Человеку отведено в нашем мире высокое и почётное место, отличающее его от всех остальных существ, обитающих на земле. Более того, этот мир и всё, что есть в нём, подчинены ему. Это одно из проявлений того почёта, который оказал человеку Всевышний Аллах. Первое кораническое обращение, ниспосланное Всевышним Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), было адресовано человеку и имело целью почтить и возвысить его. Всевышний сказал: «Читай, ведь Господь твой — Наищедрейший. Он научил посредством пера — научил человека тому, чего тот не знал» (сура 96 «Сгусток», аяты 3–5).

Наищедрейший Господь излил на нас Свою щедрость и Свои милости. Он выделил нас среди остальных существ, также сотворённых Им, научив тому, чего мы не знали. Он не перестает оказывать нам почёт с того дня, как создал нашего прародителя Адама. Он создал его Своими Руками, и эта особая милость упоминается в словах Всевышнего: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими двумя Руками?» (сура 38 «Сад», аят 75). Создав тело человека из глины, Аллах вдохнул в него от Своего духа, и эта душа не умирает со смертью тела. У неё есть все шансы обрести достойную вечную жизнь, если только человек добровольно не откажется от этой чести.

Аллах наградил человека явным преимуществом перед небожителями и научил его «всем именам», то есть названиям вещей. Он пожелал устроить человеку достойный приём и повелел ангелам пасть ниц перед Адамом, приветствуя его таким образом. Аллах отвёл ему почётное место и приготовил для него прекраснейшую обитель. В ней он поселил первого человека, и в неё вернутся его верующие потомки. Это Рай, о котором мечтает каждый верующий.

Иблис сразу понял, какое место займёт человек при Господе, и им овладели зависть и гордыня. Он отказался поклониться Адаму и заявил, что намерен приложить все усилия для того, чтобы лишить этой чести как можно больше его потомков. К сожалению, он трудится на этом неправедном пути до сих пор, и достаточно успешно. Каждый, кто следует за шайтаном и вступает на его путь, добровольно унижает себя и лишает себя того почёта, который оказал ему Создатель.

Всевышний Аллах сказал: «Мы почтили сынов Адама и носили их по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 70).

Самый известный толкователь Корана среди сподвижников ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал, что под почётом подразумевается разум, который дарован человеку. Его мнение подтвердили и другие учёные. Например, имам аль-Куртуби сказал: «Правильное мнение — что Всевышний Аллах превознёс человека над другими творениями посредством дарованного ему разума, который приспосабливает человека к возложению на него религиозных обязанностей и ответственности за совершаемые действия».

Ибн ‘Атыйя сказал: «Всевышний Аллах почтил человека и превознёс его над другими творениями посредством разума. Разум позволяет человеку обретать власть над другими живыми существами, познавать Аллаха, понимать Его слова и снискать обещанное Им блаженство».

Другой толкователь Корана, имам ат-Табари считал, что почёт, который Аллах оказал человеку, выражался в подчинении ему остальных творений и возвышении его над ними.

Шейх ас-Са‘ди в комментарии к данному аяту пишет: «Это означает, что Всевышний Аллах почтил человека разными способами. Он даровал ему всё то благое, с чем связаны его потребности, почтив человека таким образом и максимально облегчив человеку доступ к этим благам».

Но, сколько бы предположений ни высказали толкователи Корана относительно смысла этого аята, сам по себе он яснее и прекраснее любого толкования. Текст Корана — это высшая степень ясности и красноречия, и совершенно очевидно, что слова людей не могут сравниться со словами Всевышнего.

Лучшим подтверждением этого можно считать приведённые выше толкования улемов, которые охватывают лишь некоторые стороны или проявления почёта, оказанного человеку Всевышним. Люди просто не способны охватить все значения, которые Аллах вложил в это слово, и передать глубочайший смысл, заключённый в нём.

Всевышний Аллах оказал человеку почёт, направив к нему посланников и ниспослав ему Писания. Он окружил человека Своей заботой и не предоставил его самому себе, дабы тот не скитался во мраке заблуждения и неведения. От посланников Всевышнего и из священных писаний люди узнают о цели своего существования и о том, что они должны делать, а чего не должны.

Аллах оказал человеку почёт, даровав ему единобожие и освободив его от рабской покорности и поклонения кому бы то ни было, кроме Него. Поэтому верующий устремляется всем сердцем к одному лишь Аллаху, обращается с мольбами к одному лишь Аллаху, связывает свои надежды только с Ним и боится только Его. Он обретает полную свободу и не поклоняется ничтожным и презренным лжебогам, поклонение которым — позор и унижение. Вот величайший почёт, который оказан человеку.

Господь самодовлеющ и не нуждается в нашем поклонении, но поклонение необходимо нам самим, ибо оно делает нашу жизнь достойной, а нас — счастливыми. Оно спасает от унижения, злосчастья и скверной участи в мире вечном. Отец пророков Ибрахим (мир ему) пытался спасти своего отца из омута примитивного идолопоклонства, разъясняя ему, сколь унизительно и недостойно человека то, чем он занимается, и как негативно отражается это на всей его жизни.

