их обеспечении. Будучи требовательным к себе, он не переставал заботиться о тех верующих, которые слабы духом или телом. Он искал для них оправдание и просил Аллаха Всевышнего облегчить их обязанности. Выбирая из двух поступков, он всегда склонялся к менее тяжёлому, если тот не был грехом. А некоторые из обрядов поклонения, которые были дозволены ему, он даже запрещал совершать своим последователям, как в случае с соблюдением поста без разговения в течение нескольких дней.
Несмотря на это, встречаются люди, которые считают следование Сунне чем-то невероятно сложным, почти невозможным. Некоторые из них говорят: «Он был Божьим избранником и пророком, а мы — обыкновенные люди, и мы не можем исповедовать религию так, как исповедовал он. Нам не под силу то, что удавалось ему».
Под этим предлогом они лишь хотят плыть по течению и потакать своим слабостям. Как похожи их слова на слова тех сподвижников, которые сочли деяния Пророка (мир ему и благословение Аллаха) недостаточными для себя, и как непохожи их намерения! Тех тревожило, что совершённых ими добрых дел может не хватить для спасения после смерти, а эти ищут оправдание своим слабостям, чтобы уклониться от исполнения своих обязанностей. Они ссылаются на то, что пример Посланника (мир ему и благословение Аллаха) — это недосягаемый идеал. Но невозможность достичь совершенства — одно, а нежелание трудиться ради приближения к этому совершенству — совсем другое, и первое не служит оправданием второму.
Безусловно, нам никогда не стать такими, какими были посланники нашего Господа, и с этим не поспоришь. Но это и не повод опускать руки и отказываться от стремления к совершенству. В конце концов нам было приказано лишь брать с него пример, стараться походить на него нравом и деяниями и по мере сил сокращать расстояние между нашим положением и его. Разумеется, в Раю положение пророков будет намного выше положения миллионов простых верующих. Но каждому из нас даны все возможности для того, чтобы трудиться, заботясь о правильном исповедании религии и усердствуя в совершении благих дел, увеличивающих нашу награду и помогающих нам не только попасть в Рай, но и подняться на высокие ступени там.
Следовать путём Посланника (мир ему и благословение Аллаха) нужно по мере возможностей, а не по мере желания. В одном из хадисов так и говорится: «Избегайте того, что я вам запретил, а из того, что я велел вам, делайте то, что сможете, ибо, поистине, ваших предшественников погубило лишь то, что они задавали много вопросов и не соглашались со своими пророками» [Бухари; Муслим].
Это не значит, что мы можем выбирать из того, что оставил нам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), выполняя одни предписания и пренебрегая другими. Благочестие заключается в выполнении всего, что вменено нам в обязанность, и в отстранении от всего, что запрещено, а если верующий изыщет возможность совершить что-либо хорошее сверх этого, то добавит свет к своему свету и опередит многих.
Уверовать полностью — значит подчинить свои желания тому, что ниспослал Аллах в Своём Писании и что приказал Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха). В Коране сказано: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (сура 33 «Союзники», аят 36)
.
Но как положиться на выбор, который сделал за тебя Всевышний? Это удаётся только тем, которые доверяют Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Они не сомневаются в Его обещании и поддержке, и поэтому они доверяют Ему не только своё имущество, но и свои жизни и свои семьи. Вот истинная вера, к которой нужно стремиться и ради которой нужно бороться с искушениями шайтана и собственными слабостями.
Пусть же Всевышний Аллах поможет нам следовать Его Писанию и идти по стопам Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы мы могли встретиться с ним после воскрешения, напиться из его водоёма и порадоваться его заступничеству!