Всевышний сделал человека наместником на земле, и это — ещё одна милость, которой Он почтил человека. Коран гласит: «Вот твой Господь сказал ангелам: “Я установлю на земле наместника”» (сура 2 «Корова», аят 30). Аллах также пожелал, чтобы только человек имел одежду, которая украшает его и скрывает его недостатки и всё, что не следует видеть чужому глазу. Разве это — недостаточное подтверждение значимости человека и того места, которое было отведено ему?

Всевышний Аллах предоставил человеку способы связи с Ним, и это еще одно из проявлений почёта, который оказан человеку. Связь с Господом не предполагает никаких посредников, и любой из потомков Адама может связываться с Ним ежечасно и ежеминутно. Эта связь даёт человеку силу и помогает ему исполнять возложенную на него миссию наместника.

Мгновения, когда человек стоит пред Господом, обращаясь к Нему с мольбой и ощущая свою связь с Ним, — наилучшие мгновения в жизни верующего. Ничто не приносит ему таких чувств и ощущений, как духовная близость с Всевышним. Когда человек ощущает эту связь всем своим существом, дух его просветляется и сердце его наполняется спокойствием и умиротворением. Это ни с чем несравнимое счастье.

Всевышний Аллах также дал человеку возможность поддерживать гармонию в своей душе и научил его избавляться от душевных тревог и мук совести, возникающих из-за нарушения равновесия между удовлетворением потребности в поклонении Всевышнему и удовлетворением мирских потребностей. Совершенная жизненная система, дарованная нам Господом, позволяет поддерживать гармонию между религиозным и мирским, оставаясь полноценной и уравновешенной личностью.

К проявлениям почёта, который Всевышний оказал человеку, относится и милосердие, которым пронизаны законы Его Шариата. Всевышний Аллах ниспослал эти законы ради блага самого человека. Предназначение этих законов — приносить пользу и благо человеку. Они учитывают человеческую природу и полностью согласуются с ней. В Священном Коране сказано: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (сура 4 «Женщины», аят 28). Всевышний также сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура 2 «Корова», аят 286).

Ещё одно проявление почёта, который Всевышний Аллах оказал человеку, — запрещение всего, что наносит вред нашему разуму, будь то колдовство, суеверия, опьяняющие напитки или наркотические вещества. К проявлениям уважения к человеческому разуму, которому учит ислам, относятся многочисленные побуждения к использованию разума, размышлениям и созерцанию, содержащиеся в Коране и Сунне, и предостережения от того, чтобы без разбора «начинять» свой разум всевозможной информацией, в том числе бесполезной и вредной.

Всевышний также почтил человека, защитив его имущество посредством справедливых норм Шариата. В Коране сказано: «Не присваивайте незаконно имущество друг друга» (сура 2 «Корова», аят 188). Защита частной собственности, наряду с защитой религии, жизни, разума и рода, относится к пяти основополагающим целям мусульманского законодательства.

Возвышение человеческих ценностей и воспевание добродетелей также относится к проявлениям почёта, который Всевышний Аллах оказал человеку. Согласно исламу, человек может и должен украшать себя добродетелями и прекрасными нравственными качествами всегда и везде, а также сохранять и проповедовать человеческие ценности.

Уважение воли человека — ещё одно проявление почёта, который Аллах оказал потомкам Адама. Священный Коран гласит: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (сура 2 «Корова», аят 256). В другом аяте говорится: «Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует. Мы приготовили для несправедливых огонь, который будет стеной окружать их со всех сторон» (сура 18 «Пещера», аят 29).

Почёт, который Всевышний Аллах оказал человеку, не ограничен местом или временем, и смерть не лишает человека этого почёта. Ислам запретил глумиться над телом человека после его смерти. Со смертью тело человека не перестаёт быть неприкосновенным. Наставляя мусульман перед очередным походом, наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) наказывал им не уродовать тела убитых врагов и не глумиться над ними. С таким же наставлением обращались к войскам праведные халифы, правившие уммой после кончины Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

Ислам учит тому, что жизнь человека не заканчивается с его смертью, ибо после смерти есть другая жизнь, которая представляет собой продолжение земного существования человека. Это настоящая жизнь, полная несравненно больших ощущений и красок, и настоящий почёт, которого заслуживает человек, приходит к нему после смерти.

Тех, кто в земной жизни почитал своего Господа и тех, кому Он оказал почёт, почтенной делегацией проведут в райские сады, а тех, кто отвернулся от милости своего Господа и унижал тех, кому Он оказал почёт, соберут в аду униженными и покинутыми. Пусть же Аллах не лишает нас разума, которым Он почтил рабов Своих, и доведёт до конца милость, которую Он оказал нам, и соберёт нас вместе с теми, кто будет удостоен наивысших почестей и наивысшего прощения!